Протокол от 30.11.2023

ПРОТОКОЛ

расширенного заседания Экспертного совета по применению

законодательства о контрактной системе

30.11.2023                                                                                                                г. Челябинск

 

            Повестка заседания в соответствии с планом работы Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе на 2023 год:

«Расширенное заседание Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе».

На заседании Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе (далее - Совет) присутствовали следующие члены Совета:

Председатель Совета – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Ливончик Влада Анатольевна.

Секретарь Совета – заместитель начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Кокшарова Инна Олеговна.

На расширенном заседании Совета приняли участие члены совета, в том числе председатель седьмого судебного состава Арбитражного суда Челябинской области, представители органов государственной власти и местного самоуправлении, бюджетных учреждений г. Челябинска.

Доклады и результаты обсуждения повестки заседания Совета:

С приветственным словом выступила председатель совета - Ливончик Влада Анатольевна.

1) Петров Александр Александрович - председатель седьмого судебного состава Арбитражного суда Челябинской области осветил актуальные вопросы судебной практики при рассмотрении дел об оспаривании решений антимонопольных органов, связанных с применением законодательства о контрактной системе.
            Так Петровым А.А. освещены основные позиции, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда России от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в разрезе обстоятельств, которые суды оценивают при принятии решения о законности (незаконности) ненормативных правовых актов, вынесенных антимонопольным органом, к числу которых в том числе относится:

- установление норм права, которые должны быть применены к спорным правоотношениям,

- соблюдение процессуальных норм при принятии решений (процессуальные сроки, полномочия, нарушение прав и законных интересов заявителя, основания и порядок принятия решения и другие требования),

- при оценке решения судами учитываются принципы соразмерности и соответствие принятого решения целям, предусмотренным законодательством.

            Кроме того, докладчиком отмечено, что акты, содержащие разъяснения законодательства (методические рекомендации, разъяснения, письма и т.п.), могут быть учтены судом при проверке законности оспариваемых решений, действий (бездействия). При этом если суд придет к выводу о несоответствии закону актов, содержащих разъяснения законодательства, то, по общему правилу, такие разъяснения не учитываются при рассмотрении дела, за исключением случаев, когда на основании выполнения разъяснений, в том числе адресованных конкретным лицам, были реализованы права (исполнены обязанности) гражданина, организации и с учетом обстоятельств дела необходимо обеспечить поддержание доверия к закону и действиям государства (например, пункт 8 статьи 75 и подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ).

            Петров А.А. поделился судебной практикой по рассмотрению дел об оспаривании решений антимонопольных органов, связанных с применением законодательства о контрактной системе в части порядка установления критериев оценки заявок при проведении конкурсов (А50-8621/2023), оснований для признания участников закупки недобросовестными при уклонении от заключения контракта/одностороннем отказе от исполнения контракта в рамках реестра недобросовестных поставщиков (Определение ВС РФ от 16.10.2023 № 305-ЭС23-10096, А40-245008/2022), применения национального режима при закупках лекарственных препаратов (А76-21801/2022), порядка рассмотрения заявок при проведении закупок в случае нахождения участника закупки в реестре недобросовестных подрядных организаций в рамках Постановления Правительства Российской Федерации № 615 от 01.07.2016 (А81-12661/2022).

            Кроме того, в качестве примера приведено дело, связанное с нарушение процессуального порядка принятия решения в рамках антимонопольного законодательства, а также оценка судами степени существенности данного нарушения с позиции нарушения прав и законных интересов заявителя и влияния указанного нарушения на исход по делу (А76-31011/2021).

 

2) Семенов Антон Александрович - заместитель Министра имущества Челябинской области выступил с докладом на тему: «Осуществление закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 04.08.2023 № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В ходе выступления освещены новые изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), вступающие в силу с 01 июля 2024 года на основании Федерального закона от 04.08.2023 № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, данным Законом  установлен новый случай заключения контракта с единственным поставщиком на осуществление органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, государственными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации) закупки лекарственных средств, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, расходных материалов, средств для дезинфекции, а также услуг по хранению и доставке соответствующих товаров, работ по ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий у государственного унитарного предприятия соответствующего субъекта Российской Федерации либо у акционерного общества, сто процентов акций которого принадлежит соответствующему субъекту Российской Федерации (пункт 6.1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе).

При этом в силу части 4.1 статьи 15 Закона о контрактной системе с указанной даты для целей исполнения государственного (муниципального) контракта такие поставщики будут обязаны осуществлять закупки в рамках законодательства о контрактной системе.

