Решение по делу № 43-03/13 в отношении ОАО «Ашинский химический завод»

Номер дела: № 43-03/13
Дата публикации: 16 октября 2013, 10:43

РЕШЕНИЕ

 

Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 8 октября 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 октября 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Семенова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Пузанкова Юлия Юрьевна – начальник отела анализов товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;

Овчинникова Марина Викторовна – ведущий специалист-эксперт отдела анализов товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии:

  • представителя ОАО «Ашинский химический завод» по доверенности;

  • представителя ОАО «Ашинский химический завод» по доверенности,

рассмотрев дело № 43-03/13 по признакам нарушения ОАО «Ашинский химический завод» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необеспечении своевременной поставки тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» с целью горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей на территории поселка Лесохимиков города Аши, что привело к ущемлению прав жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения по адресам: г. Аша, <...>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило коллективное заявление жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения Челябинской области по адресам: г. Аша, <...>, на действия ОАО «Ашинский химический завод», выразившиеся в ущемлении прав жильцов данных многоквартирных жилых домов при предоставлении коммунальных услуг — тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей на территории поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения.

В заявлении указано, что с 27 мая 2013 года в жилых домах поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения отсутствует горячее водоснабжение. На момент подачи заявления в Челябинское УФАС России (10 июня 2013 года) подача воды не была возобновлена.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес ОАО «Ашинский химический завод» был направлен запрос о представлении пояснений по доводам, изложенным в коллективном заявлении жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения.

ОАО «Ашинский химический завод» указало, что решением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-90201/2011 от 20 сентября 2012 года ОАО «Ашинский химический завод» признано несостоятельным (банкротом). В отношении имущества ОАО «Ашинский химический завод» введена процедура банкротства – конкурсное производство. В связи с отсутствием энергоснабжения с 27 мая 2013 года по 10 июня 2013 года промышленная котельная ОАО «Ашинский химический завод» была остановлена на проведение планово-предупредительного ремонта. О проведении ремонта были извещены: Администрация города Аши, МУП «Ашинские тепловые сети», Прокуратура города Аши.

После окончания планово-предупредительных работ и проведения соответствующих испытаний энергооборудования и теплосетей, принадлежащих ОАО «Ашинский химический завод», завод был готов к подаче горячей воды, о чем были извещены глава Администрации, Прокуратура города Аши, МУП «Ашинские тепловые сети», ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт».

ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт» отказали в возобновлении подачи газа и электроэнергии в связи с задолженностью за потребленные ресурсы, в результате чего запуск котельной для осуществления подачи горячей воды жителям поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения был отложен до решения вопроса об оплате за потребленные энергоресурсы.

Подача горячей воды и отопления в многоквартирные жилые дома поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения Челябинской области по адресам: город Аша, <...>, была осуществлена 29 сентября 2013 года.

Изучив имеющиеся материалы, поступившие в ходе рассмотрения заявления, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки тепловой энергии и горячей воды первого микрорайона (поселок Лесохимиков) Ашинского городского поселения Челябинской области по итогам 2012 года и I полугодия 2013 года.

По результатам проведенного анализа установлено, что положение ОАО «Ашинский химический завод» на указанном рынке является доминирующим.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона «О защите конкуренции».

2. Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон о благополучии населения) закреплено понятие государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Согласно данному закону государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы это - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 утверждены «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжению» (далее - Санитарные правила). Указанные Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).

Пунктом 3.1.11 раздела 3 Санитарных правил установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Также в приложении 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), сформулированы требования к качеству коммунальных услуг, согласно которым допустимая продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

Согласно пункту 117 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Следовательно, ОАО «Ашинский химический завод» в соответствии с графиком отключения магистральных тепловых сетей г. Аши для проведения испытаний и ремонтных работ может отключать Абонентов от горячего водоснабжения, но не более чем на 14 суток.

ОАО «Ашинский химический завод» отпускает теплоноситель в тепловые сети МУП «Ашинские тепловые сети», конечными потребителями которого являются граждане, проживающие в первом микрорайоне города Аше (поселок Лесохимиков).

Между ОАО «Ашинский химический завод», именуемое поставщик, и МУП «Ашинские тепловые сети», именуемое потребитель, заключен договор на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению от 01.01.2011 № 35.

Таким образом, ОАО «Ашинский химический завод» оказывает услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению по договору с МУП «Ашинские тепловые сети».

Жители первого микрорайона города Аши не имеют возможности получать тепло и горячую воду от иных поставщиков.

В связи с отсутствием энергоснабжения с 27 мая 2013 года по 10 июня 2013 года промышленная котельная ОАО «Ашинский химический завод» была остановлена на проведение планово-предупредительного ремонта.

17 мая 2013 года Златоустовский филиал ОАО «Челябэнергосбыт» направило в адрес ОАО «Ашинский химический завод» уведомления об ограничении подачи электрической энергии, в связи с невыполнением ОАО «Ашинский химический завод» договорных обязательств по оплате за электроэнергию.

23 мая 2013 года ООО «НОВАТЭК-Челябинск» направило в адрес ОАО «Ашинский химический завод» предупреждение об ограничении подачи газа в связи с существенным нарушением условий договора на поставку газа (нарушением сроков оплаты), в котором указано, что в случае неоплаты задолженности в срок до 25 мая 2013 года с 27 мая 2013 года будет введено ограничение подачи газа на 50 %, в случае непогашения задолженности через пять дней со дня ограничения подачи газа на 50 %, подача газа будет прекращена 31 мая 2013 года.

28 мая 2013 года ООО «НОВАТЭК-Челябинск» направило в адрес ОАО «Ашинский химический завод», Главе Ашинского муниципального района, Главе Ашинского городского поселения, Прокурору Челябинской области требование о прекращении отбора газа ОАО «Ашинский химический завод» 31 мая 2013 года.

Согласно материалам дела, с 27.05.2013 по 10.06.2013 ОАО «Ашинский химический завод» приостановило работу промышленной котельной на профилактический ремонт.

ОАО «Ашинский химический завод» письмами уведомило директора Златоустовского филиала ОАО «Челябэнергосбыт», генерального директора ООО «НОВАТЭК-Челябинск», главу Ашинского муниципального района, главу Ашинского городского поселения, прокурора города Аши (исх. от 28.05.2013 № 11/541), в которых указано, что ОАО «Ашинский химический завод» самостоятельно приняло меры по ограничению потребления газа и электроэнергии с 27 мая 2013 года на основании требования ООО «НОВАТЭК-Челябинск» от 23.05.2013 № 9994, уведомления ОАО «Челябэнергосбыт» от 17.05.2013 № 09-0524.

6 июня 2013 года ОАО «Ашинский химический завод» направило письмо (исх. № 11/599 от 06.06.2013) в Ашинскую городскую прокуратуру, Главе Ашинского муниципального района, Главе Ашинского городского поселения, согласно которому запланированный 10 июня 2013 года запуск котельной невозможен, так как 31 мая 2013 года ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт» на основании письменных предупреждений были приняты меры по полному отключению газа и электроэнергии на котельной, с последующей опломбировкой.

19 июня 2013 года ОАО «Ашинский химический завод» уведомило МУП «Ашинские тепловые сети» о невозможности запуска котельной.

Следовательно, после окончания планово-предупредительных работ и проведения соответствующих испытаний энергооборудования и теплосетей, принадлежащих ОАО «Ашинский химический завод», завод был готов к подаче горячей воды в жилой поселок, о чем были извещены глава Администрации и прокурор города Аши, МУП «Ашинские тепловые сети», а также ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт», но из-за задолженности за газ и электроэнергию, ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт» отказались возобновить подачу газа и электроэнергии, в результате запуск котельной для осуществления подачи горячей воды жителям поселка был отложен до решения вопроса об оплате за потребленные энергоресурсы с указанными поставщиками.

Кроме того, Комиссия отмечает, что на территории поселка Лесохимиков свою деятельность осуществляют социально значимые объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Таким образом, ОАО «Ашинский химический завод» не обеспечило своевременную поставку тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» для целей горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей, что привело к ущемлению прав жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения по адресам: г. Аша, <...>, при предоставлении коммунальных услуг — тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения.

У ОАО «Ашинский химический завод» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: обеспечить своевременную поставку тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» для целей горячего водоснабжения. Однако ОАО «Ашинский химический завод» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.

В связи с чем, Челябинское УФАС России приходит к выводу, что ОАО «Ашинский химический завод» виновно в необеспечении своевременной поставки тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» для целей горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей.

В письменных пояснениях ОАО «Ашинский химический завод» указало, что подача горячей воды в многоквартирные жилые дома поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения по адресам: г. Аша, <...>, была возобновлена 29 сентября 2013 года.

При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о прекращении рассмотрения дела в отношении ОАО «Ашинский химический завод», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ОАО «Ашинский химический завод» на рынке поставки тепловой энергии и горячей воды первого микрорайона (пос. Лесохимиков) Ашинского городского поселения Челябинской области за 2012 год и I полугодие 2013 года доминирующим.

2. Признать действия ОАО «Ашинский химический завод», выразившиеся в необеспечении своевременной поставки тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» для целей горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей, что привело к ущемлению прав жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения по адресам: г. Аша, <...>, при предоставлении коммунальных услуг — тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Прекратить производство по делу в отношении ОАО «Ашинский химический завод» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Ю.Ю. Пузанкова

М.В. Овчинникова

А.И. Елкина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 10431 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 43-03/13 в отношении ОАО «Ашинский химический завод» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10431 [type] => solution [language] => ru [created] => 1388465103 [changed] => 1388465103 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1388465103 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 8 октября 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 октября 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Семенова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Пузанкова Юлия Юрьевна – начальник отела анализов товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;

Овчинникова Марина Викторовна – ведущий специалист-эксперт отдела анализов товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии:

  • представителя ОАО «Ашинский химический завод» по доверенности;

  • представителя ОАО «Ашинский химический завод» по доверенности,

рассмотрев дело № 43-03/13 по признакам нарушения ОАО «Ашинский химический завод» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необеспечении своевременной поставки тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» с целью горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей на территории поселка Лесохимиков города Аши, что привело к ущемлению прав жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения по адресам: г. Аша, <...>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило коллективное заявление жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения Челябинской области по адресам: г. Аша, <...>, на действия ОАО «Ашинский химический завод», выразившиеся в ущемлении прав жильцов данных многоквартирных жилых домов при предоставлении коммунальных услуг — тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей на территории поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения.

В заявлении указано, что с 27 мая 2013 года в жилых домах поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения отсутствует горячее водоснабжение. На момент подачи заявления в Челябинское УФАС России (10 июня 2013 года) подача воды не была возобновлена.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес ОАО «Ашинский химический завод» был направлен запрос о представлении пояснений по доводам, изложенным в коллективном заявлении жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения.

ОАО «Ашинский химический завод» указало, что решением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-90201/2011 от 20 сентября 2012 года ОАО «Ашинский химический завод» признано несостоятельным (банкротом). В отношении имущества ОАО «Ашинский химический завод» введена процедура банкротства – конкурсное производство. В связи с отсутствием энергоснабжения с 27 мая 2013 года по 10 июня 2013 года промышленная котельная ОАО «Ашинский химический завод» была остановлена на проведение планово-предупредительного ремонта. О проведении ремонта были извещены: Администрация города Аши, МУП «Ашинские тепловые сети», Прокуратура города Аши.

После окончания планово-предупредительных работ и проведения соответствующих испытаний энергооборудования и теплосетей, принадлежащих ОАО «Ашинский химический завод», завод был готов к подаче горячей воды, о чем были извещены глава Администрации, Прокуратура города Аши, МУП «Ашинские тепловые сети», ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт».

ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт» отказали в возобновлении подачи газа и электроэнергии в связи с задолженностью за потребленные ресурсы, в результате чего запуск котельной для осуществления подачи горячей воды жителям поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения был отложен до решения вопроса об оплате за потребленные энергоресурсы.

Подача горячей воды и отопления в многоквартирные жилые дома поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения Челябинской области по адресам: город Аша, <...>, была осуществлена 29 сентября 2013 года.

Изучив имеющиеся материалы, поступившие в ходе рассмотрения заявления, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки тепловой энергии и горячей воды первого микрорайона (поселок Лесохимиков) Ашинского городского поселения Челябинской области по итогам 2012 года и I полугодия 2013 года.

По результатам проведенного анализа установлено, что положение ОАО «Ашинский химический завод» на указанном рынке является доминирующим.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона «О защите конкуренции».

2. Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон о благополучии населения) закреплено понятие государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Согласно данному закону государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы это - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 утверждены «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжению» (далее - Санитарные правила). Указанные Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).

Пунктом 3.1.11 раздела 3 Санитарных правил установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Также в приложении 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), сформулированы требования к качеству коммунальных услуг, согласно которым допустимая продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

Согласно пункту 117 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Следовательно, ОАО «Ашинский химический завод» в соответствии с графиком отключения магистральных тепловых сетей г. Аши для проведения испытаний и ремонтных работ может отключать Абонентов от горячего водоснабжения, но не более чем на 14 суток.

ОАО «Ашинский химический завод» отпускает теплоноситель в тепловые сети МУП «Ашинские тепловые сети», конечными потребителями которого являются граждане, проживающие в первом микрорайоне города Аше (поселок Лесохимиков).

Между ОАО «Ашинский химический завод», именуемое поставщик, и МУП «Ашинские тепловые сети», именуемое потребитель, заключен договор на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению от 01.01.2011 № 35.

Таким образом, ОАО «Ашинский химический завод» оказывает услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению по договору с МУП «Ашинские тепловые сети».

Жители первого микрорайона города Аши не имеют возможности получать тепло и горячую воду от иных поставщиков.

В связи с отсутствием энергоснабжения с 27 мая 2013 года по 10 июня 2013 года промышленная котельная ОАО «Ашинский химический завод» была остановлена на проведение планово-предупредительного ремонта.

17 мая 2013 года Златоустовский филиал ОАО «Челябэнергосбыт» направило в адрес ОАО «Ашинский химический завод» уведомления об ограничении подачи электрической энергии, в связи с невыполнением ОАО «Ашинский химический завод» договорных обязательств по оплате за электроэнергию.

23 мая 2013 года ООО «НОВАТЭК-Челябинск» направило в адрес ОАО «Ашинский химический завод» предупреждение об ограничении подачи газа в связи с существенным нарушением условий договора на поставку газа (нарушением сроков оплаты), в котором указано, что в случае неоплаты задолженности в срок до 25 мая 2013 года с 27 мая 2013 года будет введено ограничение подачи газа на 50 %, в случае непогашения задолженности через пять дней со дня ограничения подачи газа на 50 %, подача газа будет прекращена 31 мая 2013 года.

28 мая 2013 года ООО «НОВАТЭК-Челябинск» направило в адрес ОАО «Ашинский химический завод», Главе Ашинского муниципального района, Главе Ашинского городского поселения, Прокурору Челябинской области требование о прекращении отбора газа ОАО «Ашинский химический завод» 31 мая 2013 года.

Согласно материалам дела, с 27.05.2013 по 10.06.2013 ОАО «Ашинский химический завод» приостановило работу промышленной котельной на профилактический ремонт.

ОАО «Ашинский химический завод» письмами уведомило директора Златоустовского филиала ОАО «Челябэнергосбыт», генерального директора ООО «НОВАТЭК-Челябинск», главу Ашинского муниципального района, главу Ашинского городского поселения, прокурора города Аши (исх. от 28.05.2013 № 11/541), в которых указано, что ОАО «Ашинский химический завод» самостоятельно приняло меры по ограничению потребления газа и электроэнергии с 27 мая 2013 года на основании требования ООО «НОВАТЭК-Челябинск» от 23.05.2013 № 9994, уведомления ОАО «Челябэнергосбыт» от 17.05.2013 № 09-0524.

6 июня 2013 года ОАО «Ашинский химический завод» направило письмо (исх. № 11/599 от 06.06.2013) в Ашинскую городскую прокуратуру, Главе Ашинского муниципального района, Главе Ашинского городского поселения, согласно которому запланированный 10 июня 2013 года запуск котельной невозможен, так как 31 мая 2013 года ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт» на основании письменных предупреждений были приняты меры по полному отключению газа и электроэнергии на котельной, с последующей опломбировкой.

19 июня 2013 года ОАО «Ашинский химический завод» уведомило МУП «Ашинские тепловые сети» о невозможности запуска котельной.

Следовательно, после окончания планово-предупредительных работ и проведения соответствующих испытаний энергооборудования и теплосетей, принадлежащих ОАО «Ашинский химический завод», завод был готов к подаче горячей воды в жилой поселок, о чем были извещены глава Администрации и прокурор города Аши, МУП «Ашинские тепловые сети», а также ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт», но из-за задолженности за газ и электроэнергию, ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт» отказались возобновить подачу газа и электроэнергии, в результате запуск котельной для осуществления подачи горячей воды жителям поселка был отложен до решения вопроса об оплате за потребленные энергоресурсы с указанными поставщиками.

Кроме того, Комиссия отмечает, что на территории поселка Лесохимиков свою деятельность осуществляют социально значимые объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Таким образом, ОАО «Ашинский химический завод» не обеспечило своевременную поставку тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» для целей горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей, что привело к ущемлению прав жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения по адресам: г. Аша, <...>, при предоставлении коммунальных услуг — тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения.

У ОАО «Ашинский химический завод» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: обеспечить своевременную поставку тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» для целей горячего водоснабжения. Однако ОАО «Ашинский химический завод» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.

В связи с чем, Челябинское УФАС России приходит к выводу, что ОАО «Ашинский химический завод» виновно в необеспечении своевременной поставки тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» для целей горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей.

В письменных пояснениях ОАО «Ашинский химический завод» указало, что подача горячей воды в многоквартирные жилые дома поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения по адресам: г. Аша, <...>, была возобновлена 29 сентября 2013 года.

При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о прекращении рассмотрения дела в отношении ОАО «Ашинский химический завод», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ОАО «Ашинский химический завод» на рынке поставки тепловой энергии и горячей воды первого микрорайона (пос. Лесохимиков) Ашинского городского поселения Челябинской области за 2012 год и I полугодие 2013 года доминирующим.

2. Признать действия ОАО «Ашинский химический завод», выразившиеся в необеспечении своевременной поставки тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» для целей горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей, что привело к ущемлению прав жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения по адресам: г. Аша, <...>, при предоставлении коммунальных услуг — тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Прекратить производство по делу в отношении ОАО «Ашинский химический завод» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Ю.Ю. Пузанкова

М.В. Овчинникова

А.И. Елкина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 8 октября 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 октября 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Семенова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

 

Пузанкова Юлия Юрьевна – начальник отела анализов товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;

Овчинникова Марина Викторовна – ведущий специалист-эксперт отдела анализов товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии:

  • представителя ОАО «Ашинский химический завод» по доверенности;

  • представителя ОАО «Ашинский химический завод» по доверенности,

рассмотрев дело № 43-03/13 по признакам нарушения ОАО «Ашинский химический завод» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необеспечении своевременной поставки тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» с целью горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей на территории поселка Лесохимиков города Аши, что привело к ущемлению прав жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения по адресам: г. Аша, <...>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило коллективное заявление жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения Челябинской области по адресам: г. Аша, <...>, на действия ОАО «Ашинский химический завод», выразившиеся в ущемлении прав жильцов данных многоквартирных жилых домов при предоставлении коммунальных услуг — тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей на территории поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения.

В заявлении указано, что с 27 мая 2013 года в жилых домах поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения отсутствует горячее водоснабжение. На момент подачи заявления в Челябинское УФАС России (10 июня 2013 года) подача воды не была возобновлена.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес ОАО «Ашинский химический завод» был направлен запрос о представлении пояснений по доводам, изложенным в коллективном заявлении жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения.

ОАО «Ашинский химический завод» указало, что решением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-90201/2011 от 20 сентября 2012 года ОАО «Ашинский химический завод» признано несостоятельным (банкротом). В отношении имущества ОАО «Ашинский химический завод» введена процедура банкротства – конкурсное производство. В связи с отсутствием энергоснабжения с 27 мая 2013 года по 10 июня 2013 года промышленная котельная ОАО «Ашинский химический завод» была остановлена на проведение планово-предупредительного ремонта. О проведении ремонта были извещены: Администрация города Аши, МУП «Ашинские тепловые сети», Прокуратура города Аши.

После окончания планово-предупредительных работ и проведения соответствующих испытаний энергооборудования и теплосетей, принадлежащих ОАО «Ашинский химический завод», завод был готов к подаче горячей воды, о чем были извещены глава Администрации, Прокуратура города Аши, МУП «Ашинские тепловые сети», ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт».

ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт» отказали в возобновлении подачи газа и электроэнергии в связи с задолженностью за потребленные ресурсы, в результате чего запуск котельной для осуществления подачи горячей воды жителям поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения был отложен до решения вопроса об оплате за потребленные энергоресурсы.

Подача горячей воды и отопления в многоквартирные жилые дома поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения Челябинской области по адресам: город Аша, <...>, была осуществлена 29 сентября 2013 года.

Изучив имеющиеся материалы, поступившие в ходе рассмотрения заявления, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки тепловой энергии и горячей воды первого микрорайона (поселок Лесохимиков) Ашинского городского поселения Челябинской области по итогам 2012 года и I полугодия 2013 года.

По результатам проведенного анализа установлено, что положение ОАО «Ашинский химический завод» на указанном рынке является доминирующим.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона «О защите конкуренции».

2. Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон о благополучии населения) закреплено понятие государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Согласно данному закону государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы это - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 утверждены «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжению» (далее - Санитарные правила). Указанные Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).

Пунктом 3.1.11 раздела 3 Санитарных правил установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Также в приложении 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), сформулированы требования к качеству коммунальных услуг, согласно которым допустимая продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

Согласно пункту 117 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Следовательно, ОАО «Ашинский химический завод» в соответствии с графиком отключения магистральных тепловых сетей г. Аши для проведения испытаний и ремонтных работ может отключать Абонентов от горячего водоснабжения, но не более чем на 14 суток.

ОАО «Ашинский химический завод» отпускает теплоноситель в тепловые сети МУП «Ашинские тепловые сети», конечными потребителями которого являются граждане, проживающие в первом микрорайоне города Аше (поселок Лесохимиков).

Между ОАО «Ашинский химический завод», именуемое поставщик, и МУП «Ашинские тепловые сети», именуемое потребитель, заключен договор на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению от 01.01.2011 № 35.

Таким образом, ОАО «Ашинский химический завод» оказывает услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению по договору с МУП «Ашинские тепловые сети».

Жители первого микрорайона города Аши не имеют возможности получать тепло и горячую воду от иных поставщиков.

В связи с отсутствием энергоснабжения с 27 мая 2013 года по 10 июня 2013 года промышленная котельная ОАО «Ашинский химический завод» была остановлена на проведение планово-предупредительного ремонта.

17 мая 2013 года Златоустовский филиал ОАО «Челябэнергосбыт» направило в адрес ОАО «Ашинский химический завод» уведомления об ограничении подачи электрической энергии, в связи с невыполнением ОАО «Ашинский химический завод» договорных обязательств по оплате за электроэнергию.

23 мая 2013 года ООО «НОВАТЭК-Челябинск» направило в адрес ОАО «Ашинский химический завод» предупреждение об ограничении подачи газа в связи с существенным нарушением условий договора на поставку газа (нарушением сроков оплаты), в котором указано, что в случае неоплаты задолженности в срок до 25 мая 2013 года с 27 мая 2013 года будет введено ограничение подачи газа на 50 %, в случае непогашения задолженности через пять дней со дня ограничения подачи газа на 50 %, подача газа будет прекращена 31 мая 2013 года.

28 мая 2013 года ООО «НОВАТЭК-Челябинск» направило в адрес ОАО «Ашинский химический завод», Главе Ашинского муниципального района, Главе Ашинского городского поселения, Прокурору Челябинской области требование о прекращении отбора газа ОАО «Ашинский химический завод» 31 мая 2013 года.

Согласно материалам дела, с 27.05.2013 по 10.06.2013 ОАО «Ашинский химический завод» приостановило работу промышленной котельной на профилактический ремонт.

ОАО «Ашинский химический завод» письмами уведомило директора Златоустовского филиала ОАО «Челябэнергосбыт», генерального директора ООО «НОВАТЭК-Челябинск», главу Ашинского муниципального района, главу Ашинского городского поселения, прокурора города Аши (исх. от 28.05.2013 № 11/541), в которых указано, что ОАО «Ашинский химический завод» самостоятельно приняло меры по ограничению потребления газа и электроэнергии с 27 мая 2013 года на основании требования ООО «НОВАТЭК-Челябинск» от 23.05.2013 № 9994, уведомления ОАО «Челябэнергосбыт» от 17.05.2013 № 09-0524.

6 июня 2013 года ОАО «Ашинский химический завод» направило письмо (исх. № 11/599 от 06.06.2013) в Ашинскую городскую прокуратуру, Главе Ашинского муниципального района, Главе Ашинского городского поселения, согласно которому запланированный 10 июня 2013 года запуск котельной невозможен, так как 31 мая 2013 года ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт» на основании письменных предупреждений были приняты меры по полному отключению газа и электроэнергии на котельной, с последующей опломбировкой.

19 июня 2013 года ОАО «Ашинский химический завод» уведомило МУП «Ашинские тепловые сети» о невозможности запуска котельной.

Следовательно, после окончания планово-предупредительных работ и проведения соответствующих испытаний энергооборудования и теплосетей, принадлежащих ОАО «Ашинский химический завод», завод был готов к подаче горячей воды в жилой поселок, о чем были извещены глава Администрации и прокурор города Аши, МУП «Ашинские тепловые сети», а также ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт», но из-за задолженности за газ и электроэнергию, ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ОАО «Челябэнергосбыт» отказались возобновить подачу газа и электроэнергии, в результате запуск котельной для осуществления подачи горячей воды жителям поселка был отложен до решения вопроса об оплате за потребленные энергоресурсы с указанными поставщиками.

Кроме того, Комиссия отмечает, что на территории поселка Лесохимиков свою деятельность осуществляют социально значимые объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Таким образом, ОАО «Ашинский химический завод» не обеспечило своевременную поставку тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» для целей горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей, что привело к ущемлению прав жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения по адресам: г. Аша, <...>, при предоставлении коммунальных услуг — тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения.

У ОАО «Ашинский химический завод» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: обеспечить своевременную поставку тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» для целей горячего водоснабжения. Однако ОАО «Ашинский химический завод» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.

В связи с чем, Челябинское УФАС России приходит к выводу, что ОАО «Ашинский химический завод» виновно в необеспечении своевременной поставки тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» для целей горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей.

В письменных пояснениях ОАО «Ашинский химический завод» указало, что подача горячей воды в многоквартирные жилые дома поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения по адресам: г. Аша, <...>, была возобновлена 29 сентября 2013 года.

При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о прекращении рассмотрения дела в отношении ОАО «Ашинский химический завод», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ОАО «Ашинский химический завод» на рынке поставки тепловой энергии и горячей воды первого микрорайона (пос. Лесохимиков) Ашинского городского поселения Челябинской области за 2012 год и I полугодие 2013 года доминирующим.

2. Признать действия ОАО «Ашинский химический завод», выразившиеся в необеспечении своевременной поставки тепловой энергии МУП «Ашинские тепловые сети» для целей горячего водоснабжения после окончания проведения испытаний и ремонтных работ магистральных тепловых сетей, что привело к ущемлению прав жильцов многоквартирных жилых домов поселка Лесохимиков Ашинского городского поселения по адресам: г. Аша, <...>, при предоставлении коммунальных услуг — тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Прекратить производство по делу в отношении ОАО «Ашинский химический завод» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Ю.Ю. Пузанкова

М.В. Овчинникова

А.И. Елкина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 43-03/13 [format] => [safe_value] => № 43-03/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-16 04:43:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-16 04:43:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1388465103 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )