Рынок ритейла в Челябинской области ждет усиление конкурентной борьбы

Торговые сети подсчитывают прибыль после новогодних праздников. Для ритейла этот период хоть и денежный, но тяжкий. Магазины в это время работают на износ, а их топ-менеджмент ломает головы над тем, как удержать покупательский спрос после зимних каникул. Это и понятно: региональный рынок ритейла постепенно насыщается, а его игроки становятся агрессивнее и изобретательнее в конкурентной борьбе.

 

Сформирован, но растет

В Челябинской области торговые сети наращивают свое присутствие на рынке. По данным Челябинскстата, в январе — ноябре 2013 года розничный ритейл формировал 24,4 процента общего объема оборота розницы в регионе. Годом ранее доля его была заметно меньше — всего 16,6 процента. Заметно, что этот процесс идет в унисон с увеличением торговой сети в целом. По данным областного минэкономразвития, за последние 15 лет она выросла более чем в 2 раза. Причем половина торговых площадей в регионе приходится на долю крупных предприятий.

Росту доли сетевых магазинов в какой то степени способствует политика сокращения рынков, проводимая государством. В этом уверена и.о. завкафедрой «Экономика торговли» ЮУрГУ, кандидат экономических наук, доцент Алена Левина:

 — Ровно год назад вышел федеральный закон, который запустил в России процесс реорганизации розничных рынков. Более 1100 тысячи рынков в стране были преобразованы в другие форматы, — поясняет эксперт. — Наряду с общим увеличением торговой сети, закрытие рынков стало одним из факторов роста доли ритейла в рознице.

 Сегодня в Челябинской области представлены торговые сети — мы говорим, прежде всего, о продуктовом ритейле — международного, федерального и регионального уровней. Наиболее крупные игроки — это «Ашан», «Метро», «Молния-Спар» (французская компания SPAR International заключила лицензионный договор с сетью «Молния» и накладывает свои стандарты на работу магазинов челябинской сети), «X5 Retail Group» («Пятерочка», «Карусель», «Копейка»), «Магнит» и «Монетка». Несмотря на то что рынок ритейла на Южном Урале вполне сформирован, эксперты прогнозируют появление на нем новых игроков.

 — Ожидать значительных изменений в составе основных ритейлеров, как мне кажется, уже не приходится, но вероятность появления инвесторов, новых игроков извне существует, — считает Тамара Кацай, старший преподаватель кафедры «Экономика торговли» ЮУрГУ, бизнес-тренер, участник программы Российско-Американского консульства «Business for Russia». — К примеру, таких как Walmart. Реальные перспективы для этого имеются. В случае выхода Walmart на российский рынок, интерес к Челябинской области, как к социально благополучному региону, с энергично развивающейся производственной инфраструктурой, думаю, будет однозначным.

 Эксперт также отмечает, что продовольственный ритейл в регионе будет расти и дальше. Даже если и не так быстро как в предыдущие годы. По итогам 2012 года объем этого рыночного сектора в Челябинске составил примерно 119 миллиардов рублей, что означает рост примерно на 15 % в год. Это низкий показатель по сравнению с 2008 годом, тогда ритейл прирос на 30 %. В 2009 году по известным экономическим причинам рынок ритейла «усох» на 3 %, в 2010-м — снова вырос, но уже на небольшие 10 %. В 2011 году сетевая розница дала прибавку на 11,5 %. Отсюда вывод — по сравнению с докризисным периодом сегодняшний ритейл находится на стадии роста.

 

«Завлекалочки» и снеки

Кроме количественных изменений, по словам Тамары Кацай, в южноуральской сетевой торговле грядут и качественные изменения. По прогнозу эксперта, ритейлеры проникнутся идеей мультиформатного направления.

— Активно продолжится смена и дополнение форматов магазинов. Многие сети, понимая потребности клиентов, имея желание приблизиться к последним, включают в свои краткосрочные планы мультиформатирование, — объясняет свое видение Тамара Васильевна. — Примером может быть французская сеть гипермаркетов Auchan («Ашан»). В 2013 году Auchan запустила новый формат «A2pas», в переводе — «в двух шагах». Это новый для нее концепт — «магазин у дома». Площадь магазина «А2pas» варьируется от 250 до 500 квадратных метров. В ассортименте продукции доминируют биопродукты, снековая категория, замороженная продукция, овощи и фрукты. Главной особенностью, которая выделяет новый концепт «Ашана», является то, что из 7,5 тысячи продуктов, представленных в магазине, 3 тысячи — продаются под собственной маркой группы, а 400 наименований — по цене менее одного евро.

Из этой же серии качественных изменений — выход сетей на периферию. На движение в направлении глубинки ритейлеров, по мнению Тамары Кацай, подтолкнет острый дефицит торговых площадей и высокие цены на коммерческую недвижимость в Челябинске.

— Так, например, «Пятерочка» и «Дикси» в последние годы вышли в города области, и выход сетей в мелкие города и населенные пункты области активно продолжится, — считает она.

В прошлом году разрастание торговых сетей на периферии региона стало настолько очевидным, что процесс даже взяла на контроль антимонопольная служба. Летом 2013 года в Еманжелинске, Южноуральске, Чебаркуле и Сатке доля магазинов краснодарской сети «Магнит» приблизилась к предельно допустимой законом «О торговле» норме в 25 процентов. УФАС принимала меры. Нужно сказать, что кроме антимонопольщиков, регулировать присутствие ритейла в муниципалитете могут и местные власти, заинтересованные в развитии малого бизнеса в своем городе или районе. Такие полномочия им предоставляет федеральное законодательство.

Кроме прочего, специалист в продуктовом ритейле Тамара Кацай прогнозирует проявление на этом рынке и ряда других тенденций. В частности, стремления к укрупнению игроков. Одиночные магазины, по мере роста и разветвления сетевых форматов торговли, постепенно уйдут с арены действий, считает эксперт. Также она предполагает усиление ротации топ-менеджеров в этой сфере. Для управления будут привлекаться и переманиваться наиболее успешные топ-менеджеры как российские, так и зарубежные. Это неизбежно и для южноуральского рынка. Но главной приметой времени в отношении ритейла специалист называет обострение борьбы за покупателя.

 — В 2014 году ритейлерам придется бороться за покупателя. Замедление экономики заставляет российских потребителей экономить. Это значит, что в этом конкуренция между игроками рынка станет более жесткой, — добавляет бизнес-тренер. — А инструменты для привлечения и удержания покупателей станут значительно разнообразней, и применяться будут более активно, и в какой то степени более агрессивно. Начиная со снижения цен, всевозможных «завлекалочек» — акций, бонусов, подарков, предложения дополнительного веса или объема продукта за те же деньги, оптимизации ассортимента, расширение доли собственного производства, повышения сервиса и культуры обслуживания, приближения магазинов к покупателю и заканчивая жестким контролем за стандартами работы и модернизацией магазинов и оборудования.

 

Красота — страшная прибыль

Своеобразной тренировкой перед боем стали для сетевиков новогодние праздники. Мускулы, которые скоро пригодятся им в конкурентной борьбе, ритейлеры наращивали на всевозможных скидочных акциях и улучшении сервиса на кассах.

 — Отличие новогодних акций от всесезонных — это появление в ассортименте актуальных позиций, как то — стола заказов на банкетные блюда, которые нельзя купить в магазине, — комментирует пиар-менеджер челябинской торговой сети «Молния — Спар» Анастасия Логиновская. — К этому можно добавить продление времени работы магазинов: 28, 29 и 30 декабря гипермаркеты — всего их 7 — работали на час дольше. Также в декабре открылись наши новые магазины в Челябинске, Миассе и Кыштыме, что тоже планировалось заранее и именно к предпраздничным закупкам.

Корректировали график работы и в магазинах сети «Проспект»:

 — В предпраздничные дни улучшали выкладку в залах фруктов и шампанского, — отмечает маркетолог торговой сети Наталья Бондарева. — Работники офиса выходили в зал, на фасовку овощей и фруктов. Руководство выводило штат в дополнительные смены. А кассиры поздравляли с Новым годом каждого покупателя. В любом случае декабрь для нас — это самый прибыльный месяц в году. И это справедливо не только для нашей сети, но и для торговли в целом.

 Можно предположить, что предпраздничные усилия со стороны ритейлеров себя оправдывают. По мнению Forbes, новогодние акции приносят розничным сетям от 20 до 50 % годового дохода. В это же время эксперты отраслевого портала retail.ru отмечают, чтопотребители теперь более благосклонны к различным спецпредложениям и бонусам от торговых сетей. А, как известно, именно такого рода «фишками» изобилует политика ритейла по привлечению покупателей.

 — Общее снижение покупательной способности толкает ритейлеров в новогодний период на снижение цен и проведение акций, — замечает Тамара Кацай. — Это в свою очередь подогревает интерес потребителя, подталкивает к покупке товаров праздничного ассортимента в большем количестве и разнообразии.

 Тем не менее, рецессия в экономике внесла коррективы в потребительские привычки наших соотечественников. Россияне — и вряд ли южноуральцы в этом сильно отличаются от жителей других регионов — стали более рационально и взвешенно подходить к традиционным предновогодним закупкам. К таким выводам пришли в маркетинговой компании Nielsen Россия, которая исследовала рынок товаров повседневного спроса накануне 2014 года. Маркетологи заметили сильный прирост в последние годы, в том числе и в декабре 2013 го, продаж мясных и рыбных деликатесов, а также напитков для коктейлей, таких как ром и текила по сравнению с алкоголем, употребляемым в чистом виде. Как выяснилось, алкоголь и шоколадные конфеты чаще всего покупаются «на стол», в то время как наборы из гелей для душа, пены для ванн, дезодорантов являются одними из самых распространенных подарков. Предновогодний и новогодний рост продаж таких наборов «для красоты» сохраняется вплоть до марта. Известное дело, все эти товары в самом широком ассортименте представлены в торговых сетях.

Добавим, что ни российские сети, ни их челябинские филиалы пока не обнародовали результаты новогодних продаж. Но эксперты полагают, что свои 30 — 50 процентов годового дохода они получили, в том числе и за счет проведения праздничных акций. И несмотря на негативные тенденции в экономике, декабрь по-прежнему остается самым хлебным месяцем для розничного ритейла.

 

Доля присутствия игроков на рынке розничной торговли продуктами в регионе по итогам 2012 года, по данным УФАС по Челябинской области:

Розничная сеть «Проспект» — 1, 06 %

ООО «Молл» Молния — 4,82 %

ООО Ашан — 0,93 %

ООО «Челябинск-Дикси» — 0,69 %

ЗАО «Тандер» -Магнит — 5,07 %

Уральский филиал X5 Retail Group — 5,8 %

ООО «Красное и белое» — 5,89 %

ОАО «Седьмой континет» — 0,6 %

ООО «Элемент трейд» («Монетка») — 0,76 %

 

Подольская Елена Александровна