В связи с указанными изменениями по мнению выступающего имеется ряд вопросов применения положений Закона о контрактной системе, с учетом  того, что на территории Челябинской области функционирует АО «Областной аптечный склад», имеющее развитую аптечную сеть, номенклатура товаров которого совпадает с потребностью большей части заказчиков в сфере здравоохранения.

Первый вопрос касается определения того, что подразумевается под закупками товаров, работ, услуг для целей исполнения обязательств по контрактам, заключенным по пункту 6.1 части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Семенов А.А. поставил вопрос о возможности для целей исполнения контракта, заключенного по пункту 6.1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, осуществление акционерным обществом поставки товаров, поименованных в указанном пункте, имеющихся на складе общества и закупленных до заключения указанного контракта в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Семенов А.А. предложил обратиться с данными вопросами в ФАС России для целей разъяснения указанных положений Закона о контрактной системе и недопустимости их нарушения при проведении таких закупок.

Председатель Совета поддержала указанную инициативу, отметив, что осуществление закупок у единственного поставщика независимо от основания заключения контракта является правом, а не обязанностью заказчика, при этом при осуществлении закупок у единственного поставщика не допустимы злоупотребления в указанной сфере, необходимо строго руководствоваться требованиями Закона о контрактной системе, в том числе при проведении конкурентных процедур для целей исполнения государственного (муниципального) контракта.

В связи с указанными вопросами применения пункта 6.1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе членами экспертного совета поддержано предложение направить запрос в указанной части в ФАС России.

 

3) Гладкова Ирина Борисовна - заместитель Министра здравоохранения Челябинской области осветила проблемы применения и реализации пп. «г» п. 1 ч.1     ст. 33 Закона о контрактной системе с учетом отсутствия перечня, позволяющего заказчику указывать на товарный знак без эквивалента при закупке медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания.

Так, в соответствии с пп. «г» п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае осуществления закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Министерством здравоохранения по Челябинской области направлялись  соответствующие заявления о включении медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания в перечень, однако, межведомственной комиссией было отказано во включении соответствующих медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания в перечень.  

Также Гладкова И.Б. обратила внимание на то, что в статье 24 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность проведения заказчиком электронного запроса котировок в случае закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям.

При этом, законодательством о контрактной системе не предусмотрена возможность проведения заказчиком электронного запроса котировок в случае закупок медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, которые необходимы пациенту по медицинским показаниям. Министерством было предложено дополнить норму статьи 24 Закона о контрактной системе, в отношении медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, вместе с тем указанное предложение осталось без рассмотрения.

Члены экспертного совета согласились с наличием обозначенных Гладковой И.Б. проблем в части практической реализации норм законодательства при осуществлении закупок медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям.

 

4) Агеев Дмитрий Валерьевич – начальник Главного контрольного управления Челябинской области осветил вопросы относительно использования коммерческих предложений связанных лиц при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Так, действующее законодательство о контрактной системе не содержит прямой запрет на использование коммерческих предложений связанных лиц при формировании начальной (максимальной) цены контракта.

Вместе с тем, ценовые предложения от связанных лиц являются фактически предложением одного и того же участника, что, в свою очередь, не отвечает признаку сопоставимости цен различных поставщиков, не позволяет определить заказчику наиболее выгодное предложение.

Таким образом, расчет начальной (максимальной) цены контракта на основании ценовой информации, полученной от связанных лиц, не способствует предупреждению намеренного завышения цен товаров, работ, услуг, а также объективному формированию начальной (максимальной) цены контракта.

В ходе контрольных мероприятий Управлением установлены факты завышения начальной (максимальной) цены контракта, которые стали следствием аффилированности лиц, предоставивших ценовые предложения для ее обоснования, при проведении закупок на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, приобретение горюче-смазочных материалов, оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту автотранспортных средств.

Агеев Д.В. обратил внимание, что в целях определения начальной (максимальной) цены контракта заказчикам необходимо проявлять должную осмотрительность и принимать меры по получению коммерческих предложений от конкурирующих субъектов, поскольку это позволит определить справедливую рыночную цену, сформировать круг потенциальных участников закупки и, как следствие, обеспечить конкуренцию. 

Члены экспертного совета, присутствующие на заседании, поддержали необходимость надлежащего, объективного формирования начальной (максимальной) цены контракта при планировании закупок. 

 

5) Пеннер Светлана Анатольевна – заместитель начальника контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы Управления Федерального казначейства по Челябинской области осветила проблемы применения Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

Так, Методика предусматривает необходимость формирования укрупненной сметы контракта по позициям локальных смет.

Пеннер С.А. обратила внимание на следующие ошибки, связанные с несоблюдением правил, предусмотренных Методикой:

- отсутствие соотношения позиций локальных смет с позициями укрупненной сметы контракта приводит к задвоению видов и объемов работ в составе разных укрупненных позиций, ошибки в определении цены и стоимости работ, а также в единицах измерения; необоснованное применение повышающих коэффициентов к прямым затратам;

- неопределение состава исполнительной документации, необходимой при приемке и оплате выполненных работ по каждой укрупненной позиции сметы контракта приводит к приемке работ без подтверждения исполнительной документацией;

- неопределение порядка приемки частично выполненных работ, если в составе содержатся различные виды работ приводит к приемке фактически невыполненных работ.

Пеннер С.А. обратила внимание на особенности формирования цены в соответствии с пунктами 9, 9.1, 10, 10.1 Методики.

Также Пеннер С.А. отметила, что с 25.05.2023 определение сметной стоимости в Челябинской области осуществляется ресурсно-индексным методом.

Члены экспертного совета, присутствующие на заседании, согласились как с наличием обозначенных Пеннер С.А. проблем в части составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, так и с необходимостью формирования сметы контракта, а также осуществления контроля за исполнением контракта заказчиками в соответствии с Методикой.

 

6) Разумова Наталья Михайловна – директор департамента права Союза строительных компаний Урала и Сибири, член экспертного совета, Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ, осветила отдельные практические аспекты реализации законодательства о контрактной системе в строительной сфере.

Так, действующее законодательство предусматривает необходимость наличия членства в СРО для выполнения работ в сфере строительства по государственным и муниципальным контрактам, вместе с тем Разумова Н.М. указала на наличие проблем, связанных с отсутствием контроля за исполнением контрактов, стоимость которых менее 10 млн рублей, в связи с чем членство подрядчика в СРО не требуется.

Также Разумова Н.М. в своем выступлении отметила, что с 01.09.2022 сведения о субъектах, являющихся членами СРО, включаются в единый реестр членов СРО, в котором содержится вся необходимая информация, которую заказчики имеют возможность получить из данного реестра.

Так, Разумова Н.М., с указанием на данную позицию, выраженную ФАС России в Письме МШ/54828/23 от 11.07.2023, обратила внимание членов Экспертного совета и присутствующих на заседании на необходимость определения сведений об уровне ответственности участника закупки в зависимости от размера взноса в компенсационный фонд, наличии фактического совокупного размера обязательств члена СРО в соответствии с информацией, содержащейся в реестре.

Также Разумова Н.М. обратила внимание присутствующих на наличие необходимости определения при исполнении контракта на правовой статус специалиста по организации строительства, требования к которому предусмотрены частью 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ: наличие высшего образования по специальности; наличие стажа работы на инженерных должностях не менее чем 3 года в организациях, осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт; общий трудовой стаж 10 лет по профессии, специальности в области строительства или 5 лет после прохождения независимой оценки квалификации.

Данные лица также включены в единый реестр, номер реестровой записи которого должны быть указаны в документах о приемке работ по контракту.

Кроме того, Разумовой Н.М. указано на то, что на стадии исполнения контракта заказчиками осуществляется контроль, в том числе, за ведением исполнительной документации.

Отмечено, что приказами Минстроя утверждены перечень и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, в связи с чем возникает  необходимость указания данного перечня исполнительной документации в контракте.

Разумова Н.М. также отметила, что 01.09.2023 вступил в силу Приказ Минстроя России от 16.05.2023 № 344/пр, предусматривающий возможность ведения исполнительной документации в форме электронных документов, что соотносится с ведением электронного актирования по государственным и муниципальным контрактам.

При этом, существует проблема, связанная с возможностью перехода ведения исполнительной документации в цифровую форму в отдельных субъектах РФ при отсутствии такой возможности в таких регионах.

При этом Разумова Н.М. отметила, что является дискуссионным вопросом возможность заказчиков указывать в проектах контрактов при размещении закупок условие о ведении исполнительной документации исключительно в электронном виде.

Так, Пеннер С.А. выразила мнение, что условие о ведении исполнительной документации в электронном виде вытекает из положений Закона о контрактной системе, касающихся электронного актирования исполненных обязательств, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

Члены экспертного совета, присутствующие на заседании, согласились с наличием обозначенных Разумовой Н.М. проблем по вопросу ведения исполнительной документации, в том числе электронного документооборота в указанной сфере, при этом с целью разъяснения указанных вопросов Советом принято решение направить запрос в ФАС России, Минстрой России.

 

 

Председатель Совета                                                                                          В.А. Ливончик

 

Секретарь Совета                                                                                                 И.О. Кокшарова

 

Дата проведения Совета: 
30 ноября 2023, 18:37