Протокол от 10.11.2017

ПРОТОКОЛ

заседания Экспертного совета по применению

законодательства о контрактной системе

10.11.2017                                                                                                                г. Челябинск

            Повестка заседания в соответствии с планом работы Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе на 2017 год:

  1. Разработка и реализация государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами требований к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).
  2. Организация методологической профилактики нарушений и злоупотреблений в сфере закупок региона.

 На заседании Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе (далее - Совет) присутствовали следующие члены Совета:

Председатель Совета – заместитель руководителя Челябинского УФАС России Сапрыкина Наталья Владимировна.

Секретарь Совета – начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Долгополова Ксения Андреевна.

Члены Совета:

Аралова З.М. – начальник юридического отдела Управления Федерального казначейства по Челябинской области;

Резвухина К.О. – начальник договорного отдела Южно-Уральского государственного университета.

На заседании Совета также присутствовали представители Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, Контрольно-счетной палаты Челябинской области, Главного контрольного управления Челябинской области, ООО «Белая песочница».

Доклад и результаты обсуждения по первому вопросу повестки заседания Совета:

Главный специалист отдела регулирования, методологического обеспечения и мониторинга закупок Главного контрольного управления Челябинской области Руднев А.А. сообщил, что требования к закупаемой заказчиком продукции рассматриваются законодателем как нормативы количества, потребительских свойств (в том числе характеристикам качества) и иных характеристик продукции, позволяющие обеспечить публичные нужды (т.е. обеспечить достижение целей закупок, установленных в ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), но не приводящие к закупкам продукции, которая имеет избыточные потребительские свойства или является предметом роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе).

В качестве продукции, которая имеет избыточные потребительские свойства, следует рассматривать товары, работы, услуги, которые закупаются сверх установленных в актах нормирования предельных цен и (или) потребительские свойства которых отличаются от установленных в актах нормирования.

Используемое в Законе о контрактной системе понятие роскоши носит неопределенный характер и может трактоваться по-разному в зависимости от конкретной закупки.

Выход: в связи с отмеченным недостатком законодательства очевидна необходимость разработки и принятия единого нормативного акта, в котором будет установлено понятие роскоши, критерии и перечни предметов роскоши.

Вместе с тем, реализация такой рекомендации будет затруднена ввиду обширной товарной номенклатуры, субъективного понимания роскоши, а также принципиально разного уровня бюджетной обеспеченности федеральных, региональных и муниципальных заказчиков.

Ведомственный перечень формируется заказчиком с учетом ст. 33 Закона о контрактной системе и необходимости обеспечения принципа конкуренции.

На практике это означает, что по общему правилу заказчики не вправе указывать в ведомственном перечне товарные знаки, определять технические характеристики продукции, указывающие на одного производителя.

Перечень должен предусматривать одну или несколько следующих характеристик продукции:

а) потребительские свойства (включая качество);

б) непотребительские свойства;

в) предельные цены.

Очевидно, что под потребительскими свойствами следует понимать свойства, проявляющиеся в процессе потребления продукции (надежность, безопасность, соответствие экологическим стандартам и др.).

Следовательно, к свойствам, не являющимися потребительскими, можно, в частности, отнести ассортимент (ст. 467 ГК РФ), комплектность (ст. 478 ГК РФ), комплект (ст. 479 ГК РФ), тару, упаковку (ст. 481 ГК РФ) и иные.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 г. № 926 под видом товаров, работ, услуг в целях настоящих Общих правил понимаются виды товаров, работ, услуг, соответствующие 6-значному коду позиции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.

Это означает, что заказчик обязан устанавливать требования к продукции по ее виду, предусмотренному ОКПД, без детализации товарной позиции до категории и подкатегории.

Безусловно, категории товаров, объединенные в ОКПД в один вид, могут принципиальным образом отличаться друг от друга, прежде всего по своим потребительским свойствам.

Выход: устанавливать требования к виду продукции, в максимальной степени охватывающие категории товаров, которые включены в такой вид.

Закон о контрактной системе в части правил нормирования полностью игнорирует муниципальную специфику.

Так, местная администрация каждого муниципалитета (вне зависимости от того, идет ли речь о крупном городском округе или о небольшом сельском поселении) должна разработать три акта - требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании, правила определения требований к отдельным видам продукции, правила определения нормативных затрат.

Помимо этого, местная администрация, являясь органом местного самоуправления, обязана разработать и утвердить требования к закупаемой администрацией продукции и (или) нормативные затраты на обеспечение своих функций.

Контролировать соответствие этих актов требованиям к порядку разработки и принятия таких актов, утвержденных самой администрацией, должна, судя по всему, сама местная администрация.

Очевидно, что требование Закона о контрактной системе о разработке и утверждении местной администрацией сельского поселения пяти актов в сфере нормирования является избыточным.

Анализ правил нормирования позволяет утверждать, что в действующей системе правового регулирования институт нормирования создает неоправданные управленческие издержки для заказчиков.

Не способствует свод правил нормирования и достижению целей борьбы с закупками роскоши, поскольку такие закупки могут осуществляться при полном выполнении правил нормирования.

По результатам обсуждения члены Совета приняли следующее решение: рекомендовать Главному контрольному управлению Челябинской области подготовить предложения по внесению изменений в Закон о контрактной системе в части определения понятия «роскошь», нормирования в  и направить в Челябинское УФАС России в течение двух недель для обработки таких предложений и последующего направления в ФАС России, Министерство финансов Российской Федерации;

Доклад и результаты обсуждения по второму вопросу повестки заседания Совета:

Главный специалист отдела регулирования, методологического обеспечения и мониторинга закупок Главного контрольного управления Челябинской области Руднев А.А. сообщил, что  в целях предупреждения нарушений в сфере закупок за 9 месяцев 2017 года Главным контрольным управлением подготовлены и размещены на официальном сайте 75 методических и разъяснительных материалов, в адрес государственных и муниципальных заказчиков направлено 34 информационных письма.

Даны разъяснения по обращениям граждан, юридических лиц, государственных, муниципальных заказчиков ЧО – 189.

Направлены письма о представлении разъяснений по применению законодательства о контрактной системе в адрес федеральных органов исполнительной власти – 12.

Принято участие в совещании работников ГУ по труду и занятости ЧО и подведомственных учреждений по вопросу профилактики нарушений 44-ФЗ (14.02.2017).

Принято участие в заседании Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе при Челябинском УФАС России    (01.03.2017 г., 06.03.2017 г.).

Принято участие в заседании XIX, XX, XXI Координационных советов органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок Челябинской области (24.03.2017 г., 30.06.2017 г., 29.09.2017 г.).

Совместно с ЧРО «ОПОРА РОССИИ» проведены обучающие семинары по темам реализации законодательства Российской Федерации в сфере закупок с участием органов исполнительной власти Челябинской области и подведомственных им учреждений (19.04.2017 г., 23.05.2017 г., 25.05.2017 г.).

С 24 по 26 октября 2017 года проведена очередная Восьмой областной практической конференции «Закупки 2017. Актуальные вопросы. Проблемы и пути их решения».

В рамках конференции организовано 6 секций, где обсуждались вопросы актуальные в работе контрактных служб, контрактных управляющих, контрольных органов, а также бизнеса.

В рамках Конференции приняли участие 2728 человек.

31.10.2017 г. проведено совещание совместно с Министерством здравоохранения Челябинской области и его подведомственными учреждениями.

В ходе совещания обсуждались вопросы, связанные с новшествами, касающимися ответственности заказчика перед поставщиками (исполнителями, подрядчиками) за просрочку оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, ограниченными сроками оплаты.

На 19.11.2017 г. запланировано участие в совещании, которое проводит Прокуратора Тракторозаводского района г. Челябинска для образовательных учреждений района.

Такими мероприятиями Главное контрольное управление Челябинской области организует методологическую профилактику, направленную на снижение нарушений и злоупотреблений в сфере закупок.

Председатель Экспертного совета Сапрыкина Н.В. сообщила членам  и участникам Экспертного совета о том, что 23.11.2017 с 10 до 12 часов в Законодательном собрании Челябинской области состоятся публичные обсуждения правоприменительной практики Челябинского УФАС России за 4 квартал 2017 года, а 21-22 марта 2018 года научно-практическая конференция по вопросам применения антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе на базе Южно-Уральского государственного университета и порекомендовала принять участие в таких мероприятиях, подготовить доклады и статьи по проблемным вопросам применения законодательства о контрактной системе.

Также Сапрыкина Н.В. отметила о необходимости разработки предложений в целях изменения ситуации, связанной с нарушением законодательства о контрактной системе при заключении заказчиками контрактов без проведения конкурентных процедур на основании решений комиссий муниципальных образований по ГО и ЧС ввиду позднего финансирования мероприятий в рамках государственных программ.

По результатам обсуждения члены Совета приняли решение принять к сведению информацию, представленную Сапрыкиной Н.В., Рудневым А.А.

Дата проведения Совета: 
17 ноября 2017, 15:28