Постановление по делу № 35А-03/14 в отношении Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства»

Номер дела: № 35А-03/14
Дата публикации: 11 апреля 2014, 10:05

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу
об административном правонарушении № 35А-03/14


 

11 апреля 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) Семёнова Елена Григорьевна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 35А-03/14, возбужденного в отношении Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МП «УК ЖКХ») (зарегистрировано по адресу: 456580, Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Курчатова, 3, ИНН 7412013548, КПП 741201001, ОГРН 1097412000355) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ), в присутствии законного представителя МП «УК ЖКХ» директора <...>, защитника <...> (ордер на участие в деле от 25.02.2014 № 018), специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России Ефимовой Т.В.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В связи с наличием в действиях МП «УК ЖКХ», выразившихся в необоснованном уклонении от заключения договора водоснабжения с ООО «Сфера», признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Челябинское УФАС России на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение МП «УК ЖКХ» № 16-03/13 о необходимости прекращения указанных действий путем заключения договора водоснабжения с ООО «Сфера» в срок до 28 ноября 2013 года.

4 декабря 2013 года в адрес Челябинского УФАС России поступило письмо МП «УК ЖКХ», в котором было указано, что договор на водоснабжение был направлен в адрес ООО «Сфера».

По состоянию на 13 декабря 2013 года МП «УК ЖКХ» не представило доказательств заключения с ООО «Сфера» договора на водоснабжение.

Изучив имеющиеся материалы, Приказом от 19.12.2013 № 377 Челябинским УФАС России в отношении МП «УК ЖКХ» было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии представитель ООО «Сфера» пояснил, что 06.12.2013 им был получен договор водоснабжения от МП «УК ЖКХ», который после рассмотрения и согласования был подписан сторонами.

МП «УК ЖКХ» также направило своего представителя, который подтвердил, что 05.12.2013 в адрес ООО «Сфера» был направлен договор водоснабжения, подписанный сторонами 06.12.2014.

Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 11 февраля 2014 года по делу № 60-03/13 действия МП «УК ЖКХ», выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения договора водоснабжения с ООО «Сфера», были признаны нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Считаю, что Комиссия правомерно квалифицировала указанные действия МП «УК ЖКХ» как злоупотребление доминирующим положением по следующим основаниям.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

МП «УК ЖКХ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, МП «УК ЖКХ» обязано соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе регламентированные пунктом 5 данной статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о водоснабжении договор водоснабжения является публичным договором.

На основании пункта 4 статьи 13 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.

Таким образом, Комиссия обоснованно пришла к выводу о том, что у МП «УК ЖКХ» отсутствовали основания для отказа в заключении договора водоснабжения, МП «УК ЖКХ» обязано было заключить данный договор с ООО «Сфера».

Однако, как подтверждается материалами дела, в нарушение данного требования МП «УК ЖКХ» уклонилось от заключения с ООО «Сфера» договора водоснабжения в отношении потребителей с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области.

ООО «Сфера» заключило 1 октября 2013 года договор аренды муниципального имущества (имущественный комплекс объектов водоснабжения и водоотведения) с Администрацией Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района

10 октября 2013 года ООО «Сфера» обратилось в МП «УК ЖКХ» для заключе-ния договора водоснабжения населения и социальных объектов Еманжелинского сельского поселения.

29 октября 2013 года МП «УК ЖКХ» в своем ответе указало, что вопрос о заключении договора на отпуск питьевой воды остается открытым по причине неполного перечня документов, необходимых для заключения договора, а также в связи с нерешенностью вопроса относительно погашения задолженности предшествующей организации – ООО «Сервис-Чепфа» и определения Администрации Еманжелинского сельского поселения в качестве гаранта договора водоснабжения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 11.02.2014 по делу № 60-03/13 действия МП «УК ЖКХ», выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения договора на оказание услуг водоснабжения с ООО «Сфера», признаны нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является принятие решения Комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Решение Челябинского УФАС России вступило в законную силу 11.02.2014, что в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ с 11.02.2014 исчисляется годичный срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

27 февраля 2014 года на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении № 35А-03/14 начальником отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России Дозморовой Д.А. в отношении МП «УК ЖКХ» был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ. На составление и подписание протокола об административном правонарушении законный представитель МП «УК ЖКХ» не явился, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направив защитника <...> (ордер на участие в деле от 25.02.2014 № 018).

11 апреля 2014 года на рассмотрении дела № 35А-03/14 законный представитель МП «УК ЖКХ» <...> сообщил, что, по его мнению, МП «УК ЖКХ» не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в отношении с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области, так как на территории села имеются собственные скважины, из которых жители имеют возможность брать необходимое количество воды. Также, как считает <...>, в совершенных МП «УК ЖКХ» действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как выданное Челябинским УФАС России предупреждение от 26.11.2013 № 16-03/13 о необходимости заключить договор водоснабжения с ООО «Сфера» было исполнено им в срок. Так, в адрес ООО «Сфера» МП «УК ЖКХ» доставило проект договора водоснабжения 05.12.2013, в связи с тем, что по состоянию на 28.11.2013 отсутствовали согласования данного договора со всеми службами предприятия, а с 03.12.2013 договор находился в курьерской службе МП «УК ЖКХ».

Защитник <...> поддержал довод <...> об отсутствии в действиях МП «УК ЖКХ» состава административного правонарушения, дополнительно сообщив, что в случае, если антимонопольный орган признает действия МП «УК ЖКХ», выразившиеся в уклонении от заключении договора водоснабжения с ООО «Сфера», противоправными, считает необходимым признать правонарушение малозначительным ввиду следующих причин: предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; совершение административного правонарушения впервые.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения законного представителя МП «УК ЖКХ» <...>, защитника <...>, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

Довод законного представителя МП «УК ЖКХ» <...> о том, что МП «УК ЖКХ» не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в отношении поселка Еманжелинка Еткульского района Челябинской области, так как на территории поселка имеются собственные скважины, из которых жители имеют возможность брать необходимое количество воды, является не состоятельным, поскольку материалами дела подтверждается, что МП «УК ЖКХ» осуществляло услуги по водоснабжению посредством централизованной системы водоснабжения в отношении с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области на протяжение многих лет.

Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении № 35А-03/14 МП «УК ЖКХ» представлено не было.

Таким образом, в силу статьи 4 Закона о естественных монополиях, МП «УК ЖКХ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Статьёй 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьёй 2.2 КоАП РФ установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безралично.

Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, должностное лицо на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Должностным лицом Челябинского УФАС России не выявлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются: предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; совершение административного правонарушения впервые.

При указанных обстоятельствах, учитывая характер совершённого МП «УК ЖКХ» административного правонарушения, а также то, что данное административное правонарушение не повлекло существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для освобождения МП «УК ЖКХ» от административной ответственности и объявления ему устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 2.9, частью 2 статьи 14.31, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Прекратить производство по делу № 35А-03/14 об административном правонарушении, возбуждённому в отношении МП «УК ЖКХ», в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения.

2. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ объявить МП «УК ЖКХ» за нарушение части 2 статьи 14.31 КоАП РФ устное замечание.

Согласно части 3 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2014 года в присутствии: законного представителя МП «УК ЖКХ» <...>, защитника <...> (ордер на участие в деле от 25.02.2014 № 018), специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России Ефимовой Т.В.

По решению лица, рассматривающего настоящее дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления отложено до 14.04.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 14.04.2014.

 

Заместитель руководителя

Е.Г. Семёнова

stdClass Object ( [vid] => 12689 [uid] => 5 [title] => Постановление по делу № 35А-03/14 в отношении Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12689 [type] => solution [language] => ru [created] => 1405570084 [changed] => 1405570084 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1405570084 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу
об административном правонарушении № 35А-03/14


 

11 апреля 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) Семёнова Елена Григорьевна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 35А-03/14, возбужденного в отношении Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МП «УК ЖКХ») (зарегистрировано по адресу: 456580, Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Курчатова, 3, ИНН 7412013548, КПП 741201001, ОГРН 1097412000355) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ), в присутствии законного представителя МП «УК ЖКХ» директора <...>, защитника <...> (ордер на участие в деле от 25.02.2014 № 018), специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России Ефимовой Т.В.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В связи с наличием в действиях МП «УК ЖКХ», выразившихся в необоснованном уклонении от заключения договора водоснабжения с ООО «Сфера», признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Челябинское УФАС России на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение МП «УК ЖКХ» № 16-03/13 о необходимости прекращения указанных действий путем заключения договора водоснабжения с ООО «Сфера» в срок до 28 ноября 2013 года.

4 декабря 2013 года в адрес Челябинского УФАС России поступило письмо МП «УК ЖКХ», в котором было указано, что договор на водоснабжение был направлен в адрес ООО «Сфера».

По состоянию на 13 декабря 2013 года МП «УК ЖКХ» не представило доказательств заключения с ООО «Сфера» договора на водоснабжение.

Изучив имеющиеся материалы, Приказом от 19.12.2013 № 377 Челябинским УФАС России в отношении МП «УК ЖКХ» было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии представитель ООО «Сфера» пояснил, что 06.12.2013 им был получен договор водоснабжения от МП «УК ЖКХ», который после рассмотрения и согласования был подписан сторонами.

МП «УК ЖКХ» также направило своего представителя, который подтвердил, что 05.12.2013 в адрес ООО «Сфера» был направлен договор водоснабжения, подписанный сторонами 06.12.2014.

Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 11 февраля 2014 года по делу № 60-03/13 действия МП «УК ЖКХ», выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения договора водоснабжения с ООО «Сфера», были признаны нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Считаю, что Комиссия правомерно квалифицировала указанные действия МП «УК ЖКХ» как злоупотребление доминирующим положением по следующим основаниям.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

МП «УК ЖКХ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, МП «УК ЖКХ» обязано соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе регламентированные пунктом 5 данной статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о водоснабжении договор водоснабжения является публичным договором.

На основании пункта 4 статьи 13 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.

Таким образом, Комиссия обоснованно пришла к выводу о том, что у МП «УК ЖКХ» отсутствовали основания для отказа в заключении договора водоснабжения, МП «УК ЖКХ» обязано было заключить данный договор с ООО «Сфера».

Однако, как подтверждается материалами дела, в нарушение данного требования МП «УК ЖКХ» уклонилось от заключения с ООО «Сфера» договора водоснабжения в отношении потребителей с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области.

ООО «Сфера» заключило 1 октября 2013 года договор аренды муниципального имущества (имущественный комплекс объектов водоснабжения и водоотведения) с Администрацией Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района

10 октября 2013 года ООО «Сфера» обратилось в МП «УК ЖКХ» для заключе-ния договора водоснабжения населения и социальных объектов Еманжелинского сельского поселения.

29 октября 2013 года МП «УК ЖКХ» в своем ответе указало, что вопрос о заключении договора на отпуск питьевой воды остается открытым по причине неполного перечня документов, необходимых для заключения договора, а также в связи с нерешенностью вопроса относительно погашения задолженности предшествующей организации – ООО «Сервис-Чепфа» и определения Администрации Еманжелинского сельского поселения в качестве гаранта договора водоснабжения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 11.02.2014 по делу № 60-03/13 действия МП «УК ЖКХ», выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения договора на оказание услуг водоснабжения с ООО «Сфера», признаны нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является принятие решения Комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Решение Челябинского УФАС России вступило в законную силу 11.02.2014, что в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ с 11.02.2014 исчисляется годичный срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

27 февраля 2014 года на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении № 35А-03/14 начальником отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России Дозморовой Д.А. в отношении МП «УК ЖКХ» был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ. На составление и подписание протокола об административном правонарушении законный представитель МП «УК ЖКХ» не явился, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направив защитника <...> (ордер на участие в деле от 25.02.2014 № 018).

11 апреля 2014 года на рассмотрении дела № 35А-03/14 законный представитель МП «УК ЖКХ» <...> сообщил, что, по его мнению, МП «УК ЖКХ» не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в отношении с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области, так как на территории села имеются собственные скважины, из которых жители имеют возможность брать необходимое количество воды. Также, как считает <...>, в совершенных МП «УК ЖКХ» действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как выданное Челябинским УФАС России предупреждение от 26.11.2013 № 16-03/13 о необходимости заключить договор водоснабжения с ООО «Сфера» было исполнено им в срок. Так, в адрес ООО «Сфера» МП «УК ЖКХ» доставило проект договора водоснабжения 05.12.2013, в связи с тем, что по состоянию на 28.11.2013 отсутствовали согласования данного договора со всеми службами предприятия, а с 03.12.2013 договор находился в курьерской службе МП «УК ЖКХ».

Защитник <...> поддержал довод <...> об отсутствии в действиях МП «УК ЖКХ» состава административного правонарушения, дополнительно сообщив, что в случае, если антимонопольный орган признает действия МП «УК ЖКХ», выразившиеся в уклонении от заключении договора водоснабжения с ООО «Сфера», противоправными, считает необходимым признать правонарушение малозначительным ввиду следующих причин: предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; совершение административного правонарушения впервые.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения законного представителя МП «УК ЖКХ» <...>, защитника <...>, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

Довод законного представителя МП «УК ЖКХ» <...> о том, что МП «УК ЖКХ» не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в отношении поселка Еманжелинка Еткульского района Челябинской области, так как на территории поселка имеются собственные скважины, из которых жители имеют возможность брать необходимое количество воды, является не состоятельным, поскольку материалами дела подтверждается, что МП «УК ЖКХ» осуществляло услуги по водоснабжению посредством централизованной системы водоснабжения в отношении с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области на протяжение многих лет.

Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении № 35А-03/14 МП «УК ЖКХ» представлено не было.

Таким образом, в силу статьи 4 Закона о естественных монополиях, МП «УК ЖКХ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Статьёй 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьёй 2.2 КоАП РФ установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безралично.

Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, должностное лицо на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Должностным лицом Челябинского УФАС России не выявлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются: предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; совершение административного правонарушения впервые.

При указанных обстоятельствах, учитывая характер совершённого МП «УК ЖКХ» административного правонарушения, а также то, что данное административное правонарушение не повлекло существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для освобождения МП «УК ЖКХ» от административной ответственности и объявления ему устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 2.9, частью 2 статьи 14.31, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Прекратить производство по делу № 35А-03/14 об административном правонарушении, возбуждённому в отношении МП «УК ЖКХ», в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения.

2. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ объявить МП «УК ЖКХ» за нарушение части 2 статьи 14.31 КоАП РФ устное замечание.

Согласно части 3 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2014 года в присутствии: законного представителя МП «УК ЖКХ» <...>, защитника <...> (ордер на участие в деле от 25.02.2014 № 018), специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России Ефимовой Т.В.

По решению лица, рассматривающего настоящее дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления отложено до 14.04.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 14.04.2014.

 

Заместитель руководителя

Е.Г. Семёнова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу
об административном правонарушении № 35А-03/14

 

11 апреля 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) Семёнова Елена Григорьевна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 35А-03/14, возбужденного в отношении Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МП «УК ЖКХ») (зарегистрировано по адресу: 456580, Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Курчатова, 3, ИНН 7412013548, КПП 741201001, ОГРН 1097412000355) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ), в присутствии законного представителя МП «УК ЖКХ» директора <...>, защитника <...> (ордер на участие в деле от 25.02.2014 № 018), специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России Ефимовой Т.В.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В связи с наличием в действиях МП «УК ЖКХ», выразившихся в необоснованном уклонении от заключения договора водоснабжения с ООО «Сфера», признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Челябинское УФАС России на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение МП «УК ЖКХ» № 16-03/13 о необходимости прекращения указанных действий путем заключения договора водоснабжения с ООО «Сфера» в срок до 28 ноября 2013 года.

4 декабря 2013 года в адрес Челябинского УФАС России поступило письмо МП «УК ЖКХ», в котором было указано, что договор на водоснабжение был направлен в адрес ООО «Сфера».

По состоянию на 13 декабря 2013 года МП «УК ЖКХ» не представило доказательств заключения с ООО «Сфера» договора на водоснабжение.

Изучив имеющиеся материалы, Приказом от 19.12.2013 № 377 Челябинским УФАС России в отношении МП «УК ЖКХ» было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии представитель ООО «Сфера» пояснил, что 06.12.2013 им был получен договор водоснабжения от МП «УК ЖКХ», который после рассмотрения и согласования был подписан сторонами.

МП «УК ЖКХ» также направило своего представителя, который подтвердил, что 05.12.2013 в адрес ООО «Сфера» был направлен договор водоснабжения, подписанный сторонами 06.12.2014.

Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 11 февраля 2014 года по делу № 60-03/13 действия МП «УК ЖКХ», выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения договора водоснабжения с ООО «Сфера», были признаны нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Считаю, что Комиссия правомерно квалифицировала указанные действия МП «УК ЖКХ» как злоупотребление доминирующим положением по следующим основаниям.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

МП «УК ЖКХ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, МП «УК ЖКХ» обязано соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе регламентированные пунктом 5 данной статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о водоснабжении договор водоснабжения является публичным договором.

На основании пункта 4 статьи 13 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.

Таким образом, Комиссия обоснованно пришла к выводу о том, что у МП «УК ЖКХ» отсутствовали основания для отказа в заключении договора водоснабжения, МП «УК ЖКХ» обязано было заключить данный договор с ООО «Сфера».

Однако, как подтверждается материалами дела, в нарушение данного требования МП «УК ЖКХ» уклонилось от заключения с ООО «Сфера» договора водоснабжения в отношении потребителей с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области.

ООО «Сфера» заключило 1 октября 2013 года договор аренды муниципального имущества (имущественный комплекс объектов водоснабжения и водоотведения) с Администрацией Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района

10 октября 2013 года ООО «Сфера» обратилось в МП «УК ЖКХ» для заключе-ния договора водоснабжения населения и социальных объектов Еманжелинского сельского поселения.

29 октября 2013 года МП «УК ЖКХ» в своем ответе указало, что вопрос о заключении договора на отпуск питьевой воды остается открытым по причине неполного перечня документов, необходимых для заключения договора, а также в связи с нерешенностью вопроса относительно погашения задолженности предшествующей организации – ООО «Сервис-Чепфа» и определения Администрации Еманжелинского сельского поселения в качестве гаранта договора водоснабжения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 11.02.2014 по делу № 60-03/13 действия МП «УК ЖКХ», выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения договора на оказание услуг водоснабжения с ООО «Сфера», признаны нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является принятие решения Комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Решение Челябинского УФАС России вступило в законную силу 11.02.2014, что в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ с 11.02.2014 исчисляется годичный срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

27 февраля 2014 года на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении № 35А-03/14 начальником отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России Дозморовой Д.А. в отношении МП «УК ЖКХ» был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ. На составление и подписание протокола об административном правонарушении законный представитель МП «УК ЖКХ» не явился, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направив защитника <...> (ордер на участие в деле от 25.02.2014 № 018).

11 апреля 2014 года на рассмотрении дела № 35А-03/14 законный представитель МП «УК ЖКХ» <...> сообщил, что, по его мнению, МП «УК ЖКХ» не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в отношении с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области, так как на территории села имеются собственные скважины, из которых жители имеют возможность брать необходимое количество воды. Также, как считает <...>, в совершенных МП «УК ЖКХ» действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как выданное Челябинским УФАС России предупреждение от 26.11.2013 № 16-03/13 о необходимости заключить договор водоснабжения с ООО «Сфера» было исполнено им в срок. Так, в адрес ООО «Сфера» МП «УК ЖКХ» доставило проект договора водоснабжения 05.12.2013, в связи с тем, что по состоянию на 28.11.2013 отсутствовали согласования данного договора со всеми службами предприятия, а с 03.12.2013 договор находился в курьерской службе МП «УК ЖКХ».

Защитник <...> поддержал довод <...> об отсутствии в действиях МП «УК ЖКХ» состава административного правонарушения, дополнительно сообщив, что в случае, если антимонопольный орган признает действия МП «УК ЖКХ», выразившиеся в уклонении от заключении договора водоснабжения с ООО «Сфера», противоправными, считает необходимым признать правонарушение малозначительным ввиду следующих причин: предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; совершение административного правонарушения впервые.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения законного представителя МП «УК ЖКХ» <...>, защитника <...>, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

Довод законного представителя МП «УК ЖКХ» <...> о том, что МП «УК ЖКХ» не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в отношении поселка Еманжелинка Еткульского района Челябинской области, так как на территории поселка имеются собственные скважины, из которых жители имеют возможность брать необходимое количество воды, является не состоятельным, поскольку материалами дела подтверждается, что МП «УК ЖКХ» осуществляло услуги по водоснабжению посредством централизованной системы водоснабжения в отношении с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области на протяжение многих лет.

Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении № 35А-03/14 МП «УК ЖКХ» представлено не было.

Таким образом, в силу статьи 4 Закона о естественных монополиях, МП «УК ЖКХ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Статьёй 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьёй 2.2 КоАП РФ установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безралично.

Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, должностное лицо на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Должностным лицом Челябинского УФАС России не выявлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются: предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; совершение административного правонарушения впервые.

При указанных обстоятельствах, учитывая характер совершённого МП «УК ЖКХ» административного правонарушения, а также то, что данное административное правонарушение не повлекло существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для освобождения МП «УК ЖКХ» от административной ответственности и объявления ему устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 2.9, частью 2 статьи 14.31, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Прекратить производство по делу № 35А-03/14 об административном правонарушении, возбуждённому в отношении МП «УК ЖКХ», в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения.

2. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ объявить МП «УК ЖКХ» за нарушение части 2 статьи 14.31 КоАП РФ устное замечание.

Согласно части 3 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2014 года в присутствии: законного представителя МП «УК ЖКХ» <...>, защитника <...> (ордер на участие в деле от 25.02.2014 № 018), специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России Ефимовой Т.В.

По решению лица, рассматривающего настоящее дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления отложено до 14.04.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 14.04.2014.

 

Заместитель руководителя

Е.Г. Семёнова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 35А-03/14 [format] => [safe_value] => № 35А-03/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-11 04:05:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-11 04:05:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1405570084 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )