Решение и предписание по делу № 383-ж/2014 по жалобе ООО «Уралэлектра»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: № 383-ж/2014
Дата публикации: 3 июля 2014, 15:36

 

Р Е Ш Е Н И Е № 383-ж/2014

 

03 июля 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Кокшаровой И.О.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

в ходе рассмотрения жалобы ООО «Уралэлектра», в присутствии:

- представителя Областного государственного бюджетного учреждения «Безопасный город» Челябинской области, действующего на основании доверенности от 02.07.2014,

- представителя Областного государственного бюджетного учреждения «Безопасный город», действующего на основании Приказа № 5-ОК от 15.01.2014,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Уралэлектра» (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении открытого конкурса среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключить контракт на предоставление услуг по техническому обслуживанию постов системы видеонаблюдения АПК «Безопасный город» по линии охраны общественного порядка и выявлению административных правонарушений по линии ГИБДД, установленных на территории г. Челябинска (изв. № 0369200037914000033) (далее – конкурс).

Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте 06.06.2014.

Начальная (максимальная) цена контракта – 6 149 488 рублей 00 копеек.

Конкурсная комиссия сформирована на основании Приказа директора Областного государственного бюджетного учреждения «Безопасный город» Челябинской области № 3 от 16.01.2014.

Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 01.07.2014 в 17:00.

На дату рассмотрения жалобы ООО «Уралэлектра» контракт не заключен.

В жалобе заявителя указано, что заказчик в конкурсной документации установил квалификационные требования к участнику закупки о наличии у него квалифицированных специалистов, что должно подтверждаться копиями сертификатов, а также требования к качеству оказываемых услуг, которое должно подтверждаться сертификатами соответствия, что может привести к необоснованному ограничению количества участников закупки в нарушение пункта 5 части 24 Закона о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.

В конкурсной документации заказчиком установлено в качестве критерия, подтверждающего квалификацию участника закупки, требование о наличии документов, подтверждающих качество услуг и соответствующую квалификацию участника закупки, значимость которого составляет 20 %.

При этом, действующее законодательство предусматривает установление квалификационных требований к участникам закупок в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе, не соответствие которым является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 1 статьи 24 Закона о размещении заказов заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как следует их части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Как следует из части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).

Таким образом, законодательство о контрактной системе устанавливает императивный запрет осуществления закупок товаров (работ, услуг), входящих в указанный перечень иным способом, чем это предусмотрено в Распоряжении, в том числе путем проведения конкурсных процедур.

Как следует из извещения о проведении закупки заказчик отнес услуги, подлежащие оказанию, а именно: услуги по техническому обслуживанию постов системы видеонаблюдения, к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКДП) -32.20.92.000.

Перечень включает в себя пункт 32 по ОКДП - компоненты электронные; аппаратура для радио, телевидения и связи, к которому относится подкод 32.20.92.000 – «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту передающей аппаратуры для радиосвязи, радиовещания и телевидения, аппаратуры электросвязи».

С учетом изложенного, объект закупки, который относится к коду по Перечню, указанному заказчиком в извещении о проведении закупки, обязывает заказчика проводить закупку путем электронного аукциона, тогда как осуществление закупки путем проведения открытого конкурса противоречит части 5 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.

2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В пункте 23 информационной карты заказчик установил в качестве нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе - «качественные характеристики объекта открытого конкурса», показателями которого является «объем практической работы в данной сфере услуг (подтверждается реестром выполненных контрактов) и «количество применения неустоек, штрафов, пеней по результатам выполненных (оказанных) услуг" (подтверждается реестром неустоек, штрафов, пеней)».

Вместе с тем, указание показателей без конкретизации заказчиком их предельных значений не позволит конкурсной комиссии осуществить объективную оценку заявок путем присвоения определенного количества баллов, в виду невозможности установления лучших условий, которые могут предложить участники закупки, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Аналогичные нарушения допущены заказчиком при установлении критериев, подтверждающих квалификацию участников закупки.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, заказчиком установлен императивный запрет указания в документации о закупке обязательных требований к квалификации участника закупки независимо от способа определения поставщика.

В конкурсной документации заказчик неправомерно установил в качестве обязательного требования к исполнителю по контракту наличие у него квалифицированных работников, что подтверждается соответствующими сертификатами и свидетельствами, а также требования к качеству услуг, что также должно быть подтверждено сертификатом соответствия услуг существующим стандартам (пункты 7.1, 7.3 технического задания).

Данные обстоятельства обусловлены тем, что действующим законодательством не предусмотрена обязательная сертификация услуг, подлежащих оказанию, в том числе необходимость обязательного профессионального обучения лиц, осуществляющих указанные услуги.

При этом условия исполнения контракта, установленные заказчиком, должны отвечать требованиям действующего законодательства и согласовываться с другими положениями конкурсной документации.

Однако указанные заказчиком условия исполнения контракта одновременно являются показателями критерия «квалификация участника открытого конкурса» в соответствии с пунктом 23 информационной карты, подтверждение которых не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, что свидетельствует о добровольности предоставления указанных документов в составе заявки.

Таким образом, наличие в конкурсной документации противоречивых и взаимоисключающих требований к исполнителю услуг, как в качестве обязательных условий, так и в качестве показателя критерия оценки заявок, свидетельствует о неоднозначности условий контракта, которые могут привести к ограничению количества участников закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 51, части 3 стать 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Уралэлектра» на действия заказчика обоснованными.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1,9 части 1 статьи 50, части 3 статьи 33, части 5 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены комиссии

В.А. Ливончик

И.О. Кокшарова

 

 ПРЕДПИСАНИЕ № 383-ж/2014

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

 

03 июля 2014 года                                                                           

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

Сапыкиной Н.В.

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Кокшаровой И.О.

-

главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 03.07.2014 года, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО «Уралэлектра» на действия заказчика при проведении открытого конкурса среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключить контракт на предоставление услуг по техническому обслуживанию постов системы видеонаблюдения АПК «Безопасный город» по линии охраны общественного порядка и выявлению административных правонарушений по линии ГИБДД, установленных на территории г. Челябинска (изв. № 0369200037914000033) (далее - конкурс), в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Областному государственному бюджетному     учреждению «Безопасный город»

Челябинской области:

1.1 с момента размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) предписания не заключать контракт по итогам конкурса, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе.

1.2 в срок до 16.07.2014 принять решение об отмене конкурса и разместить указанное решение на официальном сайте.

2. Областному государственному бюджетному     учреждению «Безопасный город» Челябинской области в срок до 23.07.2014 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам конкурса согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), а также надлежащим образом заверенную копию решения об отмене указанного  конкурса и размещения указанного решения на официальном сайте.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии                                                                                  

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии                                                                                               

В.А. Ливочник                

И.О. Кокшарова

stdClass Object ( [vid] => 12894 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 383-ж/2014 по жалобе ООО «Уралэлектра» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12894 [type] => solution [language] => ru [created] => 1406194660 [changed] => 1406194660 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1406194660 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е № 383-ж/2014

 

03 июля 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Кокшаровой И.О.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

в ходе рассмотрения жалобы ООО «Уралэлектра», в присутствии:

- представителя Областного государственного бюджетного учреждения «Безопасный город» Челябинской области, действующего на основании доверенности от 02.07.2014,

- представителя Областного государственного бюджетного учреждения «Безопасный город», действующего на основании Приказа № 5-ОК от 15.01.2014,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Уралэлектра» (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении открытого конкурса среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключить контракт на предоставление услуг по техническому обслуживанию постов системы видеонаблюдения АПК «Безопасный город» по линии охраны общественного порядка и выявлению административных правонарушений по линии ГИБДД, установленных на территории г. Челябинска (изв. № 0369200037914000033) (далее – конкурс).

Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте 06.06.2014.

Начальная (максимальная) цена контракта – 6 149 488 рублей 00 копеек.

Конкурсная комиссия сформирована на основании Приказа директора Областного государственного бюджетного учреждения «Безопасный город» Челябинской области № 3 от 16.01.2014.

Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 01.07.2014 в 17:00.

