Решение и предписание по делу № 11-04-18.1/14 по жалобе ОАО «АльфаСтрахование» на действия ОАО «Трансэнерго»

Номер дела: № 11-04-18.1/14
Дата публикации: 14 февраля 2014, 14:37

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 12 февраля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 февраля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

-Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

-Расторгуева Ю.М.– начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-Алимова А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу № 11-04-18.1/14 ОАО «АльфаСтрахование» на действия (бездействие) ОАО «Трансэнерго», в присутствии ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «Трансэнерго», ОАО «Россгострах»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.02.2014 в Челябинское УФАС России поступила жалоба ОАО «АльфаСтрахование» на действия (бездействие) ОАО «Трансэнерго» (456770, г. Снежинск, ул. Транспортная, 44), выразившиеся в создании дискриминационных условий при проведении открытого запроса предложений на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта ОАО «Трансэнерго», информация о котором размещена на сайте www.zakupki.gov.ru извещением № 31400853710.

С 25.07.2012 ОАО «Трансэнерго» при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок Госкорпорации «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» протоколом от 07.02.2012 № 37.

31.01.2014 ОАО «Трансэнерго» разместило на сайте www.zakupki.gov.ru извещением № 31400853710 информацию о проведении открытого запроса предложений на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта ОАО «Трансэнерго».

Начальная (максимальная) цена договора: 277 200 рублей.

Место оказания услуг: ЗАТО г. Снежинск, ул. Транспортная, 44.

Срок оказания услуг: с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.

Источник финансирования запроса котировок: финансирование закупки осуществляется за счет средств предприятия.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе котировок: 10 февраля 2014 года в 13 часов 00 минут.

06.02.2014 Челябинским УФАС России размещено уведомление № 11-04-18.1/14, составленное на основании жалобы от 04.02.2014 вх. № 1371 ОАО «АльфаСтрахование», на сайте http://chel.fas.gov.ru/.

Представитель ОАО «АльфаСтрахование» на Комиссии 12.02.2014 поддержал доводы, изложенные в жалобе, и пояснил следующее.

Заказчик, определяя начальную (максимальную) цену контракта, применил  минимальное значение дополнительного понижающего коэффициента к базовым страховым тарифам — 0,7, что нарушает пункты 9, 10 статьи 7 Федерального закона  «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27.10.2010 № 225-ФЗ (далее — Закон № 225-ФЗ).

ОАО «Трансэнерго» не указало в извещении исходные данные для расчета цены, определенные Национальным союзом страхователей ответственности (далее — НССО) в методике определения уровня безопасности ОПО.

Неценовые критерии оценки заявки участников, указанные в пункте 10 информационной карты запроса предложений, а именно: наличие обособленного структурного подразделения в г. Снежинске, уставной капитал более 5 млрд. рублей, нарушают принципы закупки товаров работ, услуг, определенных в части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

С учетом изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об отмене процедуры закупки и обязать заказчика исключить из документации № 140131/5015/100 дискриминационные критерии, разместить в составе документации формы, утвержденные НССО, позволяющие определить значение уровня безопасности в отношении каждого опасного объекта.

Представители ОАО «Трансэнерго» по доводам жалобы ОАО «АльфаСтрахование» пояснили следующее.

Учитывая, что в прошлом году при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности опасного объекта страховщики предложили ОАО «Трансэнерго» самый минимальный понижающий коэффициент, поэтому в документации на 2014 год заказчик изначально установил цену страхования, применив минимальное значение понижающего коэффициента (далее — КУБ) равное 0,7.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования указанного закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах и услугах.

ОАО «Трансэнерго» расположено по адресу: 456770, г. Челябинск, г. Снежинск, ул. Транспортная, 44, поэтому для заказчика удобно исключительно в целях создания для себя условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей, чтобы именно в г. Снежинске находилось структурное подразделение страховой организации.

ОАО «Трансэнерго» заинтересовано в том, чтобы договор был заключен с финансово устойчивой организацией, поэтому был установлен критерий по размеру уставного капитала.

С учетом изложенного, ОАО «Трансэнерго» просит признать жалобу ОАО «АльфаСтрахования» необоснованной.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Довод заявителя о том, что заказчик не вправе устанавливать в документации № 140131/5015/100 цену договора, в которой применен дополнительный понижающий коэффициент, равный 0,7, Комиссия считает обоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 225-ФЗ страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим законом страховой суммы и страхового тарифа.

В пункте 3 статьи 7 Закона об обязательном страховании установлено, что страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом № 225-ФЗ.

Пунктами 6, 7 и 8 статьи 7 Закона № 225-ФЗ  установлено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:

1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;

2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта,  установленных законодательством Российской Федерации.

При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте (пункт 9 статьи 7 Закона № 225-ФЗ).

Страховщик, имеющий намерение оказывать услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности опасного объекта, должен быть членом профессионального объединения страховщиков (пункт 2 статьи 24 Закона № 225-ФЗ).

Профессиональным объединением страховщиков является НССО, действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования опасных объектов.

НССО устанавливает стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении: порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта (пп. 3 п. 1 ст. 19 Закона № 225-ФЗ).

Решением Президиума НССО протоколом от 13.04.2011 (в редакции от 08.06.2011 № 28) утверждены Правила профессиональной деятельности НССО «Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности объекта» (далее — Порядок определения уровня безопасности объекта).

Согласно пункту 3.1 Порядка определения уровня безопасности объекта определение уровня безопасности опасного объекта осуществляется специалистами страховых компаний на основании классификации опасных объектов (Приложение № 1), исходных сведений, предоставляемых владельцем опасного объекта при заключении договора обязательного страхования в соответствии с установленными формами (Приложение № 2) с применением Методик (Приложения № 3-12, далее Методика), определяющих методические принципы и алгоритмы определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, уровня безопасности опасного объекта.

Методика предназначена для специалистов страховых организаций и владельцев опасных объектов для определения понижающих коэффициентов при расчете страховой премии по договору.

Под уровнем безопасности опасных объектов понимается комплексный показатель, характеризующий степень защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасном объекте и последствий указанных аварий.

Интервалы возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта установлены постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии».

Так, с 01.01.2014 до 31.12.2015 интервал возможных значений коэффициента установлен с 0,7 до 1.

В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона № 225-ФЗ при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

ОАО «Трансэнерго» для определения рейтинга заявки по критерию «цена договора» в документации № 140131/5015/100 процедуры закупки установило начальную (максимальная) цену договора с применением коэффициента уровня безопасности 0,7 и указало, что предложения всех участников по цене договора должны быть идентичны.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

Законом 225-ФЗ предусмотрено право применения страховщиками дополнительного понижающего коэффициента к уровню безопасности опасного объекта, при этом уровень безопасности объекта определяется страховщиками самостоятельно на основании исходных данных, представленных ОАО «Трансэнерго».

ОАО «Трансэнерго» при установлении цены договора не руководствовалось положениями Закона № 225-ФЗ, в нарушение которого самостоятельно определило значение дополнительного понижающего коэффициента, установленного Законом 225-ФЗ и Методикой НССО, установив максимальную цену в 277 200 рублей.

В данном случае в связи с тем, что заказчик определил начальную (максимальную) цену договора в сумме 277 200 рублей, страховые организации не смогли воспользоваться своим правом, предусмотренным в части 9 статьи 7 Закона № 225-ФЗ, так как ОАО «Трансэнерго» применило изначально минимальное значение дополнительного понижающего коэффициента со значением 0,7.

Более того, ОАО «Трансэнерго» не указало в техническом задании исходные данные, предусмотренные Методикой, позволяющие определить уровень безопасности и возможность применения значения дополнительного понижающего коэффициента для расчета цены договора.

Учитывая, что НССО устанавливает стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении: порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта (пп. 3 п. 1 ст. 19 Закона № 225-ФЗ), поэтому ОАО «Трансэнерго» не вправе было самостоятельно определять значение дополнительного понижающего коэффициента, а должно было предоставить исходные данные для страховщиков (Методика (Приложение № 2).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Таким образом, Комиссия признает действия ОАО «Трансэнерго», выразившиеся в установлении начальной (максимальной) цены договора с применением дополнительного понижающего коэффициента уровня безопасности 0,7 в документации № 140131/5015/100 и в извещении № 140131/5015/100 от 31.01.2014, а также в неуказании в техническом задании документации № 140131/5015/100 исходных данных, предусмотренных Методикой определения уровня безопасности опасных объектов, утвержденной НССО решением Президиума протоколом от 13.04.2011 (в редакции от 08.06.2011 № 28), нарушением части 1 статьи 2 и пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссией решено выдать ОАО «Трансэнерго» в соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание об устранении нарушения порядка организации торгов, в том числе внесения изменений в документацию запроса предложений и в извещение о проведении запроса предложений.

2. Довод ОАО «АльфаСтрахование» о том, что заказчиком предъявлены необоснованные неценовые критерии оценки заявок участников, а именно: наличие обособленного структурного подразделения в г. Снежинске, наличие уставного капитала свыше 5 млрд. рублей, противоречащие части 1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссией не принимается в силу следующего.

Установление в документации № 140131/5015/100 критерия оценки заявок по наличию у страховщика уставного капитала не менее 5 млрд. рублей является для ОАО «Трансэнерго» принципиально важным и необходим для финансовой устойчивости предприятия, гарантированости получения потерпевшими компенсационных выплат и заинтересованности в скорейшем урегулировании убытков при наступлении страхового случая.

