Протокол от 26.10.2022

ПРОТОКОЛ

заседания Экспертного совета по применению

законодательства о контрактной системе

26.10.2022                                                                              г. Челябинск, ул. Кирова, д. 114

            Повестка заседания:

            Актуальные и проблемные вопросы, связанные с осуществлением закупок на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт объектов капитального строительства, выполнение проектно-изыскательских работ.

На заседании Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе (далее - Совет) присутствовали следующие члены Совета:

Блинова О.В. – заместитель начальника Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска;

Вдовина Т.В. – вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, начальник управления экспертизы;

Долгополова К.А. – заместитель руководителя – начальник отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России;

Ермаков С.В. - вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты;

Казанцева А.Ф. – главный государственный инспектор отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России;

Колесников А.С. – начальник Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска;

Ливончик В.А. – заместитель руководителя –начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Осовская Л.А. – заместитель руководителя УФК по Челябинской области;

Перебатов П.А. – первый заместитель начальника Главного контрольного управления Челябинской области;

Полетаева В.В. – заместитель министра образования и науки Челябинской области;

Разумова Н.М. – директор Департамента права Союза строительных компаний Урала и Сибири;

Семенов А.А. – заместитель министра имущества Челябинской области;

Щербаков Я.Е. – член Челябинского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

 

Также на заседании Совета присутствовали представители заказчиков, уполномоченных органов и учреждений, хозяйствующих субъектов (общее количество присутствовавших – 137 человек).

 

Козлова А.А., Ливончик В.А. во вступительном слове отметили важность проведения расширенных заседаний Совета с участием представителей судейского сообщества, правоохранительных органов, заказчиков, уполномоченных органов и учреждений, хозяйствующих субъектов с целью выработки единого подхода к решению проблем, возникающих при применении законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт объектов капитального строительства, выполнение проектно-изыскательских работ.

 

Доклад Петрова А.А., председателя седьмого судебного состава Арбитражного суда Челябинской области, по теме: Актуальные вопросы судебной практики по применению законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, выполнение проектно-изыскательских работ.

Петровым А.А. отмечено, что арбитражные суды при разрешении споров по главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учитывают следующие обстоятельства:

- законность, обоснованность, добросовестность и разумность действий и решений заказчика на всех этапах закупки;

- решения и действия заказчика должны учитывать публично-правовые интересы;

- мотивированность документации о закупке, в том числе при определении начальной (максимальной) цены контракта, установлении требований к участникам, а равно к критериям определения победителя;

- недопустимость формального подхода, влекущего нарушение прав и законных интересов добросовестных участников закупки.

Суд оценивает не только аргументы лиц, участвующих в деле, но и существо отношений независимо от того, заявлялись соответствующие доводы либо нет.

Также Петровым А.А. приведены примеры судебной практики, отражающие системный подход судов к рассмотрению споров: определения Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2022 № 305-ЭС22-3373 по делу № А40-43815/2021, от 06.06.2022 № 309-ЭС22-462 по делу № А50-898/2021, от 14.07.2022 № 309-ЭС22-5255 по делу № А50-570/2021, от 14.07.2022 № 309-ЭС22-5256 по делу № А50-684/2021, от 09.09.2022 № 309-ЭС22-15395 по делу № А76-25432/2021.

 

Обсуждение: Принять к сведению доклад Петрова А.А.

Рекомендовать заказчиками, осуществляющим деятельность на территории Челябинской области обращать внимание на обстоятельства, указанные выше в тексте, при принятии решений по проведению закупок товаров, работ, услуг.

 

Доклад Разумовой Н.М., директора Департамента права Союза строительных компаний Урала и Сибири, по теме: Требования к участникам закупки по членству в саморегулируемой организации. Единый реестр сведений о членах саморегулируемой организации.

Разумова Н.М. отметила, что наличие членства в саморегулируемой организации обязательно для выполнения изысканий для строительства, проектирования и внесения изменений в проект объектов капитального строительства (статьи 47,48 Градостроительного кодекса Российского Федерации (далее – ГрК РФ), функций технического заказчика (в том числе строительного контроля) (статья 1 ГрК РФ), строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (цена контракта свыше 10 млн. рублей) (часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ), сноса объектов капитального строительства (цена контракта свыше 1 млн. рублей) (статьи 55.30, 55.31 ГрК РФ), при выполнении подрядчиками ремонта общего имущества многоквартирных домов (Жилищный кодекс Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – ПП РФ № 615).

Наличие членства в саморегулируемой организации не обязательно, если осуществляется индивидуальное жилищное строительство, если требуется разрешение на строительство в соответствии со статьей 51 ГрК РФ, при создании не объектов капитального строительства, выполнении текущего ремонта объектов капитального строительства, ГУПам и МУПам (часть 2.1 статьи 47, части 4.1 статьи 48, часть 2.2 статьи 52 ГрК РФ), субподрядчикам, застройщику (если он не сам производит выполнение работ).

По закупкам в рамках законодательства о контрактной системе, законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, ПП РФ № 615 кроме членства в саморегулируемой организации необходимо наличие у подрядчика (проектировщика, изыскателя, строителя) Права выполнения работ «по конкурентным способам» (часть 3 статьи 55.8 ГрК) в соответствии с определенным уровнем ответственности.

Член СРО имеет право заключать контракты по конкурентным способам (часть 3 статьи 55.8 ГрК РФ):

- если в его СРО есть компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств,

- если его совокупный размер обязательств (контракты в работе) не превышает предела по его уровню ответственности по обеспечению договорных обязательств (если превышение есть, то СРО приостанавливает такое право).

С 01.09.2022 внесены следующие изменения в статью 55.17 ГрК РФ:

- в единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров;

- состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядок формирования указанного реестра, порядок ведения указанного реестра, в том числе порядок включения в указанный реестр сведений, устанавливаются Правительством Российской Федерации. (Постановление Правительства РФ  от 25 мая 2022 года № 945);

- формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций;

- саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах;

- сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Реестры ведут национальные объединения: НОСТРОЙ  в области строительства, НОПРИЗ в области инженерных изысканий и проектирования (выписки содержат QR-код).

Поиск члена СРО осуществляется по ИНН и (или) по наименованию, запись содержит сведения о статусе члена СРО (например, действует, приостановлен).

В новой редакции статьи 55.17 ГрК РФ ничего не указано о выписке, в том числе о том, что  форма выписки из реестра утверждается Ростехнадзором (с 01.09.2022 строительные СРО выдают выписки по формам НОСТРОЙ, а не по форме РТН, утв. приказом №86 от 04.03.2019, выписки из ЕРЧиО (проектировщики) выдаются только НОПРИЗ 5 рабочих дней).

Согласно совместному письму Минфина России и Минстроя России (исх. № 24-01-07/95279 от 03.10.2022, Б0737-СИ/02 от 03.10.2022) наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.

При осуществлении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации:

1) требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется;

2) в случае отсутствия сведений об участнике закупки в вышеуказанном едином реестре, заявка такого участника закупки отклоняется в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 11 статьи 48, подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49, подпунктом «а» пункта 1 части З статьи 50 Закона о контрактной системе на основании пункта З части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Требование о предоставлении выписок признается антимонопольными органами нарушением законодательства о контрактной системе, что подтверждается решениями Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 16.09.2022 032/06/106-852/2022, Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21.09.2022 № 089/06/42-800/2022.

 

Обсуждение: Принять к сведению доклад Разумовой Н.М.

 

Ливончик В.А. дополнительно акцентировала внимание участников заседания совета на том, что изменения в ГрК РФ в части отсутствия обязанности СРО выдавать выписки из реестра членов СРО вступили в силу с 01.09.2022, однако в подпункт «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе изменения не внесены в части необходимости установления в извещении требования к составу заявки о необходимости представления документа, подтверждающего соответствие участника требованию, указанному в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Также обратила внимание на то, что кроме требования о том, что участник должен являться членом СРО, необходимо также устанавливать требование об уровне ответственности по компенсационным фондам возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств.

Ливончик В.А. и Разумова Н.М. высказали мнение по поводу уровня ответственности по фонду обеспечения договорных обязательств при условии, что начальная (максимальная) цена контракта была снижена в ходе торгов, что привело к понижению уровня ответственности, согласно которому уровни ответственности по фондам должны соответствовать требованиям извещения на момент подачи заявки, а не на момент заключения контракта.

Щербаковым Я.Е. высказано мнение о возможности перечисления в фонды дополнительных денежных средств в целях повышения уровня ответственности на дату заключения контракта по аналогии с положением о том, что при поставке товара участник не должен иметь в наличии сертификаты или декларации о соответствии товара требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем,  Ливончик В.А. и Разумова Н.М. с указанным мнением не согласились, обращая внимание на различные требования законодательства к членству в СРО и уровням ответственности и документам, подтверждающим качество товара и его обязательные сертификацию или декларирование.

Долгополовой К.А. приведен пример из практики, когда действия аукционной комиссии по признанию победителем аукциона участника закупки, в заявке которого имелась выписка из реестра членов СРО с несоответствующими извещению об осуществлению закупки уровнями ответственности, признаны незаконными.

 

Доклад Семенова А.А., заместителя министра имущества Челябинской области, по теме: Изменение существенных условий по контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Семенов А.А. указал, что, по мнению Министерству имущества Челябинской области, существенными условиями являются все условия, которые внесены в условия контракта.

В условиях санкций расширен перечень случаев изменения существенных условий, принято Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия» (далее- Постановление Правительства РФ № 680 от 16.04.2022).

Минфином России также разъяснено, что независимые условия не тождественны обстоятельствам непреодолимой силы.

К таким независимым условиям, по мнению Министерства имущества Челябинской области, могут относиться официальные заявления производителей об уходе с российского рынка, заявления транспортных компаний об изменении ценовой логистики и т.д.

Перечень случаев изменения существенных условий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 № 680, является закрытым и исчерпывающим.

В случае изменения цены применяется Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое предусматривает необходимость прохождения государственной экспертизы сметной стоимости.

Так, с начала 2022 года в государственную экспертизу поступило 24 обращения о проверке сметной стоимости, 18 из них получили положительное заключение.

Также Семенов А.А. обратил внимание заказчиков, что возможно изменение цены более чем на 30 %, все изменения вносятся только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 носит императивный характер, если заказчику поступил проект дополнительного соглашения от подрядчика, у него есть обязанность его рассмотреть в течение 10 рабочих дней, подписать его со своей стороны или направить мотивированный отказ.

Положения Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 распространяются на органы исполнительной власти и казенные учреждения.

Кроме Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 также следует обратить внимание на часть 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, но при данной норме стороны должны достигнуть соглашение об изменении условий при наличии решения Правительства или местной администрации.

Семенов А.А. также рассказал о том, что первое чтение прошел законопроект продляющий антикризисные меры, включая действие части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до конца 2023 года.

 

Обсуждение: Принять к сведению доклад Семенова А.А.

 

Доклад Перебатова П.А., первого заместителя начальника Главного контрольного управления Челябинской области на тему: Практика Главного контрольного управления Челябинской области по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт объектов капитального строительства, выполнение проектно-изыскательских работ.

Перебатов П.А. указал, что основная масса нарушений выявляется при:

1) обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта:

 - в сметную документацию повторно включатся работы, которые ранее были предметом иных контрактов;

- при составлении сметы дважды учитываются одни и те же работы;

-  при корректировке цены закупки применяются неверные индексы прогнозной инфляции (неверные расчеты сроков строительства, индексов дефляторов, применение неверных математических действий (округления);

-  не учитываются положения Приказа Минстроя России № 841/пр от 23.12.2019),

- необоснованно применяются повышающие коэффициенты к отдельным видам работ (учитываются особые условия производства работ при отсутствии в проекте сведений о характере их влияния, применение сметных нормативов, не соответствующих проекту (использование федеральных единичных расценок вместо территориальных сметных нормативов), расценок из сборников, не включенных в федеральный реестр сметных нормативов, повышающих коэффициентов, не предусмотренных сметными нормативами, при расчете объемов материалов, применение повышающих коэффициентов в отсутствие проектной документации);

- включение в локальный сметный расчет работ, не предусмотренных ведомостью объемов работ;

2) исполнении контрактов, связанных с выполнением работ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт объектов капитального строительства:

- «скрытое авансирование» подрядчика;

- несоответствие объемов выполненных работ объемам, указанным в проектной и (или) сметной документации;

- замена материалов, оборудования без согласования сторонами;

- приемка и оплата работ, выполненных подрядчиком в отсутствие повторной экспертизы в случае внесения изменений в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение.

К основным причинам нарушений Перебетов П.А. отнес причины, которые носят системный характер и не зависят от реформирования закупочного и отраслевого законодательства:

-  отсутствие профессиональных знаний в сфере строительства у работников контрактных служб заказчиков;

- ограниченность финансирования на проведение полноценной экспертизы, разработанной проектно-сметной документации, а также внешней экспертизы при приемке результатов исполнения контракта;

- невнимательность должностных лиц заказчика при подготовке извещения о закупке, а также при приемке результатов исполнения контракта;

- получение личной выгоды.

 

Обсуждение: Принять к сведению доклад Перебатова П.А.

 

Ливончик В.А. в рамках обсуждения отметила, что Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр применяется и при осуществлении закупок на текущий ремонт объектов капитального строительства и заказчика должны обратить на это внимание и учитывать при составлении извещений о закупках.

Антимонопольный орган при осуществлении контроля в рамках статей 99,104,105,106 Закона о контрактной системе констатирует факт наличия или отсутствия проекта сметы контракта, а правильность оформления указанного документа по содержанию проверяют органы финансового контроля, указанные в части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.

 

Доклад Настенко И.М., начальник правового управления Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области,  на тему: Проблемы заключения и исполнения строительного контракта «под ключ».

Закон о контрактной системе предусматривает возможность осуществлять закупку, объектом которой может быть одновременно:

 подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий;

выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;

поставка оборудования, предусмотренного проектной документаций.

Часть 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливает возможность заключения контракта, предметом которого одновременно может быть выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Однако порядок и основания заключения таких контрактов установлен постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

В соответствии с пунктом 2 Правил  заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденным данным постановлением Правительства РФ № 563, для заключения такого контракта необходимы одновременно 2 условия:

1) наличие заключения по результатам проведенного технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта;

2) решение о заключении контракта, принятого

а) Правительством РФ или главным распорядителем средств федерального бюджета - в отношении объектов капитального строительства федеральной собственности;

б) высшим должностным лицом субъекта РФ – объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ

в) главой муниципального образования – объектов капитального строительства муниципальной собственности.

Постановлением Правительства РФ №563 предусмотрен порядок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, согласно которому документы, предоставляемые на этот аудит, схожи с проектной документацией, а сам аудит проводится органом, осуществляющим государственную экспертизу.

Согласно статье 112 Закона о контрактной системе до 01.01.2024 предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и(или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и(или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, предусмотренного этой проектной документацией.

Сложности заключатся в определении требований к участника закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно в части определения в каких саморегулируемых организациях должны состоять участники такой закупки (в трех? в двух? в одной?).

В Письме Минстроя России от 10.06.2021 № 24024-ТБ/02 «Об особенностях исполнения договорных обязательств по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенных с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций» указано, что участник закупки должен быть членом 3-х СРО:

1) в области инженерных изысканий;

2) архитектурно-строительного проектирования;

3) строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

В совместном письме Министерства финансов РФ от 03.10.2022 № 24-01-07/95279 и Министерства строительства и  жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.10.2022 № Б0737-СИ/02  «О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изложена позиция по требованиям к участникам закупке, которая не поддерживается ФАС России (например, дело № А40-252987/18).

В соответствии с пп. «а» п.3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 к участникам закупок дополнительно предъявляются требования в случае, если при осуществлении закупки НМЦК превышает 5 млн. рублей.

Однако Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 не установлено, что такая закупка может быть одновременно на подготовку проектной документации и(или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и(или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Возникают вопросы как установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 6,7,10 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571, если при расчете НМЦ установлено, что стоимость ПИР превышает 5 млн. рублей, и стоимость строительных работ также превышает 5 млн. рублей.  И при этом нужно ли устанавливать 2 требования одновременно как на ПИР, так и на строительные работы?

 

 

Проблема исполнения таких контрактов заключается в том, что контракт «под ключ» позволяет определить единственного ответственного, который будет сам себе выполнять инженерные изыскания, проектировать, строить, поставлять оборудование.

Именно такой контракт позволяет производить замену строительных ресурсов в условиях применения санкций, вносить корректировку с учетом текущей ситуации на рынке.

С учетом применения части 63 статьи 112, части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе возникает ряд вопросов:

1) Как проводить экспертизу и приемку проектной документации и (или) инженерных изысканий?

2) Кто будет экспертом в понимании статьи 94 Закона о контрактной системе?

3) Может ли подрядчик заключить договор и провести экспертизу и передать заказчику результат такой экспертизы?

При этом необходимо обращаться внимание на то, что если проектная документация подлежит государственной экспертизе, то она проводится ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области».

Если проектная документация не подлежит государственной экспертизе, то может привлекаться Негосударственная экспертная организация, имеющая аккредитацию в Минстрое РФ (статья 49 Градостроительного кодекса).

 

Обсуждение: Принять к сведению доклад Настенко И.М.

 

Ливончик В.А. отметила наличие проблем в применении заказчиками законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок на разработку проектно-сметной документации, а также в заключении и исполнении контрактов, в том числе и по качеству.

Ливончик В.А. предложено Настенко И.М. подготовить письмо с перечнем проблем для его последующего направления в ФАС России.

 

Доклад Пеннер С.А., заместитель начальника отдела УФК по Челябинской области, на тему: Проблемы заключения и исполнения строительного контракта «под ключ».

При осуществлении контрольных мероприятий, в том числе и при визуальных осмотрах, УФК по Челябинской области выявляет следующие нарушения законодательства о контрактной системе:

-приемка и оплата фактически невыполненных работ;

-не подписание заказчиками актов о приемке выполненных работ и перекладывание данной обязанности по приемке работ на организации, осуществляющие строительный контроль, что не соответствует части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе;

- приемка и оплата работ, не подтвержденных исполнительной документацией;

- приемка и оплата оборудования до его фактической приемки и выполнению работ по монтажу, которые предусмотрены контрактом;

-  приемка и оплата работ, не предусмотренных условиями контракта.

Пеннер С.А. обратила внимание на необходимость соблюдения требований пунктов 8,9, 11 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также  Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году» при заключении контрактов и их изменении.

УФК Челябинской области также вправе выходить со встречными проверками к техническому заказчику, подрядчику и субподрядчикам с целью подтверждения фактов деятельности заказчиков в части исполнения контрактов.

Федеральное казначейство России ставит перед собой планы по созданию биржи по торговле строительными материалами и оборудованием с целью отслеживания стоимости строительных материалов и оборудования.

 

Обсуждение: Принять к сведению доклад Пеннер С.А.

 

Доклад Щербакова Я.Е., члена Совета Челябинского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», на тему: Монополизация сферы закупок строительных работ в условиях санкций в связи с принятием и использованием возможности заключения контрактов с АО «ЮУ КЖСИ», осуществления закупок одним лотом на выполнение проектных и строительных работ.

Щербаков Я.Е. отметил, что с 2019 года произошло много событий (пандемия, санкции), ввиду чего для развития и стабилизации экономики были приняты ряд мер, направленных на разрешение проблем в сфере строительства.

Указал на положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.03.2022 № 46-ФЗ, предусматривающий право субъектов Российской Федерации определять дополнительные условия заключения контрактов с единственным поставщиком, в том числе и в строительной сфере, а также обратил внимание на позицию ФАС России от 17.03.2022 о том, что не должны приниматься акты или осуществляться действия, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции.

Также ФАС России приведена отсылка на положения пояснительной записки к указанному закону, в которых указано, что закон принимался с целью защиты национальных интересов в связи с недружественными действиями.

Антимонопольное ведомство делало вывод, что акты должны приниматься с учетом необходимости защиты от санкций, срочности осуществления закупок, а также при наличии возможности осуществления конкурентных закупок такие закупки должны проводится конкурентными способами.

После этого был введен мораторий на проверки антимонопольного органа.

Руководитель ФАС России в начале октября 2022 года в средствах массовой информации (Интерфакс) обратил внимание на то, что действия ряда мер будет продлено на 2023 год, признал наличие ряда проблем и говорил о том, что стоит ограничить применение мер, в частности мер, связанных с возможностью принимать дополнительные условия тем, чтобы контракты заключались при наличии объективной потребности , были связаны с чем-то социально значимым и подразумевали под собой обоснование невозможность проведения конкурентной процедуры в каждом конкретном случае.

Щербаков Я.Е. обратил внимание на объединение в один лот строительных и проектных работ, отметил минус такого объединение в виде потери рынка проектных работ, на котором в основном работают субъекты малого предпринимательства.

По сути закупаются строительные работы в отсутствие проектной документации.

Отметил риск того, что подготовка проектной документации будет формальной стадией, возникнут вопросы, связанные с проведением авторского надзора, строительство будет вестись, а проект будет делаться параллельно до сдачи объекта в эксплуатацию, что приведет к трудностям контроля, ограничению конкуренции, сложностям в проектировании объекта ввиду отсутствия правоустанавливающих документов и иных факторов.

Также имеется проблема укрупнения лотов за счет проведения совместных закупок с возможностью подачи заявки на один лот.

Обсуждение: Принять к сведению доклад Щербакова Я.Е.

Ливончик В.А. отметила, что имеется позиция антимонопольного органа по совместным закупкам на подрядные работы, поддержанная судебными инстанциями, в соответствии с которой невозможно проведение совместных торгов в связи с различием объектов у каждого заказчика. Такая практика изучалась и аккумулировалась НОСТРОЙ.

Семенов А.А. указал, что решения, принимаемые субъектами во исполнение Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.03.2022 № 46-ФЗ не обязывают заказчика использовать способ, обозначенный в решениях. Отметил, что по практике осуществления закупок ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области», есть огромное количество несостоявшихся конкурентных процедур, поскольку организации не хотят в нынешних условиях брать на себя повышенные социальные обязательства, поскольку в Челябинской области строятся социальные объекты в рамках национальных проектов, имеются графики освоения финансирования.

Разумова Н.М. обратила внимание на наличие в градостроительном законодательстве специалистов: специалисты по организации и подготовке проектной документации, и специалисты по организации строительства, которые несут персональную ответственность за утверждение проектной документации, организацию строительного производства, за подписание приемки и сдачи работ, осуществление строительного контроля.

 

Доклад Тумановой Е.А., адвокат, руководитель судебно-арбитражной практики АБ «КРП», на тему: Особенности и риски реализации строительных проектов в рамках исполнения Закона о контрактной системе: когда работа по контракту может перейти в судебный спор.

При применении законодательства о контрактной системе возникают проблемы, связанные с неоднозначным толкованием отдельных положений Закона о контрактной системе, отсутствием единообразной правоприменительной практики, а также сложностями, связанными с издержками заказчиков при осуществлении закупок.

Тумановой Е.А. приведены примеры судебных дел:  Постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 № 14АП-9491/20 по делу № А13-8284/2020,  Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 № 08АП-360/21 по делу № А46-498/2020.

Также отметила на необходимость осуществление сторонами контракта взаимодействия, в том числе в части уведомления о некачественной технической документации, о приостановлении  работ или  вынужденной просрочке  (постановления АС Поволжского округа от 01.03.2018 № Ф06-29693/18, АС Дальневосточного округа от 16.01.2018 № Ф03-5336/17, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 № 18АП-9108/18, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 № 14АП-3577/18, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 № 12АП-5704/17, Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 N 09АП-67109/16).

Обсуждение: Принять к сведению доклад Тумановой Е.А.

 

Ливончик В.А. и Долгополова К.А. ответили на поступившие от представителей заказчиков вопросы, связанные с применением законодательства о контрактной системе.

 

Председатель Совета                                                                                         В.А. Ливончик

Дата проведения Совета: 
26 октября 2022, 10:05