Протокол от 06.04.2018
ПРОТОКОЛ
заседания Экспертного совета по применению
законодательства о контрактной системе
06.04.2018 г. Челябинск
Повестка заседания в соответствии с планом работы Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе на 2017 год:
- Проблемы соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок в сфере дорожного строительства и пути их решения. Административная и судебная практика.
- Актуальные вопросы осуществления саморегулируемыми организациями в области строительства общественного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе.
На заседании Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе (далее - Совет) присутствовали следующие члены Совета:
Председатель Совета – заместитель руководителя Челябинского УФАС России Сапрыкина Наталья Владимировна.
Секретарь Совета – начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Долгополова Ксения Андреевна.
Члены Совета:
Заместитель Министра культуры Челябинской области Анфалова-Шишкина Ирина Викторовна;
Заместитель Министра здравоохранения Челябинской области Кузнецов Александр Владимирович;
Начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Ливончик Влада Анатольевна;
Первый заместитель начальника Главного контрольного управления Челябинской области Мишукова Светлана Викторовна;
Директор Департамента права Союза строительных компаний Урала и Сибири Разумова Наталья Михайловна.
Также присутствовал начальник отдела контроля в сфере закупок Контрольно-ревизионного управления Администрации города Челябинска Сачкова Наталья Александровна.
Доклад и результаты обсуждения по первому вопросу повестки заседания Совета:
Заместитель руководителя Челябинского УФАС России Сапрыкина Наталья Владимировна в докладе отметила, что в сфере дорожного строительства типичными нарушениями законодательства о контрактной системе являются укрупнение лота закупки путём включения в него технологически и функционально не связанных между собой работ, выполняемых на разных дорогах, отсутствие в описании объекта закупки показателей, позволяющих определить потребность заказчиков (отсутствие конкретного места выполнения работ с указанием адресного ориентира, требований к результату работ).
Кроме того, антимонопольным органом выявляются факты отсутствия у заказчиков технических паспортов и паспортов технических данных на автомобильные дороги, отсутствие в паспортах на автомобильные дороги сведений об основных работах, выполненных на автомобильных дорогах с момента ввода в эксплуатацию, неосуществления заказчиками диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог в целях соблюдения требований статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении в последующем закупок.
Сапрыкина Н.В. отметила, что по указанным фактам направлены обращения в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.
По результатам обсуждения члены Совета приняли следующее решение: принять к сведению информацию, сообщённую Сапрыкиной Н.В.
Доклад и результаты обсуждения по второму вопросу повестки заседания Совета:
Директор Департамента права Союза строительных компаний Урала и Сибири Разумова Наталья Михайловна в докладе отметила, что статья 102 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) предусматривает право граждан и общественных объединений и объединений юридических лиц осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 3 статьи 102 Закона о контрактной системе предусмотрено, что общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:
1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с Законом о контрактной системе;
5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 55.13 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) с 01.07.2017 саморегулируемая организация имеет право осуществлять общественный контроль в сфере закупок.
При этом порядок осуществления общественного контроля саморегулируемыми организациями Законом о контрактной системе, ГрК РФ не определён, отсутствует законодательно установленная обязанность заказчиков отвечать на запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов и принимать меры по устранению допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Также докладчиком сообщено, что широкое распространение получил общественный контроль со стороны саморегулируемых организаций в Ивановской области, где направлено 20 уведомлений в адрес заказчиков о нарушениях законодательства о контрактной системе, получено 20 ответов на указанные запросы, подано 2 жалобы в органы прокуратуры и 1 жалоба в территориальный орган ФАС России.
ССК Урала и Сибири проводит мониторинг закупок на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, где начальная (максимальная) цена контракта превышает 3 млн. рублей.
При этом в изученных закупках усматриваются нарушения статьи 31 Закона о контрактной системе в части отсутствия в документациях о закупках требований к участникам о членстве в саморегулируемой организации, использования строительных норм и правил, стандартах и т.д. не соответствующих объекту закупки.
По результатам обсуждения члены Совета приняли следующее решение:
- Предложить ССК Урала и Сибири продолжить работу по осуществлению независимого мониторинга закупок с последующим направлением в адрес заказчиков запросов о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе извещать об этом заказчиков, контрольные органы в сфере закупок;
- Провести совместно с Главным контрольным управлением Челябинской области, Контрольно-ревизионным управлением Администрации города Челябинска, Контрольно-счётной палатой Челябинской области, Прокуратурой Челябинской области совместное обучающее мероприятие для заказчиков, осуществляющих закупки на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Дату, время и место проведения такого мероприятия согласовать в рабочем порядке, довести сведения о проведении мероприятия до заказчиков.
- Довести до сведений заказчиков информацию о наличии Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.09.2016 № 31617-ОГ/08 О порядке применения национальных стандартов и сводов правил при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений, Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, определяющего Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2015 г. № 1650, устанавливающего Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, путём её размещения на официальном сайте Челябинского УФАС России.
Председатель Совета Н.В. Сапрыкина