Кроме того, рынок услуг страхования является конкурентным, на территории Российской Федерации зарегистрировано более 8 хозяйствующих субъектов, имеющих размер уставного капитала более 5 млрд. рублей.

Учитывая, что г. Снежинск является закрытым административно-территориальным образованием с особым режимом безопасности функционирования организаций, включая ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании, поэтому критерий оценки заявок участников по наличию у страховой организации обособленного структурного подразделения в г. Снежинске обусловлен особым режимом безопасности ЗАТО.

Критерии оценки заявок участников по наличию уставного капитала в размере не менее 5 млрд. рублей и обособленного структурного подразделения страховщика в г. Снежинске не ограничивают конкуренцию, поскольку данные требования направлены на определение поставляемого товара (услуг) с учетом потребностей заказчика, что не противоречит принципам, указанным в статье 3 Закона о закупках.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ОАО «АльфаСтрахование» на действия ОАО «Трансэнерго» обоснованной;

  2. Признать действия ОАО «Трансэнерго», выразившиеся в установлении начальной (максимальной) цены договора с применением дополнительного понижающего коэффициента уровня безопасности 0,7 в документации № 140131/5015/100 и в извещении № 140131/5015/100 от 31.01.2014, а также в неуказании в техническом задании документации № 140131/5015/100 исходных данных, предусмотренных Методикой определения уровня безопасности опасных объектов, утвержденной НССО решением Президиума протоколом от 13.04.2011 (в редакции от 08.06.2011 № 28), нарушением части 1 статьи 2 и пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках;

  3. Выдать ОАО «Трансэнерго» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения запроса предложений, путём внесения изменений в документацию запроса предложений и в извещение о проведении запроса предложений.

Председатель Комиссии                                                                                  

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии                                                                              

Ю.М. Расторгуева

А.В. Алимова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Челябинской области.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе № 11-04-18.1/13

12 февраля 2014 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- Семёнова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-Алимова А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 1 статьей 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на основании своего решения от 12.02.2014 № 11-04-18.1/14 по жалобе ОАО «АльфаСтрахование» о нарушении ОАО «Трансэнерго» части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ОАО «Трансэнерго» совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения запроса предложений, путём внесения изменений в документацию запроса предложений и в извещение о проведении запроса предложений.

  2. ОАО «Трансэнерго» необходимо в течение одного рабочего дня с момента получения настоящего предписания внести изменения в документацию № 140131/5015/100 в раздел «оценка заявок по критерию «цена договора» («цена единицы товара»)» (стр. 10 указанной документации) и в извещение № 140131/5015/100 от 31.01.2014, исключив минимальное значение дополнительного коэффициента уровня безопасности 0,7, и разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).

  3. ОАО «Трансэнерго» необходимо в течение одного рабочего дня с момента получения настоящего предписания добавить исходные данные в техническое задание документации 140131/5015/100, указанные в Методике определения уровня безопасности опасных объектов, утвержденной НССО решением Президиума протоколом от 13.04.2011 (в редакции от 08.06.2011 № 28).

  4. ОАО «Трансэнерго» представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания в течение пяти дней с момента публикации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) изменений, внесенных в документацию № 140131/5015/100 и в извещение № 140131/5015/100 от 31.01.2014 о проведении запроса предложений.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

А.В. Алимова

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его выдачи.

stdClass Object ( [vid] => 10863 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 11-04-18.1/14 по жалобе ОАО «АльфаСтрахование» на действия ОАО «Трансэнерго» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10863 [type] => solution [language] => ru [created] => 1392367275 [changed] => 1392367275 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1392367275 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 12 февраля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 февраля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

-Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

-Расторгуева Ю.М.– начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-Алимова А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу № 11-04-18.1/14 ОАО «АльфаСтрахование» на действия (бездействие) ОАО «Трансэнерго», в присутствии ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «Трансэнерго», ОАО «Россгострах»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.02.2014 в Челябинское УФАС России поступила жалоба ОАО «АльфаСтрахование» на действия (бездействие) ОАО «Трансэнерго» (456770, г. Снежинск, ул. Транспортная, 44), выразившиеся в создании дискриминационных условий при проведении открытого запроса предложений на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта ОАО «Трансэнерго», информация о котором размещена на сайте www.zakupki.gov.ru извещением № 31400853710.

С 25.07.2012 ОАО «Трансэнерго» при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок Госкорпорации «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» протоколом от 07.02.2012 № 37.

31.01.2014 ОАО «Трансэнерго» разместило на сайте www.zakupki.gov.ru извещением № 31400853710 информацию о проведении открытого запроса предложений на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта ОАО «Трансэнерго».

Начальная (максимальная) цена договора: 277 200 рублей.

Место оказания услуг: ЗАТО г. Снежинск, ул. Транспортная, 44.

Срок оказания услуг: с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.

Источник финансирования запроса котировок: финансирование закупки осуществляется за счет средств предприятия.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе котировок: 10 февраля 2014 года в 13 часов 00 минут.

06.02.2014 Челябинским УФАС России размещено уведомление № 11-04-18.1/14, составленное на основании жалобы от 04.02.2014 вх. № 1371 ОАО «АльфаСтрахование», на сайте http://chel.fas.gov.ru/.

Представитель ОАО «АльфаСтрахование» на Комиссии 12.02.2014 поддержал доводы, изложенные в жалобе, и пояснил следующее.

Заказчик, определяя начальную (максимальную) цену контракта, применил  минимальное значение дополнительного понижающего коэффициента к базовым страховым тарифам — 0,7, что нарушает пункты 9, 10 статьи 7 Федерального закона  «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27.10.2010 № 225-ФЗ (далее — Закон № 225-ФЗ).

ОАО «Трансэнерго» не указало в извещении исходные данные для расчета цены, определенные Национальным союзом страхователей ответственности (далее — НССО) в методике определения уровня безопасности ОПО.

Неценовые критерии оценки заявки участников, указанные в пункте 10 информационной карты запроса предложений, а именно: наличие обособленного структурного подразделения в г. Снежинске, уставной капитал более 5 млрд. рублей, нарушают принципы закупки товаров работ, услуг, определенных в части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

С учетом изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об отмене процедуры закупки и обязать заказчика исключить из документации № 140131/5015/100 дискриминационные критерии, разместить в составе документации формы, утвержденные НССО, позволяющие определить значение уровня безопасности в отношении каждого опасного объекта.

Представители ОАО «Трансэнерго» по доводам жалобы ОАО «АльфаСтрахование» пояснили следующее.

Учитывая, что в прошлом году при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности опасного объекта страховщики предложили ОАО «Трансэнерго» самый минимальный понижающий коэффициент, поэтому в документации на 2014 год заказчик изначально установил цену страхования, применив минимальное значение понижающего коэффициента (далее — КУБ) равное 0,7.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования указанного закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах и услугах.

ОАО «Трансэнерго» расположено по адресу: 456770, г. Челябинск, г. Снежинск, ул. Транспортная, 44, поэтому для заказчика удобно исключительно в целях создания для себя условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей, чтобы именно в г. Снежинске находилось структурное подразделение страховой организации.

ОАО «Трансэнерго» заинтересовано в том, чтобы договор был заключен с финансово устойчивой организацией, поэтому был установлен критерий по размеру уставного капитала.

С учетом изложенного, ОАО «Трансэнерго» просит признать жалобу ОАО «АльфаСтрахования» необоснованной.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Довод заявителя о том, что заказчик не вправе устанавливать в документации № 140131/5015/100 цену договора, в которой применен дополнительный понижающий коэффициент, равный 0,7, Комиссия считает обоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 225-ФЗ страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим законом страховой суммы и страхового тарифа.

В пункте 3 статьи 7 Закона об обязательном страховании установлено, что страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом № 225-ФЗ.

Пунктами 6, 7 и 8 статьи 7 Закона № 225-ФЗ  установлено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:

1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;

2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта,  установленных законодательством Российской Федерации.

При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте (пункт 9 статьи 7 Закона № 225-ФЗ).

Страховщик, имеющий намерение оказывать услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности опасного объекта, должен быть членом профессионального объединения страховщиков (пункт 2 статьи 24 Закона № 225-ФЗ).

Профессиональным объединением страховщиков является НССО, действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования опасных объектов.

НССО устанавливает стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении: порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта (пп. 3 п. 1 ст. 19 Закона № 225-ФЗ).

Решением Президиума НССО протоколом от 13.04.2011 (в редакции от 08.06.2011 № 28) утверждены Правила профессиональной деятельности НССО «Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности объекта» (далее — Порядок определения уровня безопасности объекта).

Согласно пункту 3.1 Порядка определения уровня безопасности объекта определение уровня безопасности опасного объекта осуществляется специалистами страховых компаний на основании классификации опасных объектов (Приложение № 1), исходных сведений, предоставляемых владельцем опасного объекта при заключении договора обязательного страхования в соответствии с установленными формами (Приложение № 2) с применением Методик (Приложения № 3-12, далее Методика), определяющих методические принципы и алгоритмы определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, уровня безопасности опасного объекта.

Методика предназначена для специалистов страховых организаций и владельцев опасных объектов для определения понижающих коэффициентов при расчете страховой премии по договору.

Под уровнем безопасности опасных объектов понимается комплексный показатель, характеризующий степень защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасном объекте и последствий указанных аварий.

Интервалы возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта установлены постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии».

Так, с 01.01.2014 до 31.12.2015 интервал возможных значений коэффициента установлен с 0,7 до 1.

