Депутатам не дают припарковаться

УФАС заподозрило гордуму Челябинска в нарушении антимонопольного законодательства при организации автостоянок

Управление ФАС России по Челябинской области возбудило дело в отношении городской думы Челябинска по факту нарушения закона о защите конкуренции при организации парковок. По мнению антимонопольного ведомства, принятый депутатами порядок создания и использования парковок может создать преимущественные условия на рынке парковочных услуг для МБУ «Городские парковки». Депутаты гордумы считают, что выполнили главное требование УФАС о предоставлении парковок арендаторам на конкурсной основе. По мнению экспертов, в Челябинске вообще не существует системы организации и использования парковочных мест.

Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Челябинской области возбудило административное дело в отношении Челябинской городской думы по признакам нарушения ч.1 ст.15 федерального закона «О защите конкуренции» при организации и использовании парковок. Эта статья запрещает органам местного самоуправления принимать акты или предпринимать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Признаки нарушений, по мнению УФАС, содержатся в «Порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах местного значения», принятом в 2013 году. В текущем году в документ были внесены изменения, в том числе из-за предупреждений, выданных антимонопольной службой администрации города, гордуме и МБУ «Городские парковки». Челябинская городская дума, как и требовало Челябинское УФАС России, определила, что парковки создаются только в границах автомобильных дорог общего пользования местного значения. Ранее допускалось создание парковок за пределами автомобильных дорог общего пользования.

Но ряд вопросов по-прежнему остался неурегулированным, подчеркивают в Челябинском УФАС.

Так, документ определяет, что обслуживанием парковки занимается оператор, которым может быть муниципальное учреждение, при этом земельный участок предоставляется ему без конкурентных процедур. Оператором может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но они могут быть привлечены к организации парковок только в соответствии с законодательством об инвестиционной деятельности, о концессионных соглашениях или о муниципально-частном партнерстве.

«По предварительным данным, в результате таких положений порядка муниципальному учреждению могут быть созданы преимущественные условия на рынке оказания услуг парковок, в том числе по причине предоставления земельных участков под парковки без торгов и в нарушение земельного законодательства»,— подчеркивают в Челябинском УФАС. Помимо этого «Порядок создания и использования парковок» так и не регламентировал вопросы о том, какие лица могут быть инициаторами создания парковки, а также сроки и процедуру подачи заявления, порядок их рассмотрения и принятия актов, которыми такие парковки создаются. В УФАС подчеркивают, что в соответствии с принятым документом, администрация Челябинска при утверждении перечня парковочных мест может не указывать ни размеры парковки, ни количество парковочных мест, ни сведения о ее привязке к определенной дороге.

За нарушения закона о защите конкуренции виновному должностному лицу гордумы грозит административное наказание в виде штрафа 15–30 тыс. руб. Заседание комиссии по рассмотрению дела назначено на 1 февраля 2018 года.

Депутат гордумы Александр Галкин, курировавший проект «Легальные парковки» и которого ряд СМИ называет причастным к переделу парковочного бизнеса, подчеркнул, что замечания ФАС были учтены по целому ряду вопросов, в частности, по его словам, было выполнено основное требование — что субъекты, обслуживающие парковки, должны выбираться на конкурсной основе. «У нас очень сильная юридическая служба, принимаемые думой решения всегда были взвешенные и последовательные, в них есть логика, это касается и парковочного пространства. Возбудить дело — это право УФАС, ничто не мешает думе оспорить это решение. Моя позиция — максимальное количество денег должно идти в муниципальный бюджет, а не в частные организации. Не так давно стоял вопрос о том, что центр надо отдать частным инвесторам, и почему-то ни у кого, кроме жителей и депутатов, не возникло вопросов. А сейчас, когда пошли по пути, что надо парковки отдавать муниципальному предприятию, где будет другая тарификация, а деньги будут идти в бюджет, тут возникают вопросы»,— прокомментировал он.

Директор МБУ «Городские парковки», депутат гордумы Эдуард Бурлаков не ответил на телефонные звонки.

Напомним, 16 октября глава города Евгений Тефтелев подписал постановление о создании платных парковок в Челябинске. В перечень попали 68 улиц — практически весь центр города. Ранее сообщалось, что за четыре года планировалось создать 8 тыс. платных парковочных мест. Одним из инвесторов проекта готова была стать компания «РВМ Капитал», 10% от выручки по концессионному соглашению будет направляться в бюджет города. Тариф составит 30 руб. в час с 8 до 20 часов, кроме выходных и праздников. Однако из-за «недостаточной нормативной базы» введение платных парковок отложили.

«Система платных парковок в Челябинске не нужна принципиально. Для начала надо определиться, что такое “парковочное пространство”, для чего оно вообще нужно в Челябинске, а этим никто не занимался; пока это не сделано, все остальное второстепенно. Сегодня у нас нет никакой системы организации парковок, все пространство города — парковочное, можно оставить машину на газоне, тротуаре или перекрестке»,— подчеркивает эксперт в области транспортной логистики Яков Гуревич. По его мнению, возбуждение антимонопольного дела практически никак не повлияет на ситуацию, поскольку челябинские власти не заинтересованы в организации нормальной работоспособной системы парковок.

Юлия Гарипова