УФАС разберется с непатриотичными коммерсантами

Плакатом, на котором Родина-мать призывает купить газовое оборудование, заинтересовалась антимонопольная служба. Неравнодушный гражданин написал заявление в УФАС и возмутился, что бизнесмены опошлили неофициальный символ Победы. Негодование поддержали и ветераны, и теперь ведомство готовится наказать непатриотичных предпринимателей.

Родина-мать для ветерана Ивана Конченкова далеко не символ газового оборудования. Это напоминание о том времени, когда 16-летний Ваня был самым молодым партизаном. И о том, как его деревня, где оставались трое младших братьев и сестер, больше года оставалась в оккупации, а фашисты наводили в ней свои порядки.

"За одного убитого фашиста немцы 10 человек расстреляли", – рассказывает Иван Конченков, ветеран Великой Отечественной войны.

Прототип рекламы, которая сиротливо висит сейчас на фонарном столбе, во время Второй мировой некоторые солдаты носили на груди вместе со снимками своих близких. Появилась эта агитка в самом начале войны, автор – советский художник Ираклий Тоидзе. Его жена услышала сообщение о начале войны и в панике вбежала к нему в мастерскую. Пораженный выражением ее лица, художник приказал супруге замереть и сразу начал делать наброски. Вот и получилось, что левая рука Родины-матери показывает назад, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии.

Сын Ираклия Тоидзе вспоминает: "Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица".

Агитационный образ оказался настолько проникновенным и впечатляющим, что стал подлинным шедевром. Вот и сегодня, видимо, надеясь задеть какие-то тонкие струны, предприниматели его нещадно эксплуатируют. Как, впрочем, и другие символы победы. Плакат, где Родина-мать держит в руках не текст присяги, а описание прелестей газового оборудования, не оставил равнодушной и антимонопольную службу.

"Использование такого плаката в рекламе может принижать значимость исторических событий, а также являться оскорбительным для участников боевых действий", – отмечает Наталья Мартынюк, пресс-секретарь Челябинского УФАС России.

Пока антимонопольная служба выясняет все тонкости – можно ли считать эту рекламу оскорбительной для Победы и ветеранов. Если дело все-таки будет возбуждено, авторам идеи и бизнесменам грозит штраф от 100 тысяч рублей. Кстати, недавно УФАС на 40 тысяч оштрафовало предпринимателей в Республике Коми. Там Родина-мать призывала играть в пейнтбол.