В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона № 225-ФЗ при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

ОАО «Трансэнерго» для определения рейтинга заявки по критерию «цена договора» в документации № 140131/5015/100 процедуры закупки установило начальную (максимальная) цену договора с применением коэффициента уровня безопасности 0,7 и указало, что предложения всех участников по цене договора должны быть идентичны.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

Законом 225-ФЗ предусмотрено право применения страховщиками дополнительного понижающего коэффициента к уровню безопасности опасного объекта, при этом уровень безопасности объекта определяется страховщиками самостоятельно на основании исходных данных, представленных ОАО «Трансэнерго».

ОАО «Трансэнерго» при установлении цены договора не руководствовалось положениями Закона № 225-ФЗ, в нарушение которого самостоятельно определило значение дополнительного понижающего коэффициента, установленного Законом 225-ФЗ и Методикой НССО, установив максимальную цену в 277 200 рублей.

В данном случае в связи с тем, что заказчик определил начальную (максимальную) цену договора в сумме 277 200 рублей, страховые организации не смогли воспользоваться своим правом, предусмотренным в части 9 статьи 7 Закона № 225-ФЗ, так как ОАО «Трансэнерго» применило изначально минимальное значение дополнительного понижающего коэффициента со значением 0,7.

Более того, ОАО «Трансэнерго» не указало в техническом задании исходные данные, предусмотренные Методикой, позволяющие определить уровень безопасности и возможность применения значения дополнительного понижающего коэффициента для расчета цены договора.

Учитывая, что НССО устанавливает стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении: порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта (пп. 3 п. 1 ст. 19 Закона № 225-ФЗ), поэтому ОАО «Трансэнерго» не вправе было самостоятельно определять значение дополнительного понижающего коэффициента, а должно было предоставить исходные данные для страховщиков (Методика (Приложение № 2).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Таким образом, Комиссия признает действия ОАО «Трансэнерго», выразившиеся в установлении начальной (максимальной) цены договора с применением дополнительного понижающего коэффициента уровня безопасности 0,7 в документации № 140131/5015/100 и в извещении № 140131/5015/100 от 31.01.2014, а также в неуказании в техническом задании документации № 140131/5015/100 исходных данных, предусмотренных Методикой определения уровня безопасности опасных объектов, утвержденной НССО решением Президиума протоколом от 13.04.2011 (в редакции от 08.06.2011 № 28), нарушением части 1 статьи 2 и пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссией решено выдать ОАО «Трансэнерго» в соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание об устранении нарушения порядка организации торгов, в том числе внесения изменений в документацию запроса предложений и в извещение о проведении запроса предложений.

2. Довод ОАО «АльфаСтрахование» о том, что заказчиком предъявлены необоснованные неценовые критерии оценки заявок участников, а именно: наличие обособленного структурного подразделения в г. Снежинске, наличие уставного капитала свыше 5 млрд. рублей, противоречащие части 1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссией не принимается в силу следующего.

Установление в документации № 140131/5015/100 критерия оценки заявок по наличию у страховщика уставного капитала не менее 5 млрд. рублей является для ОАО «Трансэнерго» принципиально важным и необходим для финансовой устойчивости предприятия, гарантированости получения потерпевшими компенсационных выплат и заинтересованности в скорейшем урегулировании убытков при наступлении страхового случая.

Кроме того, рынок услуг страхования является конкурентным, на территории Российской Федерации зарегистрировано более 8 хозяйствующих субъектов, имеющих размер уставного капитала более 5 млрд. рублей.

Учитывая, что г. Снежинск является закрытым административно-территориальным образованием с особым режимом безопасности функционирования организаций, включая ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании, поэтому критерий оценки заявок участников по наличию у страховой организации обособленного структурного подразделения в г. Снежинске обусловлен особым режимом безопасности ЗАТО.

Критерии оценки заявок участников по наличию уставного капитала в размере не менее 5 млрд. рублей и обособленного структурного подразделения страховщика в г. Снежинске не ограничивают конкуренцию, поскольку данные требования направлены на определение поставляемого товара (услуг) с учетом потребностей заказчика, что не противоречит принципам, указанным в статье 3 Закона о закупках.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ОАО «АльфаСтрахование» на действия ОАО «Трансэнерго» обоснованной;

  2. Признать действия ОАО «Трансэнерго», выразившиеся в установлении начальной (максимальной) цены договора с применением дополнительного понижающего коэффициента уровня безопасности 0,7 в документации № 140131/5015/100 и в извещении № 140131/5015/100 от 31.01.2014, а также в неуказании в техническом задании документации № 140131/5015/100 исходных данных, предусмотренных Методикой определения уровня безопасности опасных объектов, утвержденной НССО решением Президиума протоколом от 13.04.2011 (в редакции от 08.06.2011 № 28), нарушением части 1 статьи 2 и пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках;

  3. Выдать ОАО «Трансэнерго» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения запроса предложений, путём внесения изменений в документацию запроса предложений и в извещение о проведении запроса предложений.

Председатель Комиссии                                                                                  

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии                                                                              

Ю.М. Расторгуева

А.В. Алимова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Челябинской области.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе № 11-04-18.1/13

12 февраля 2014 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- Семёнова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-Алимова А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 1 статьей 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на основании своего решения от 12.02.2014 № 11-04-18.1/14 по жалобе ОАО «АльфаСтрахование» о нарушении ОАО «Трансэнерго» части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ОАО «Трансэнерго» совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения запроса предложений, путём внесения изменений в документацию запроса предложений и в извещение о проведении запроса предложений.

  2. ОАО «Трансэнерго» необходимо в течение одного рабочего дня с момента получения настоящего предписания внести изменения в документацию № 140131/5015/100 в раздел «оценка заявок по критерию «цена договора» («цена единицы товара»)» (стр. 10 указанной документации) и в извещение № 140131/5015/100 от 31.01.2014, исключив минимальное значение дополнительного коэффициента уровня безопасности 0,7, и разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).

  3. ОАО «Трансэнерго» необходимо в течение одного рабочего дня с момента получения настоящего предписания добавить исходные данные в техническое задание документации 140131/5015/100, указанные в Методике определения уровня безопасности опасных объектов, утвержденной НССО решением Президиума протоколом от 13.04.2011 (в редакции от 08.06.2011 № 28).

  4. ОАО «Трансэнерго» представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания в течение пяти дней с момента публикации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) изменений, внесенных в документацию № 140131/5015/100 и в извещение № 140131/5015/100 от 31.01.2014 о проведении запроса предложений.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

А.В. Алимова

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его выдачи.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 12 февраля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 февраля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

-Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

-Расторгуева Ю.М.– начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-Алимова А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу № 11-04-18.1/14 ОАО «АльфаСтрахование» на действия (бездействие) ОАО «Трансэнерго», в присутствии ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «Трансэнерго», ОАО «Россгострах»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.02.2014 в Челябинское УФАС России поступила жалоба ОАО «АльфаСтрахование» на действия (бездействие) ОАО «Трансэнерго» (456770, г. Снежинск, ул. Транспортная, 44), выразившиеся в создании дискриминационных условий при проведении открытого запроса предложений на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта ОАО «Трансэнерго», информация о котором размещена на сайте www.zakupki.gov.ru извещением № 31400853710.

С 25.07.2012 ОАО «Трансэнерго» при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок Госкорпорации «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» протоколом от 07.02.2012 № 37.

31.01.2014 ОАО «Трансэнерго» разместило на сайте www.zakupki.gov.ru извещением № 31400853710 информацию о проведении открытого запроса предложений на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта ОАО «Трансэнерго».

Начальная (максимальная) цена договора: 277 200 рублей.

Место оказания услуг: ЗАТО г. Снежинск, ул. Транспортная, 44.

Срок оказания услуг: с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.

Источник финансирования запроса котировок: финансирование закупки осуществляется за счет средств предприятия.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе котировок: 10 февраля 2014 года в 13 часов 00 минут.

06.02.2014 Челябинским УФАС России размещено уведомление № 11-04-18.1/14, составленное на основании жалобы от 04.02.2014 вх. № 1371 ОАО «АльфаСтрахование», на сайте http://chel.fas.gov.ru/.

Представитель ОАО «АльфаСтрахование» на Комиссии 12.02.2014 поддержал доводы, изложенные в жалобе, и пояснил следующее.

Заказчик, определяя начальную (максимальную) цену контракта, применил  минимальное значение дополнительного понижающего коэффициента к базовым страховым тарифам — 0,7, что нарушает пункты 9, 10 статьи 7 Федерального закона  «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27.10.2010 № 225-ФЗ (далее — Закон № 225-ФЗ).

ОАО «Трансэнерго» не указало в извещении исходные данные для расчета цены, определенные Национальным союзом страхователей ответственности (далее — НССО) в методике определения уровня безопасности ОПО.

Неценовые критерии оценки заявки участников, указанные в пункте 10 информационной карты запроса предложений, а именно: наличие обособленного структурного подразделения в г. Снежинске, уставной капитал более 5 млрд. рублей, нарушают принципы закупки товаров работ, услуг, определенных в части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

С учетом изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об отмене процедуры закупки и обязать заказчика исключить из документации № 140131/5015/100 дискриминационные критерии, разместить в составе документации формы, утвержденные НССО, позволяющие определить значение уровня безопасности в отношении каждого опасного объекта.

Представители ОАО «Трансэнерго» по доводам жалобы ОАО «АльфаСтрахование» пояснили следующее.

Учитывая, что в прошлом году при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности опасного объекта страховщики предложили ОАО «Трансэнерго» самый минимальный понижающий коэффициент, поэтому в документации на 2014 год заказчик изначально установил цену страхования, применив минимальное значение понижающего коэффициента (далее — КУБ) равное 0,7.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования указанного закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах и услугах.

ОАО «Трансэнерго» расположено по адресу: 456770, г. Челябинск, г. Снежинск, ул. Транспортная, 44, поэтому для заказчика удобно исключительно в целях создания для себя условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей, чтобы именно в г. Снежинске находилось структурное подразделение страховой организации.

ОАО «Трансэнерго» заинтересовано в том, чтобы договор был заключен с финансово устойчивой организацией, поэтому был установлен критерий по размеру уставного капитала.

С учетом изложенного, ОАО «Трансэнерго» просит признать жалобу ОАО «АльфаСтрахования» необоснованной.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Довод заявителя о том, что заказчик не вправе устанавливать в документации № 140131/5015/100 цену договора, в которой применен дополнительный понижающий коэффициент, равный 0,7, Комиссия считает обоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 225-ФЗ страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим законом страховой суммы и страхового тарифа.

В пункте 3 статьи 7 Закона об обязательном страховании установлено, что страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом № 225-ФЗ.

Пунктами 6, 7 и 8 статьи 7 Закона № 225-ФЗ  установлено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:

1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;

2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта,  установленных законодательством Российской Федерации.

При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте (пункт 9 статьи 7 Закона № 225-ФЗ).

Страховщик, имеющий намерение оказывать услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности опасного объекта, должен быть членом профессионального объединения страховщиков (пункт 2 статьи 24 Закона № 225-ФЗ).

Профессиональным объединением страховщиков является НССО, действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования опасных объектов.

НССО устанавливает стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении: порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта (пп. 3 п. 1 ст. 19 Закона № 225-ФЗ).

Решением Президиума НССО протоколом от 13.04.2011 (в редакции от 08.06.2011 № 28) утверждены Правила профессиональной деятельности НССО «Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности объекта» (далее — Порядок определения уровня безопасности объекта).

Согласно пункту 3.1 Порядка определения уровня безопасности объекта определение уровня безопасности опасного объекта осуществляется специалистами страховых компаний на основании классификации опасных объектов (Приложение № 1), исходных сведений, предоставляемых владельцем опасного объекта при заключении договора обязательного страхования в соответствии с установленными формами (Приложение № 2) с применением Методик (Приложения № 3-12, далее Методика), определяющих методические принципы и алгоритмы определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, уровня безопасности опасного объекта.

Методика предназначена для специалистов страховых организаций и владельцев опасных объектов для определения понижающих коэффициентов при расчете страховой премии по договору.

Под уровнем безопасности опасных объектов понимается комплексный показатель, характеризующий степень защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасном объекте и последствий указанных аварий.

Интервалы возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта установлены постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии».

Так, с 01.01.2014 до 31.12.2015 интервал возможных значений коэффициента установлен с 0,7 до 1.

В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона № 225-ФЗ при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

ОАО «Трансэнерго» для определения рейтинга заявки по критерию «цена договора» в документации № 140131/5015/100 процедуры закупки установило начальную (максимальная) цену договора с применением коэффициента уровня безопасности 0,7 и указало, что предложения всех участников по цене договора должны быть идентичны.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

Законом 225-ФЗ предусмотрено право применения страховщиками дополнительного понижающего коэффициента к уровню безопасности опасного объекта, при этом уровень безопасности объекта определяется страховщиками самостоятельно на основании исходных данных, представленных ОАО «Трансэнерго».

ОАО «Трансэнерго» при установлении цены договора не руководствовалось положениями Закона № 225-ФЗ, в нарушение которого самостоятельно определило значение дополнительного понижающего коэффициента, установленного Законом 225-ФЗ и Методикой НССО, установив максимальную цену в 277 200 рублей.

В данном случае в связи с тем, что заказчик определил начальную (максимальную) цену договора в сумме 277 200 рублей, страховые организации не смогли воспользоваться своим правом, предусмотренным в части 9 статьи 7 Закона № 225-ФЗ, так как ОАО «Трансэнерго» применило изначально минимальное значение дополнительного понижающего коэффициента со значением 0,7.

Более того, ОАО «Трансэнерго» не указало в техническом задании исходные данные, предусмотренные Методикой, позволяющие определить уровень безопасности и возможность применения значения дополнительного понижающего коэффициента для расчета цены договора.

Учитывая, что НССО устанавливает стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении: порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта (пп. 3 п. 1 ст. 19 Закона № 225-ФЗ), поэтому ОАО «Трансэнерго» не вправе было самостоятельно определять значение дополнительного понижающего коэффициента, а должно было предоставить исходные данные для страховщиков (Методика (Приложение № 2).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Таким образом, Комиссия признает действия ОАО «Трансэнерго», выразившиеся в установлении начальной (максимальной) цены договора с применением дополнительного понижающего коэффициента уровня безопасности 0,7 в документации № 140131/5015/100 и в извещении № 140131/5015/100 от 31.01.2014, а также в неуказании в техническом задании документации № 140131/5015/100 исходных данных, предусмотренных Методикой определения уровня безопасности опасных объектов, утвержденной НССО решением Президиума протоколом от 13.04.2011 (в редакции от 08.06.2011 № 28), нарушением части 1 статьи 2 и пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссией решено выдать ОАО «Трансэнерго» в соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание об устранении нарушения порядка организации торгов, в том числе внесения изменений в документацию запроса предложений и в извещение о проведении запроса предложений.

2. Довод ОАО «АльфаСтрахование» о том, что заказчиком предъявлены необоснованные неценовые критерии оценки заявок участников, а именно: наличие обособленного структурного подразделения в г. Снежинске, наличие уставного капитала свыше 5 млрд. рублей, противоречащие части 1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссией не принимается в силу следующего.

Установление в документации № 140131/5015/100 критерия оценки заявок по наличию у страховщика уставного капитала не менее 5 млрд. рублей является для ОАО «Трансэнерго» принципиально важным и необходим для финансовой устойчивости предприятия, гарантированости получения потерпевшими компенсационных выплат и заинтересованности в скорейшем урегулировании убытков при наступлении страхового случая.

Кроме того, рынок услуг страхования является конкурентным, на территории Российской Федерации зарегистрировано более 8 хозяйствующих субъектов, имеющих размер уставного капитала более 5 млрд. рублей.

Учитывая, что г. Снежинск является закрытым административно-территориальным образованием с особым режимом безопасности функционирования организаций, включая ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании, поэтому критерий оценки заявок участников по наличию у страховой организации обособленного структурного подразделения в г. Снежинске обусловлен особым режимом безопасности ЗАТО.

Критерии оценки заявок участников по наличию уставного капитала в размере не менее 5 млрд. рублей и обособленного структурного подразделения страховщика в г. Снежинске не ограничивают конкуренцию, поскольку данные требования направлены на определение поставляемого товара (услуг) с учетом потребностей заказчика, что не противоречит принципам, указанным в статье 3 Закона о закупках.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ОАО «АльфаСтрахование» на действия ОАО «Трансэнерго» обоснованной;

  2. Признать действия ОАО «Трансэнерго», выразившиеся в установлении начальной (максимальной) цены договора с применением дополнительного понижающего коэффициента уровня безопасности 0,7 в документации № 140131/5015/100 и в извещении № 140131/5015/100 от 31.01.2014, а также в неуказании в техническом задании документации № 140131/5015/100 исходных данных, предусмотренных Методикой определения уровня безопасности опасных объектов, утвержденной НССО решением Президиума протоколом от 13.04.2011 (в редакции от 08.06.2011 № 28), нарушением части 1 статьи 2 и пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках;

  3. Выдать ОАО «Трансэнерго» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения запроса предложений, путём внесения изменений в документацию запроса предложений и в извещение о проведении запроса предложений.

Председатель Комиссии                                                                                  

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии                                                                              

Ю.М. Расторгуева

А.В. Алимова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Челябинской области.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе № 11-04-18.1/13

12 февраля 2014 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- Семёнова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-Алимова А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 1 статьей 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на основании своего решения от 12.02.2014 № 11-04-18.1/14 по жалобе ОАО «АльфаСтрахование» о нарушении ОАО «Трансэнерго» части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ОАО «Трансэнерго» совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения запроса предложений, путём внесения изменений в документацию запроса предложений и в извещение о проведении запроса предложений.

  2. ОАО «Трансэнерго» необходимо в течение одного рабочего дня с момента получения настоящего предписания внести изменения в документацию № 140131/5015/100 в раздел «оценка заявок по критерию «цена договора» («цена единицы товара»)» (стр. 10 указанной документации) и в извещение № 140131/5015/100 от 31.01.2014, исключив минимальное значение дополнительного коэффициента уровня безопасности 0,7, и разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).

  3. ОАО «Трансэнерго» необходимо в течение одного рабочего дня с момента получения настоящего предписания добавить исходные данные в техническое задание документации 140131/5015/100, указанные в Методике определения уровня безопасности опасных объектов, утвержденной НССО решением Президиума протоколом от 13.04.2011 (в редакции от 08.06.2011 № 28).

  4. ОАО «Трансэнерго» представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания в течение пяти дней с момента публикации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) изменений, внесенных в документацию № 140131/5015/100 и в извещение № 140131/5015/100 от 31.01.2014 о проведении запроса предложений.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

А.В. Алимова

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его выдачи.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 11-04-18.1/14 [format] => [safe_value] => № 11-04-18.1/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-14 08:37:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-14 08:37:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1392367275 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )