Челябинским предпринимателям по-прежнему неправомерно отказывают в допуске к торгам - УФАС

В Челябинской области растет число жалоб на действия органов власти, которые могут привести к ограничению конкуренции, сообщила заместитель руководителя Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина на пресс-конференции во вторник в агентстве "Интерфакс-Урал" в Челябинске.

"Всего за первое полугодие 2013 года было рассмотрено 83 заявления по нарушениям закона "О защите конкуренции". Это больше по сравнению с первым полугодием 2012 года - тогда было 60 заявлений. Также мы рассматриваем жалобы на порядок проведения торгов в порядке статьи 18.1 ("Нарушение порядка проведения торгов" - ИФ). Их поступило почти в 2 раза больше в сравнении с прошлым годом - в первом полугодии 30 жалоб, в 2012 году - 16 жалоб", - сообщила Н.Сапрыкина.

По ее словам, по итогам первого полугодия 2013 года в отношении должностных лиц органов власти было возбуждено 51 административное производство, связанное с ограничением конкуренции. Эта ответственность была введена в 2009 году, но непосредственно практика стала складываться лишь в текущем полугодии, уточнила Н.Сапрыкина. Вынесено постановлений о наложении штрафа на сумму 878 тыс. рублей.

Н.Сапрыкина отметила, что должностные лица по-прежнему нарушают закон о конкуренции в части неправомерных отказов предпринимателям в допуске к торгам. Так, Челябинское УФАС рассмотрело заявление участников конкурса на организацию транспортных перевозок, проведенного администрацией Магнитогорска в лице управления транспорта и связи.

"Эти конкурсы были проведены с грубым нарушением того положения, которое администрация сама для себя утвердила. Данный акт обязателен к исполнению, а администрация Магнитогорска как будто бы его не заметила. В результате у предпринимателей стали запрашиваться документы, получение которых отягощает заявку, делает сложной процедуру участия в торгах. И вообще - требовать эти документы прямо запрещено данным положением администрации", - сообщила Н.Сапрыкина.

Чиновники потребовали от участников конкурса договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров.

"На первый взгляд покажется - что в этом такого, законом действительно введено такое страхование в 2013 году. Но я хочу напомнить, что в данном случае речь идет о конкурсе. Хозяйствующие субъекты только претендуют на то, чтобы стать перевозчиками. На момент подачи заявки они пока только потенциальные перевозчики", - пояснила представитель антимонопольного органа.

Расходы некоторых хозяйствующих субъектов на заключение страхового договора достигли 500 тыс. рублей. При этом им отказали в допуске к конкурсу на том основании, что сведения о данном документе отсутствовали на официальном сайте союза страховщиков. Администрация Магнитогорска сочла предоставленную предпринимателями информацию недостоверной.

"Но при этом, что интересно, два победителя, два ИП, зарегистрированные на отца и сына, представили в своих заявках договоры со страховой компанией, которые имели один номер, одни и те же транспортные средства. И когда мы задали вопрос администрации относительно того, как рассматривались заявки этих конкретных претендентов, нам сказали, что у них все нормально", - сказала Н.Сапрыкина.

После этого чиновники вскрыли конверты с заявками, не озвучивая их содержание и не внеся его в протокол, и администрация заключила договоры, не опубликовав итогов конкурса.

"В результате УФАС уже не может выдать предписание, потому что договоры заключены. Предпринимателям остается один вариант - обращаться с иском в суд для того, чтобы эти договоры были признаны недействительными с учетом нашего соответствующего решения. В 2010 году уже были вопросы к администрации Магнитогорска по перевозкам. Хотела бы отметить, что ситуация в принципе не изменилась", - заключила Н.Сапрыкина.