На дату рассмотрения жалобы ООО «Уралэлектра» контракт не заключен.

В жалобе заявителя указано, что заказчик в конкурсной документации установил квалификационные требования к участнику закупки о наличии у него квалифицированных специалистов, что должно подтверждаться копиями сертификатов, а также требования к качеству оказываемых услуг, которое должно подтверждаться сертификатами соответствия, что может привести к необоснованному ограничению количества участников закупки в нарушение пункта 5 части 24 Закона о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.

В конкурсной документации заказчиком установлено в качестве критерия, подтверждающего квалификацию участника закупки, требование о наличии документов, подтверждающих качество услуг и соответствующую квалификацию участника закупки, значимость которого составляет 20 %.

При этом, действующее законодательство предусматривает установление квалификационных требований к участникам закупок в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе, не соответствие которым является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 1 статьи 24 Закона о размещении заказов заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как следует их части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Как следует из части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).

Таким образом, законодательство о контрактной системе устанавливает императивный запрет осуществления закупок товаров (работ, услуг), входящих в указанный перечень иным способом, чем это предусмотрено в Распоряжении, в том числе путем проведения конкурсных процедур.

Как следует из извещения о проведении закупки заказчик отнес услуги, подлежащие оказанию, а именно: услуги по техническому обслуживанию постов системы видеонаблюдения, к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКДП) -32.20.92.000.

Перечень включает в себя пункт 32 по ОКДП - компоненты электронные; аппаратура для радио, телевидения и связи, к которому относится подкод 32.20.92.000 – «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту передающей аппаратуры для радиосвязи, радиовещания и телевидения, аппаратуры электросвязи».

С учетом изложенного, объект закупки, который относится к коду по Перечню, указанному заказчиком в извещении о проведении закупки, обязывает заказчика проводить закупку путем электронного аукциона, тогда как осуществление закупки путем проведения открытого конкурса противоречит части 5 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.

2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В пункте 23 информационной карты заказчик установил в качестве нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе - «качественные характеристики объекта открытого конкурса», показателями которого является «объем практической работы в данной сфере услуг (подтверждается реестром выполненных контрактов) и «количество применения неустоек, штрафов, пеней по результатам выполненных (оказанных) услуг" (подтверждается реестром неустоек, штрафов, пеней)».

Вместе с тем, указание показателей без конкретизации заказчиком их предельных значений не позволит конкурсной комиссии осуществить объективную оценку заявок путем присвоения определенного количества баллов, в виду невозможности установления лучших условий, которые могут предложить участники закупки, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Аналогичные нарушения допущены заказчиком при установлении критериев, подтверждающих квалификацию участников закупки.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, заказчиком установлен императивный запрет указания в документации о закупке обязательных требований к квалификации участника закупки независимо от способа определения поставщика.

В конкурсной документации заказчик неправомерно установил в качестве обязательного требования к исполнителю по контракту наличие у него квалифицированных работников, что подтверждается соответствующими сертификатами и свидетельствами, а также требования к качеству услуг, что также должно быть подтверждено сертификатом соответствия услуг существующим стандартам (пункты 7.1, 7.3 технического задания).

Данные обстоятельства обусловлены тем, что действующим законодательством не предусмотрена обязательная сертификация услуг, подлежащих оказанию, в том числе необходимость обязательного профессионального обучения лиц, осуществляющих указанные услуги.

При этом условия исполнения контракта, установленные заказчиком, должны отвечать требованиям действующего законодательства и согласовываться с другими положениями конкурсной документации.

Однако указанные заказчиком условия исполнения контракта одновременно являются показателями критерия «квалификация участника открытого конкурса» в соответствии с пунктом 23 информационной карты, подтверждение которых не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, что свидетельствует о добровольности предоставления указанных документов в составе заявки.

Таким образом, наличие в конкурсной документации противоречивых и взаимоисключающих требований к исполнителю услуг, как в качестве обязательных условий, так и в качестве показателя критерия оценки заявок, свидетельствует о неоднозначности условий контракта, которые могут привести к ограничению количества участников закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 51, части 3 стать 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Уралэлектра» на действия заказчика обоснованными.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1,9 части 1 статьи 50, части 3 статьи 33, части 5 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены комиссии

В.А. Ливончик

И.О. Кокшарова

 

 ПРЕДПИСАНИЕ № 383-ж/2014

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

 

03 июля 2014 года                                                                           

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

Сапыкиной Н.В.

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Кокшаровой И.О.

-

главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 03.07.2014 года, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО «Уралэлектра» на действия заказчика при проведении открытого конкурса среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключить контракт на предоставление услуг по техническому обслуживанию постов системы видеонаблюдения АПК «Безопасный город» по линии охраны общественного порядка и выявлению административных правонарушений по линии ГИБДД, установленных на территории г. Челябинска (изв. № 0369200037914000033) (далее - конкурс), в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Областному государственному бюджетному     учреждению «Безопасный город»

Челябинской области:

1.1 с момента размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) предписания не заключать контракт по итогам конкурса, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе.

1.2 в срок до 16.07.2014 принять решение об отмене конкурса и разместить указанное решение на официальном сайте.

2. Областному государственному бюджетному     учреждению «Безопасный город» Челябинской области в срок до 23.07.2014 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам конкурса согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), а также надлежащим образом заверенную копию решения об отмене указанного  конкурса и размещения указанного решения на официальном сайте.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии                                                                                  

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии                                                                                               

В.А. Ливочник                

И.О. Кокшарова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е № 383-ж/2014

 

03 июля 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Кокшаровой И.О.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

в ходе рассмотрения жалобы ООО «Уралэлектра», в присутствии:

- представителя Областного государственного бюджетного учреждения «Безопасный город» Челябинской области, действующего на основании доверенности от 02.07.2014,

- представителя Областного государственного бюджетного учреждения «Безопасный город», действующего на основании Приказа № 5-ОК от 15.01.2014,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Уралэлектра» (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении открытого конкурса среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключить контракт на предоставление услуг по техническому обслуживанию постов системы видеонаблюдения АПК «Безопасный город» по линии охраны общественного порядка и выявлению административных правонарушений по линии ГИБДД, установленных на территории г. Челябинска (изв. № 0369200037914000033) (далее – конкурс).

Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте 06.06.2014.

Начальная (максимальная) цена контракта – 6 149 488 рублей 00 копеек.

Конкурсная комиссия сформирована на основании Приказа директора Областного государственного бюджетного учреждения «Безопасный город» Челябинской области № 3 от 16.01.2014.

Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 01.07.2014 в 17:00.

На дату рассмотрения жалобы ООО «Уралэлектра» контракт не заключен.

В жалобе заявителя указано, что заказчик в конкурсной документации установил квалификационные требования к участнику закупки о наличии у него квалифицированных специалистов, что должно подтверждаться копиями сертификатов, а также требования к качеству оказываемых услуг, которое должно подтверждаться сертификатами соответствия, что может привести к необоснованному ограничению количества участников закупки в нарушение пункта 5 части 24 Закона о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.

В конкурсной документации заказчиком установлено в качестве критерия, подтверждающего квалификацию участника закупки, требование о наличии документов, подтверждающих качество услуг и соответствующую квалификацию участника закупки, значимость которого составляет 20 %.

При этом, действующее законодательство предусматривает установление квалификационных требований к участникам закупок в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе, не соответствие которым является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 1 статьи 24 Закона о размещении заказов заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как следует их части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Как следует из части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).

Таким образом, законодательство о контрактной системе устанавливает императивный запрет осуществления закупок товаров (работ, услуг), входящих в указанный перечень иным способом, чем это предусмотрено в Распоряжении, в том числе путем проведения конкурсных процедур.

Как следует из извещения о проведении закупки заказчик отнес услуги, подлежащие оказанию, а именно: услуги по техническому обслуживанию постов системы видеонаблюдения, к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКДП) -32.20.92.000.

Перечень включает в себя пункт 32 по ОКДП - компоненты электронные; аппаратура для радио, телевидения и связи, к которому относится подкод 32.20.92.000 – «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту передающей аппаратуры для радиосвязи, радиовещания и телевидения, аппаратуры электросвязи».

С учетом изложенного, объект закупки, который относится к коду по Перечню, указанному заказчиком в извещении о проведении закупки, обязывает заказчика проводить закупку путем электронного аукциона, тогда как осуществление закупки путем проведения открытого конкурса противоречит части 5 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.

2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В пункте 23 информационной карты заказчик установил в качестве нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе - «качественные характеристики объекта открытого конкурса», показателями которого является «объем практической работы в данной сфере услуг (подтверждается реестром выполненных контрактов) и «количество применения неустоек, штрафов, пеней по результатам выполненных (оказанных) услуг" (подтверждается реестром неустоек, штрафов, пеней)».

Вместе с тем, указание показателей без конкретизации заказчиком их предельных значений не позволит конкурсной комиссии осуществить объективную оценку заявок путем присвоения определенного количества баллов, в виду невозможности установления лучших условий, которые могут предложить участники закупки, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Аналогичные нарушения допущены заказчиком при установлении критериев, подтверждающих квалификацию участников закупки.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, заказчиком установлен императивный запрет указания в документации о закупке обязательных требований к квалификации участника закупки независимо от способа определения поставщика.

В конкурсной документации заказчик неправомерно установил в качестве обязательного требования к исполнителю по контракту наличие у него квалифицированных работников, что подтверждается соответствующими сертификатами и свидетельствами, а также требования к качеству услуг, что также должно быть подтверждено сертификатом соответствия услуг существующим стандартам (пункты 7.1, 7.3 технического задания).

Данные обстоятельства обусловлены тем, что действующим законодательством не предусмотрена обязательная сертификация услуг, подлежащих оказанию, в том числе необходимость обязательного профессионального обучения лиц, осуществляющих указанные услуги.

При этом условия исполнения контракта, установленные заказчиком, должны отвечать требованиям действующего законодательства и согласовываться с другими положениями конкурсной документации.

Однако указанные заказчиком условия исполнения контракта одновременно являются показателями критерия «квалификация участника открытого конкурса» в соответствии с пунктом 23 информационной карты, подтверждение которых не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, что свидетельствует о добровольности предоставления указанных документов в составе заявки.

Таким образом, наличие в конкурсной документации противоречивых и взаимоисключающих требований к исполнителю услуг, как в качестве обязательных условий, так и в качестве показателя критерия оценки заявок, свидетельствует о неоднозначности условий контракта, которые могут привести к ограничению количества участников закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 51, части 3 стать 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Уралэлектра» на действия заказчика обоснованными.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1,9 части 1 статьи 50, части 3 статьи 33, части 5 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены комиссии

В.А. Ливончик

И.О. Кокшарова

 

 ПРЕДПИСАНИЕ № 383-ж/2014

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

 

03 июля 2014 года                                                                           

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

Сапыкиной Н.В.

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Кокшаровой И.О.

-

главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 03.07.2014 года, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО «Уралэлектра» на действия заказчика при проведении открытого конкурса среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключить контракт на предоставление услуг по техническому обслуживанию постов системы видеонаблюдения АПК «Безопасный город» по линии охраны общественного порядка и выявлению административных правонарушений по линии ГИБДД, установленных на территории г. Челябинска (изв. № 0369200037914000033) (далее - конкурс), в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Областному государственному бюджетному     учреждению «Безопасный город»

Челябинской области:

1.1 с момента размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) предписания не заключать контракт по итогам конкурса, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе.

1.2 в срок до 16.07.2014 принять решение об отмене конкурса и разместить указанное решение на официальном сайте.

2. Областному государственному бюджетному     учреждению «Безопасный город» Челябинской области в срок до 23.07.2014 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам конкурса согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), а также надлежащим образом заверенную копию решения об отмене указанного  конкурса и размещения указанного решения на официальном сайте.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии                                                                                  

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии                                                                                               

В.А. Ливочник                

И.О. Кокшарова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 383-ж/2014 [format] => [safe_value] => № 383-ж/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-03 09:36:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-03 09:36:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1406194660 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )