Решение по делу № 32-03/13 в отношении ООО «Теплоэнергетика»

Номер дела: № 32-03/13
Дата публикации: 13 ноября 2013, 10:31

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 5 декабря 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 ноября 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Ростовцева Юлия Геннадьевна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в отсутствии сторон, надлежаще уведомленных о дате и времени рассмотрении дела,

рассмотрев дело № 32-03/13 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление <...>, <...> на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в нарушении антимонопольного законодательства.

1. Как следует из заявлений жителей многоквартирных домов ООО «Теплоэнергетика» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирных домах <...> микрорайона № 2 Усть - Катавского городского округа.

Одним из собственников жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме № 12, является гр. <...>.

Одним из собственников жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме № 27, является гр. <...>.

12 марта 2013 года в соответствии с пунктом 7.1 Правил учёта тепловой энергии и теплоносителя, утверждённых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12 сентября 1995 года № Вк-4936 (далее - Правила учёта тепловой энергии и теплоносителя), был осуществлён ООО «Теплоэнергетика» допуск узлов учёта тепловой энергии в эксплуатацию.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в доме № 27 от 12 марта 2013 года.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в дому № 12 от 12 марта 2013 года.

Однако, ООО «Теплоэнергетика» продолжает осуществлять расчёты с потребителями многоквартирных домов <...> микрорайона № 2 Усть - Катавского городского округа по нормативам, установленным Собранием депутатов Усть - Катавского городского округа Челябинской области.

На указанный довод ответчик пояснил, что начисление платы за отопление производится по утвержденному решением Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа от 07.05.2009 № 66 нормативу потребления тепловой энергии на отопление и нагрев воды для населения равномерно в течении года, с корректировкой платы в феврале 2014 года.

2. Кроме того, по мнению заявителей неправомерное использование при расчете платы данных суммарного объема горячей воды только потребителей, предоставивших показания индивидуальных приборов учета, и норматив потребления коммунального ресурса относительно потребителей, не представивших показания индивидуальных приборов учета.

Заявители пояснили, что при расчёте платы за горячую воду по формуле 20 п. 54 Правил 354 ООО «Теплоэнергетика» использует весь объём тепловой энергии (в Гкал) исходя из показаний Общедомовых приборов учёта (далее также - ОПУ), но не весь объем (в кубических метрах) холодной воды, потреблённой жителями для нагрева, а только суммарный объём горячей воды (в кубических метрах) тех потребителей, которые предоставляют показания индивидуальных приборов учета (далее ИПУ), и «норматив» тех, потребителей, которые не имеют ИПУ. Вместе с тем, на основании требований п. 54 Правил 354, должен учитываться весь объём коммунального ресурса, так как на входе в бойлер установлен водосчётчик, который принят тепловой организацией к коммерческому учёту.

При анализе расчёта платы за тепловую энергию на нагрев воды по указанным домам за апрель 2013 года заявителями установлено, что собственникам, не предоставившим показания ИПУ, ООО «Теплоэнергетика» начислений не производит, объем фактического потребления тепловой энергии распределяется на собственников, подающих показания ИПУ.

Согласно письменным пояснениям ООО «Теплоэнергетика» начисление платы за отопление жителям рассматриваемых домов № 27 МКР-2 было произведено в соответствии с постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 14.09.2012 года №30/77 «О применении при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, с равномерной разбивкой в течении года.

Раздел VII Правил № 354 распространяет свое действие на оснащение жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными), комнатными приборами учета.

Таким образом, жителям многоквартирных домов, у которых установлены внутриквартирные приборы учета начисление платы произведено на основании показаний приборов учета, а при отсутствии приборов учета произведено на основании нормативов на нагрев воды.

ООО «Теплоэнергетика» не вправе производить начисления за ГВС жителям, не подающим показания индивидуальных приборов.

3. Также заявители указали, на невозможность осуществления ими контроля за правильностью исчисления платы за коммунальные услуги, поскольку в квитанции отсутствуют исходные данные, например: показания счётчика ОПУ (объёма горячей в кубических метрах и объёма тепловой энергии в Гкал) и для того, чтобы контролировать правильность начислений платы за коммунальные услуги, нужно каждый раз обращаться в письменной форме в ООО «Теплоэнергетика», то есть ежемесячно.

  1. Я, как уполномоченное лицо, от имени собственников, осуществляющих непосредственное управление домом, обратилась в ООО «Теплоэнергетика» с ^.явлением о заключении договора в письменной форме, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг в соответствии со ст. 15 закона № 190-Фз от 27.07.2010 г., а так же пп. 21, 22, 23, 24, 25, 26 Правил 354.

В п. 26 говорится «если собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, приняли на общем собрании решение о выдаче одному из собственников или иному лицу полномочий действовать в отношениях с третьими лицами от имени собственников в таком доме, то в этом случае уполномоченное лицо вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников...

Наш диалог с ООО «Теплоэнергетика» заканчивается лишь тем, что мы получаем формальные отписки. Выплачивать деньги за отопление авансом в течение года до февраля 2013 г. мы не желаем, т.к. не доверяем этой компании. Есть вероятность того, что перерасчёт окажется не в нашу пользу, т.к. ООО «Теплоэнергетика» при производстве расчёта платы за тепло не соблюдает требования Правил 354, ущемляя

На заседании Комиссии заявитель поддержала доводы, изложенные в заявлении.

ООО «Теплоэнергетика» сообщило, что нарушений антимонопольного законодательства не допускало.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Теплоэнергетика» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Кроме того, Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке поставки (распределения) пара и горячей воды (тепловой энергии) микрорайона 1,2,3 Центральной части города, п. Первомайский, п. Паранино, п. Новостройка Усть-Катавского городского округа Челябинской области по итогам 2011 года. На основании проведенного анализа положение ООО «Теплоэнергетика» на указанном рынке было признано доминирующим.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

2. Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьёй 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергосбережения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ч. 1, 4, 6) сказано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

В силу пункта 7.1 Правил учёта допуск в эксплуатацию узлов учёта потребления осуществляется представителем энергоснабжающей организации.

Таким образом, именно на энергоснабжающую организацию возложена обязанность по допуску в эксплуатацию узлов учёта.

Процедура допуска в эксплуатацию узлов учёта закреплена в Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии и теплоносителя).

В соответствии с пунктом 7.1 Правил учёта для допуска узлов учёта тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

1 - принципиальную схему теплового пункта;

2 - проект на узел учёта, согласованный с энергоснабжающей организацией;

3 - паспорт на приборы узла учёта;

4- документы о поверке приборов узла учёта с действующим клеймом госповерителя;

5 - смонтированный и проверенный на работоспособность узел учёта тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя и иные.

Согласно п. 7.2 Правил учёта при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:

- соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах;

  • соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров;

  • качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации;

  • наличие пломб.

В случае выявления несоответствия требованиям Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.

Положениями п. 7.5 Правил № Вк-4936 предусмотрено, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.

Вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.

Материалами дела установлено, что ООО «Теплоэнергетика» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирном доме 23, расположенном в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава.

В период с 26 января 2007 года по 1 апреля 2012 управление многоквартирным домом 23, расположенным в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава, осуществляла управляющая компания ООО «УК «Комфорт».

На основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 23, расположенного в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава Челябинской области, от 14.06.2010 собственниками принято решение об установке общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии.

ООО «УК «Комфорт» и ООО «Горэлектро» заключен договор подряда № A-022-Пр на выполнение проектных работ узлов учета тепловой энергии, в том числе на многоквартирный дом 23, расположенный в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава.

ООО «Горэлектро» является специализированной организацией, занимающейся проектированием, монтажом, сервисным обслуживанием узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя.

22.06.2011 ООО «Горэлектро» изготовлен проект узла учета тепловой энергии и теплоносителя на базе измерительного комплекса «Эльф-03» на многоквартирный дом 23, расположенный в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава.

21.07.2011, рассмотрев проект, ООО «Теплоэнергетика» направило замечания, которые были устранены проектной организацией.

Письмом от 09.09.2011 ООО «Теплоэнергетика» отказало в согласовании проекта ввиду того, что узел учета установлен не на границе балансовой принадлежности. ООО «Горэлектро» указало, что узлы учета размещены в соответствии с техническим заданием заказчика.

С 1 апреля 2012 года собственниками многоквартирного дома 23, расположенного в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава, в качестве способа управление избрано непосредственное управление, заключен договор с ООО «УК «Комфорт» на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

25 сентября 2012 года ООО «УК «Комфорт» направило письмо в адрес ООО «Теплоэнергетика» об обеспечении участия представителя ресурсоснабжающей организации в приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме на 9 октября 2012 года.

ООО «Теплоэнергетика» на приемку узла учета в эксплуатацию не явилось. Как следует из письменных пояснений ответчика акт ООО «Теплоэнергетика» не подписало по причине несогласования проекта.

17.06.2013 ООО «Теплоэнергетика» в адрес ООО «УК «Комфорт» направило акт допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирный дом 23, расположенный в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава, согласно которому ООО «Теплоэнергетика» отказало в допуске узла учета в рассматриваемом многоквартирном доме в эксплуатацию по следующим причинам:

1. При приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии представлен проект не согласованный с энергоснабжающей организацией.

2. В расчете использованы данные, взятые не из Государственного реестра средств измерений.

3 В расчёте потерь напора на расходомерах присутствует формула, использованная для расчёта «потерь давления на расходомере».

4. В расчете потерь напора на узле учета тепла указанные паспортные данные не соответствуют паспортным данным, приведенным в паспорте счетчиков холодной и горячей воды.

5. Нарушен п. 7.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя». В соответствии с п. 3.4. «Руководством по эксплуатации комплексов измерительных «Эльф» считывание накопленных данных возможно через оптический порт вычислителя с использованием пульта переноса данных «Луч-МК» и оптоголовки RS-232.

Однако, гр. Губайдуллина В.В. обратилась в Усть-Катавский городской суд Челябинской области с иском о признании проекта на узел учета тепловой энергии и теплоносителя соответствующим действующему законодательству, и подлежащим согласованию. Решением судов всех инстанций по делу № 11-3790/201 требования заявителя в части признания проекта подлежащему согласованию удовлетворены.

В связи со вступлением в законную силу судебного акта ООО «УК «Комфорт» направило уведомление о приемке узла учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме 23, расположенном в микрорайоне № 2. Датой приемки определено 10 июня 2013 года.

20 июня 2013 года ООО «Теплоэнергетика» в своем письме в очередной раз указало на неправильность расходомеров, указанных в проекте, а также на то, что ранее рерурсоснабжающей организацией был направлен акт, которым было отказано в допуске.

Представленная в антимонопольный орган переписка между ООО «УК «Комфорт» и ООО «Теплоэнергетика» по вопросу ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме 23, расположенном в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава, а также неисполнение решения суда о делу № 11-3790/2013 свидетельствуют о необоснованном и длительном уклонении ООО «Теплоэнергетика» от ввода в эксплуатацию приборов узла учета тепловой энергии, установленного в 23 доме 2 микрорайона г. Усть-Катава Челябинской области, что является препятствием в реализации гражданами, проживающими в этом доме, права на расчет платы за данную коммунальную услугу исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, предусмотренного статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Теплоэнергетика» необоснованно затягивает процесс ввода в эксплуатацию узел учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме 23, расположенном в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава.

Кроме того, указанные действия ООО «Теплоэнергетика» потенциально способствовуют увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемили их интересы.

У ООО «Теплоэнергетика» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: согласовать проект на узел учета тепловой энергии в многоквартирный дом 23, расположенный в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава. Однако, ООО «Теплоэнергетика» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности ООО «Теплоэнергетика» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Теплоэнергетика», выразившихся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме 23, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-2, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать ООО «Теплоэнергетика» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

ДА. Дозморова

Ю.Г. Ростовцева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 10428 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 32-03/13 в отношении ООО «Теплоэнергетика» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10428 [type] => solution [language] => ru [created] => 1388464436 [changed] => 1388464436 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1388464436 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 5 декабря 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 ноября 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Ростовцева Юлия Геннадьевна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в отсутствии сторон, надлежаще уведомленных о дате и времени рассмотрении дела,

рассмотрев дело № 32-03/13 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление <...>, <...> на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в нарушении антимонопольного законодательства.

1. Как следует из заявлений жителей многоквартирных домов ООО «Теплоэнергетика» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирных домах <...> микрорайона № 2 Усть - Катавского городского округа.

Одним из собственников жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме № 12, является гр. <...>.

Одним из собственников жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме № 27, является гр. <...>.

12 марта 2013 года в соответствии с пунктом 7.1 Правил учёта тепловой энергии и теплоносителя, утверждённых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12 сентября 1995 года № Вк-4936 (далее - Правила учёта тепловой энергии и теплоносителя), был осуществлён ООО «Теплоэнергетика» допуск узлов учёта тепловой энергии в эксплуатацию.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в доме № 27 от 12 марта 2013 года.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в дому № 12 от 12 марта 2013 года.

Однако, ООО «Теплоэнергетика» продолжает осуществлять расчёты с потребителями многоквартирных домов <...> микрорайона № 2 Усть - Катавского городского округа по нормативам, установленным Собранием депутатов Усть - Катавского городского округа Челябинской области.

На указанный довод ответчик пояснил, что начисление платы за отопление производится по утвержденному решением Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа от 07.05.2009 № 66 нормативу потребления тепловой энергии на отопление и нагрев воды для населения равномерно в течении года, с корректировкой платы в феврале 2014 года.

2. Кроме того, по мнению заявителей неправомерное использование при расчете платы данных суммарного объема горячей воды только потребителей, предоставивших показания индивидуальных приборов учета, и норматив потребления коммунального ресурса относительно потребителей, не представивших показания индивидуальных приборов учета.

Заявители пояснили, что при расчёте платы за горячую воду по формуле 20 п. 54 Правил 354 ООО «Теплоэнергетика» использует весь объём тепловой энергии (в Гкал) исходя из показаний Общедомовых приборов учёта (далее также - ОПУ), но не весь объем (в кубических метрах) холодной воды, потреблённой жителями для нагрева, а только суммарный объём горячей воды (в кубических метрах) тех потребителей, которые предоставляют показания индивидуальных приборов учета (далее ИПУ), и «норматив» тех, потребителей, которые не имеют ИПУ. Вместе с тем, на основании требований п. 54 Правил 354, должен учитываться весь объём коммунального ресурса, так как на входе в бойлер установлен водосчётчик, который принят тепловой организацией к коммерческому учёту.

При анализе расчёта платы за тепловую энергию на нагрев воды по указанным домам за апрель 2013 года заявителями установлено, что собственникам, не предоставившим показания ИПУ, ООО «Теплоэнергетика» начислений не производит, объем фактического потребления тепловой энергии распределяется на собственников, подающих показания ИПУ.

Согласно письменным пояснениям ООО «Теплоэнергетика» начисление платы за отопление жителям рассматриваемых домов № 27 МКР-2 было произведено в соответствии с постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 14.09.2012 года №30/77 «О применении при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, с равномерной разбивкой в течении года.

Раздел VII Правил № 354 распространяет свое действие на оснащение жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными), комнатными приборами учета.

Таким образом, жителям многоквартирных домов, у которых установлены внутриквартирные приборы учета начисление платы произведено на основании показаний приборов учета, а при отсутствии приборов учета произведено на основании нормативов на нагрев воды.

ООО «Теплоэнергетика» не вправе производить начисления за ГВС жителям, не подающим показания индивидуальных приборов.

3. Также заявители указали, на невозможность осуществления ими контроля за правильностью исчисления платы за коммунальные услуги, поскольку в квитанции отсутствуют исходные данные, например: показания счётчика ОПУ (объёма горячей в кубических метрах и объёма тепловой энергии в Гкал) и для того, чтобы контролировать правильность начислений платы за коммунальные услуги, нужно каждый раз обращаться в письменной форме в ООО «Теплоэнергетика», то есть ежемесячно.

  1. Я, как уполномоченное лицо, от имени собственников, осуществляющих непосредственное управление домом, обратилась в ООО «Теплоэнергетика» с ^.явлением о заключении договора в письменной форме, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг в соответствии со ст. 15 закона № 190-Фз от 27.07.2010 г., а так же пп. 21, 22, 23, 24, 25, 26 Правил 354.

В п. 26 говорится «если собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, приняли на общем собрании решение о выдаче одному из собственников или иному лицу полномочий действовать в отношениях с третьими лицами от имени собственников в таком доме, то в этом случае уполномоченное лицо вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников...

Наш диалог с ООО «Теплоэнергетика» заканчивается лишь тем, что мы получаем формальные отписки. Выплачивать деньги за отопление авансом в течение года до февраля 2013 г. мы не желаем, т.к. не доверяем этой компании. Есть вероятность того, что перерасчёт окажется не в нашу пользу, т.к. ООО «Теплоэнергетика» при производстве расчёта платы за тепло не соблюдает требования Правил 354, ущемляя

На заседании Комиссии заявитель поддержала доводы, изложенные в заявлении.

ООО «Теплоэнергетика» сообщило, что нарушений антимонопольного законодательства не допускало.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Теплоэнергетика» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Кроме того, Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке поставки (распределения) пара и горячей воды (тепловой энергии) микрорайона 1,2,3 Центральной части города, п. Первомайский, п. Паранино, п. Новостройка Усть-Катавского городского округа Челябинской области по итогам 2011 года. На основании проведенного анализа положение ООО «Теплоэнергетика» на указанном рынке было признано доминирующим.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

2. Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьёй 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергосбережения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ч. 1, 4, 6) сказано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

В силу пункта 7.1 Правил учёта допуск в эксплуатацию узлов учёта потребления осуществляется представителем энергоснабжающей организации.

Таким образом, именно на энергоснабжающую организацию возложена обязанность по допуску в эксплуатацию узлов учёта.

Процедура допуска в эксплуатацию узлов учёта закреплена в Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии и теплоносителя).

В соответствии с пунктом 7.1 Правил учёта для допуска узлов учёта тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

1 - принципиальную схему теплового пункта;

2 - проект на узел учёта, согласованный с энергоснабжающей организацией;

3 - паспорт на приборы узла учёта;

4- документы о поверке приборов узла учёта с действующим клеймом госповерителя;

5 - смонтированный и проверенный на работоспособность узел учёта тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя и иные.

Согласно п. 7.2 Правил учёта при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:

- соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах;

  • соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров;

  • качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации;

  • наличие пломб.

В случае выявления несоответствия требованиям Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.

Положениями п. 7.5 Правил № Вк-4936 предусмотрено, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.

Вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.

Материалами дела установлено, что ООО «Теплоэнергетика» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирном доме 23, расположенном в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава.

В период с 26 января 2007 года по 1 апреля 2012 управление многоквартирным домом 23, расположенным в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава, осуществляла управляющая компания ООО «УК «Комфорт».

На основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 23, расположенного в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава Челябинской области, от 14.06.2010 собственниками принято решение об установке общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии.

ООО «УК «Комфорт» и ООО «Горэлектро» заключен договор подряда № A-022-Пр на выполнение проектных работ узлов учета тепловой энергии, в том числе на многоквартирный дом 23, расположенный в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава.

ООО «Горэлектро» является специализированной организацией, занимающейся проектированием, монтажом, сервисным обслуживанием узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя.

22.06.2011 ООО «Горэлектро» изготовлен проект узла учета тепловой энергии и теплоносителя на базе измерительного комплекса «Эльф-03» на многоквартирный дом 23, расположенный в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава.

21.07.2011, рассмотрев проект, ООО «Теплоэнергетика» направило замечания, которые были устранены проектной организацией.

Письмом от 09.09.2011 ООО «Теплоэнергетика» отказало в согласовании проекта ввиду того, что узел учета установлен не на границе балансовой принадлежности. ООО «Горэлектро» указало, что узлы учета размещены в соответствии с техническим заданием заказчика.

С 1 апреля 2012 года собственниками многоквартирного дома 23, расположенного в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава, в качестве способа управление избрано непосредственное управление, заключен договор с ООО «УК «Комфорт» на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

25 сентября 2012 года ООО «УК «Комфорт» направило письмо в адрес ООО «Теплоэнергетика» об обеспечении участия представителя ресурсоснабжающей организации в приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме на 9 октября 2012 года.

ООО «Теплоэнергетика» на приемку узла учета в эксплуатацию не явилось. Как следует из письменных пояснений ответчика акт ООО «Теплоэнергетика» не подписало по причине несогласования проекта.

17.06.2013 ООО «Теплоэнергетика» в адрес ООО «УК «Комфорт» направило акт допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирный дом 23, расположенный в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава, согласно которому ООО «Теплоэнергетика» отказало в допуске узла учета в рассматриваемом многоквартирном доме в эксплуатацию по следующим причинам:

1. При приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии представлен проект не согласованный с энергоснабжающей организацией.

2. В расчете использованы данные, взятые не из Государственного реестра средств измерений.

3 В расчёте потерь напора на расходомерах присутствует формула, использованная для расчёта «потерь давления на расходомере».

4. В расчете потерь напора на узле учета тепла указанные паспортные данные не соответствуют паспортным данным, приведенным в паспорте счетчиков холодной и горячей воды.

5. Нарушен п. 7.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя». В соответствии с п. 3.4. «Руководством по эксплуатации комплексов измерительных «Эльф» считывание накопленных данных возможно через оптический порт вычислителя с использованием пульта переноса данных «Луч-МК» и оптоголовки RS-232.

Однако, гр. Губайдуллина В.В. обратилась в Усть-Катавский городской суд Челябинской области с иском о признании проекта на узел учета тепловой энергии и теплоносителя соответствующим действующему законодательству, и подлежащим согласованию. Решением судов всех инстанций по делу № 11-3790/201 требования заявителя в части признания проекта подлежащему согласованию удовлетворены.

В связи со вступлением в законную силу судебного акта ООО «УК «Комфорт» направило уведомление о приемке узла учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме 23, расположенном в микрорайоне № 2. Датой приемки определено 10 июня 2013 года.

20 июня 2013 года ООО «Теплоэнергетика» в своем письме в очередной раз указало на неправильность расходомеров, указанных в проекте, а также на то, что ранее рерурсоснабжающей организацией был направлен акт, которым было отказано в допуске.

Представленная в антимонопольный орган переписка между ООО «УК «Комфорт» и ООО «Теплоэнергетика» по вопросу ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме 23, расположенном в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава, а также неисполнение решения суда о делу № 11-3790/2013 свидетельствуют о необоснованном и длительном уклонении ООО «Теплоэнергетика» от ввода в эксплуатацию приборов узла учета тепловой энергии, установленного в 23 доме 2 микрорайона г. Усть-Катава Челябинской области, что является препятствием в реализации гражданами, проживающими в этом доме, права на расчет платы за данную коммунальную услугу исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, предусмотренного статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Теплоэнергетика» необоснованно затягивает процесс ввода в эксплуатацию узел учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме 23, расположенном в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава.

Кроме того, указанные действия ООО «Теплоэнергетика» потенциально способствовуют увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемили их интересы.

У ООО «Теплоэнергетика» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: согласовать проект на узел учета тепловой энергии в многоквартирный дом 23, расположенный в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава. Однако, ООО «Теплоэнергетика» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности ООО «Теплоэнергетика» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Теплоэнергетика», выразившихся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме 23, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-2, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать ООО «Теплоэнергетика» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

ДА. Дозморова

Ю.Г. Ростовцева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 5 декабря 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 ноября 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

 

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Ростовцева Юлия Геннадьевна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в отсутствии сторон, надлежаще уведомленных о дате и времени рассмотрении дела,

рассмотрев дело № 32-03/13 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление <...>, <...> на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в нарушении антимонопольного законодательства.

1. Как следует из заявлений жителей многоквартирных домов ООО «Теплоэнергетика» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирных домах <...> микрорайона № 2 Усть - Катавского городского округа.

Одним из собственников жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме № 12, является гр. <...>.

Одним из собственников жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме № 27, является гр. <...>.

12 марта 2013 года в соответствии с пунктом 7.1 Правил учёта тепловой энергии и теплоносителя, утверждённых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12 сентября 1995 года № Вк-4936 (далее - Правила учёта тепловой энергии и теплоносителя), был осуществлён ООО «Теплоэнергетика» допуск узлов учёта тепловой энергии в эксплуатацию.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в доме № 27 от 12 марта 2013 года.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в дому № 12 от 12 марта 2013 года.

Однако, ООО «Теплоэнергетика» продолжает осуществлять расчёты с потребителями многоквартирных домов <...> микрорайона № 2 Усть - Катавского городского округа по нормативам, установленным Собранием депутатов Усть - Катавского городского округа Челябинской области.

На указанный довод ответчик пояснил, что начисление платы за отопление производится по утвержденному решением Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа от 07.05.2009 № 66 нормативу потребления тепловой энергии на отопление и нагрев воды для населения равномерно в течении года, с корректировкой платы в феврале 2014 года.

2. Кроме того, по мнению заявителей неправомерное использование при расчете платы данных суммарного объема горячей воды только потребителей, предоставивших показания индивидуальных приборов учета, и норматив потребления коммунального ресурса относительно потребителей, не представивших показания индивидуальных приборов учета.

Заявители пояснили, что при расчёте платы за горячую воду по формуле 20 п. 54 Правил 354 ООО «Теплоэнергетика» использует весь объём тепловой энергии (в Гкал) исходя из показаний Общедомовых приборов учёта (далее также - ОПУ), но не весь объем (в кубических метрах) холодной воды, потреблённой жителями для нагрева, а только суммарный объём горячей воды (в кубических метрах) тех потребителей, которые предоставляют показания индивидуальных приборов учета (далее ИПУ), и «норматив» тех, потребителей, которые не имеют ИПУ. Вместе с тем, на основании требований п. 54 Правил 354, должен учитываться весь объём коммунального ресурса, так как на входе в бойлер установлен водосчётчик, который принят тепловой организацией к коммерческому учёту.

При анализе расчёта платы за тепловую энергию на нагрев воды по указанным домам за апрель 2013 года заявителями установлено, что собственникам, не предоставившим показания ИПУ, ООО «Теплоэнергетика» начислений не производит, объем фактического потребления тепловой энергии распределяется на собственников, подающих показания ИПУ.

Согласно письменным пояснениям ООО «Теплоэнергетика» начисление платы за отопление жителям рассматриваемых домов № 27 МКР-2 было произведено в соответствии с постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 14.09.2012 года №30/77 «О применении при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, с равномерной разбивкой в течении года.

Раздел VII Правил № 354 распространяет свое действие на оснащение жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными), комнатными приборами учета.

Таким образом, жителям многоквартирных домов, у которых установлены внутриквартирные приборы учета начисление платы произведено на основании показаний приборов учета, а при отсутствии приборов учета произведено на основании нормативов на нагрев воды.

ООО «Теплоэнергетика» не вправе производить начисления за ГВС жителям, не подающим показания индивидуальных приборов.

3. Также заявители указали, на невозможность осуществления ими контроля за правильностью исчисления платы за коммунальные услуги, поскольку в квитанции отсутствуют исходные данные, например: показания счётчика ОПУ (объёма горячей в кубических метрах и объёма тепловой энергии в Гкал) и для того, чтобы контролировать правильность начислений платы за коммунальные услуги, нужно каждый раз обращаться в письменной форме в ООО «Теплоэнергетика», то есть ежемесячно.

  1. Я, как уполномоченное лицо, от имени собственников, осуществляющих непосредственное управление домом, обратилась в ООО «Теплоэнергетика» с ^.явлением о заключении договора в письменной форме, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг в соответствии со ст. 15 закона № 190-Фз от 27.07.2010 г., а так же пп. 21, 22, 23, 24, 25, 26 Правил 354.

В п. 26 говорится «если собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, приняли на общем собрании решение о выдаче одному из собственников или иному лицу полномочий действовать в отношениях с третьими лицами от имени собственников в таком доме, то в этом случае уполномоченное лицо вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников...

Наш диалог с ООО «Теплоэнергетика» заканчивается лишь тем, что мы получаем формальные отписки. Выплачивать деньги за отопление авансом в течение года до февраля 2013 г. мы не желаем, т.к. не доверяем этой компании. Есть вероятность того, что перерасчёт окажется не в нашу пользу, т.к. ООО «Теплоэнергетика» при производстве расчёта платы за тепло не соблюдает требования Правил 354, ущемляя

На заседании Комиссии заявитель поддержала доводы, изложенные в заявлении.

ООО «Теплоэнергетика» сообщило, что нарушений антимонопольного законодательства не допускало.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Теплоэнергетика» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Кроме того, Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке поставки (распределения) пара и горячей воды (тепловой энергии) микрорайона 1,2,3 Центральной части города, п. Первомайский, п. Паранино, п. Новостройка Усть-Катавского городского округа Челябинской области по итогам 2011 года. На основании проведенного анализа положение ООО «Теплоэнергетика» на указанном рынке было признано доминирующим.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

2. Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьёй 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергосбережения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ч. 1, 4, 6) сказано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

В силу пункта 7.1 Правил учёта допуск в эксплуатацию узлов учёта потребления осуществляется представителем энергоснабжающей организации.

Таким образом, именно на энергоснабжающую организацию возложена обязанность по допуску в эксплуатацию узлов учёта.

Процедура допуска в эксплуатацию узлов учёта закреплена в Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии и теплоносителя).

В соответствии с пунктом 7.1 Правил учёта для допуска узлов учёта тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

1 - принципиальную схему теплового пункта;

2 - проект на узел учёта, согласованный с энергоснабжающей организацией;

3 - паспорт на приборы узла учёта;

4- документы о поверке приборов узла учёта с действующим клеймом госповерителя;

5 - смонтированный и проверенный на работоспособность узел учёта тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя и иные.

Согласно п. 7.2 Правил учёта при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:

- соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах;

  • соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров;

  • качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации;

  • наличие пломб.

В случае выявления несоответствия требованиям Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.

Положениями п. 7.5 Правил № Вк-4936 предусмотрено, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.

Вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.

Материалами дела установлено, что ООО «Теплоэнергетика» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирном доме 23, расположенном в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава.

В период с 26 января 2007 года по 1 апреля 2012 управление многоквартирным домом 23, расположенным в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава, осуществляла управляющая компания ООО «УК «Комфорт».

На основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 23, расположенного в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава Челябинской области, от 14.06.2010 собственниками принято решение об установке общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии.

ООО «УК «Комфорт» и ООО «Горэлектро» заключен договор подряда № A-022-Пр на выполнение проектных работ узлов учета тепловой энергии, в том числе на многоквартирный дом 23, расположенный в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава.

ООО «Горэлектро» является специализированной организацией, занимающейся проектированием, монтажом, сервисным обслуживанием узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя.

22.06.2011 ООО «Горэлектро» изготовлен проект узла учета тепловой энергии и теплоносителя на базе измерительного комплекса «Эльф-03» на многоквартирный дом 23, расположенный в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава.

21.07.2011, рассмотрев проект, ООО «Теплоэнергетика» направило замечания, которые были устранены проектной организацией.

Письмом от 09.09.2011 ООО «Теплоэнергетика» отказало в согласовании проекта ввиду того, что узел учета установлен не на границе балансовой принадлежности. ООО «Горэлектро» указало, что узлы учета размещены в соответствии с техническим заданием заказчика.

С 1 апреля 2012 года собственниками многоквартирного дома 23, расположенного в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава, в качестве способа управление избрано непосредственное управление, заключен договор с ООО «УК «Комфорт» на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

25 сентября 2012 года ООО «УК «Комфорт» направило письмо в адрес ООО «Теплоэнергетика» об обеспечении участия представителя ресурсоснабжающей организации в приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме на 9 октября 2012 года.

ООО «Теплоэнергетика» на приемку узла учета в эксплуатацию не явилось. Как следует из письменных пояснений ответчика акт ООО «Теплоэнергетика» не подписало по причине несогласования проекта.

17.06.2013 ООО «Теплоэнергетика» в адрес ООО «УК «Комфорт» направило акт допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирный дом 23, расположенный в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава, согласно которому ООО «Теплоэнергетика» отказало в допуске узла учета в рассматриваемом многоквартирном доме в эксплуатацию по следующим причинам:

1. При приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии представлен проект не согласованный с энергоснабжающей организацией.

2. В расчете использованы данные, взятые не из Государственного реестра средств измерений.

3 В расчёте потерь напора на расходомерах присутствует формула, использованная для расчёта «потерь давления на расходомере».

4. В расчете потерь напора на узле учета тепла указанные паспортные данные не соответствуют паспортным данным, приведенным в паспорте счетчиков холодной и горячей воды.

5. Нарушен п. 7.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя». В соответствии с п. 3.4. «Руководством по эксплуатации комплексов измерительных «Эльф» считывание накопленных данных возможно через оптический порт вычислителя с использованием пульта переноса данных «Луч-МК» и оптоголовки RS-232.

Однако, гр. Губайдуллина В.В. обратилась в Усть-Катавский городской суд Челябинской области с иском о признании проекта на узел учета тепловой энергии и теплоносителя соответствующим действующему законодательству, и подлежащим согласованию. Решением судов всех инстанций по делу № 11-3790/201 требования заявителя в части признания проекта подлежащему согласованию удовлетворены.

В связи со вступлением в законную силу судебного акта ООО «УК «Комфорт» направило уведомление о приемке узла учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме 23, расположенном в микрорайоне № 2. Датой приемки определено 10 июня 2013 года.

20 июня 2013 года ООО «Теплоэнергетика» в своем письме в очередной раз указало на неправильность расходомеров, указанных в проекте, а также на то, что ранее рерурсоснабжающей организацией был направлен акт, которым было отказано в допуске.

Представленная в антимонопольный орган переписка между ООО «УК «Комфорт» и ООО «Теплоэнергетика» по вопросу ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме 23, расположенном в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава, а также неисполнение решения суда о делу № 11-3790/2013 свидетельствуют о необоснованном и длительном уклонении ООО «Теплоэнергетика» от ввода в эксплуатацию приборов узла учета тепловой энергии, установленного в 23 доме 2 микрорайона г. Усть-Катава Челябинской области, что является препятствием в реализации гражданами, проживающими в этом доме, права на расчет платы за данную коммунальную услугу исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, предусмотренного статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Теплоэнергетика» необоснованно затягивает процесс ввода в эксплуатацию узел учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме 23, расположенном в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава.

Кроме того, указанные действия ООО «Теплоэнергетика» потенциально способствовуют увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемили их интересы.

У ООО «Теплоэнергетика» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: согласовать проект на узел учета тепловой энергии в многоквартирный дом 23, расположенный в микрорайоне № 2 г. Усть-Катава. Однако, ООО «Теплоэнергетика» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности ООО «Теплоэнергетика» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Теплоэнергетика», выразившихся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме 23, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-2, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать ООО «Теплоэнергетика» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

ДА. Дозморова

Ю.Г. Ростовцева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 32-03/13 [format] => [safe_value] => № 32-03/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-13 04:31:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-13 04:31:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1388464436 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )