Руководитель Челябинского УФАС России Анна Алексеевна Козлова приняла участие в заседании комитета ЗСО по промышленной политике, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи

Руководитель Челябинского УФАС России Анна Алексеевна Козлова приняла участие в заседании комитета ЗСО по промышленной политике, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи

21 октября состоялось заседание комитета Законодательного Собрания по промышленной политике, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи под председательством депутата ЗСО Челябинской области Вячеслава Павловича Середкина.

Руководитель Управления А.А. Козлова выступила на заседании комитета с докладом «Об основных направлениях деятельности Челябинского управления Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в 2008 году и I полугодии 2009 года».

Анна Алексеевна сообщила, что в 2008 году Челябинским УФАС России рассмотрено 2608 обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц, органов власти и управления (168% по отношению к 2007 году), в I полугодии 2009 года — 1160 (105% к 2008 году).

За нарушение рекламного, антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов в 2008 г. возбуждено и рассмотрено 306 административных дел, выдано 158 постановлений о наложении штрафа на сумму более 400 млн. руб.

В I полугодии 2009 г. уже возбуждено и рассмотрено 176 административных дел, выдано 85 постановлений о наложении штрафа на сумму 381 млн.руб.

Наибольшую долю в общем количестве заявлений составляют заявления о нарушениях в сфере тепло-газо-водо и электроснабжения, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора; необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора; нарушение сроков выдачи технических условий; ограничение права на выполнение технических условий; ограничение права на выполнение технических условий силами присоединяемого лица.

По словам Анны Алексеевны Козловой, одним и приоритетных направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы является борьба с картелями. Челябинскому УФАС России в ближайшее время предстоит выработать механизмы взаимодействия с ГУВД Челябинской области в части выявления сговоров, злоупотреблений доминирующим положением и привлечения должностных лиц к уголовной ответственности.

Также у антимонопольного органа появилось достаточно полномочий, чтобы решить поставленные перед ним задачи по пресечению антиконкурентных действий со стороны органов власти и хозяйствующих субъектов. Это было обеспечено принятием ФЗ «О защите конкуренции» и его изменениями, а также внесением поправок в КоАП в части усиления ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Многие компании уже почувствовали, что такое «оборотные штрафы» за картельные сговоры и злоупотребление доминирующим положением, вынесенные антимонопольной службой.

Челябинское УФАС в рамках контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов в сфере поставок товаров и услуг для государственных или муниципальных нужд и в целях повышения уровня прозрачности реализации государственных закупок значительно способствует повышению эффективности использования бюджетных средств.

Следует отметить, что одним из основных направлений деятельности антимонопольной службы является также адвокатирование конкуренции. Как показывает практика, предприниматели не знают антимонопольного законодательства, функций и полномочий антимонопольного органа. В то время как конкуренция играет ключевую роль в экономической системе современной России и позволяет сохранить равноправное положение участников экономических отношений, обеспечить продавцам и покупателям свободу выбора. Налаживание эффективного взаимодействия с другими органами власти и предпринимательского сообщества в целях развития конкурентных отношений также является одним из приоритетов деятельности антимонопольной службы.

Также Анна Алексеевна ответила на вопросы членов комитета ЗСО, касающиеся деятельности управления.

Много вопросов руководителю управления были заданы об эффективности законодательства о размещении заказов и способах защиты от недобросовестных поставщиков.

Анна Алексеевна пояснила, что заказчики, столкнувшиеся с ненадлежащим исполнением поставщиком условий контракта, должны незамедлительно обращаться в суд с требованием о его расторжении, а затем направлять решение суда в антимонопольный орган для включения компании в Реестр недобросовестных поставщиков.

К тому же, действующее законодательство не обязывает заказчика включать в документацию 30% предоплату, но зато позволяет выдвигать условие об обеспечении выполнения контракта и штрафных неустойках в случае невыполнения поставщиком своих обязательств. Вообще, по мнению Анны Алексеевны, заказчики должны активнее использовать механизмы защиты, которые предоставляет им действующее законодательство о размещении заказов.

На вопрос о возникших у субъектов малого и среднего бизнеса проблем с оплатой договоров со стороны хозсубъектов и навязыванию отсрочки по оплате, руководитель управления ответила: «Антимонопольный орган в силу своих полномочий не может вмешиваться в работу по исполнению договора, поскольку гражданско-правовые споры разрешаются судами. Мы же занимаемся рассмотрением вопросов о навязывании или необоснованном отказе от заключения договора со стороны компаний, занимающих доминирующее положение». На вопрос о том, кто определяет доминирующее положение той или иной компании, Анна Алексеевна ответила, что это является компетенцией антимонопольной службы. Субъекты естественных монополий в соответствии с действующим законодательством признаются занимающими доминирующее положение.

Один из членов комитета посетовал на то, что активное применение штрафов антимонопольным органов не имеет результатов, поскольку штрафы в 3-4 млн. руб для таких компаний, как к примеру «Лукойл», «Газпром», «РЖД», незначительны. Однако, как сказала Анна Алексеевна, раньше штрафы в большинстве случаев вообще были отменены судами, в настоящее время их оставляют в силе, но существенно уменьшают их размер или «сужают рынок», в соответствии с которым исчисляется сумма штрафа. Но в будущем для хозяйствующих субъектов, повторно нарушающих законодательство, штрафы будут уже гораздо значительнее». Более того, в настоящее время службой привлекаются к ответственности не только компании, но и должностные лица. В соответствии с поправками в УК РФ, которые скоро вступят в силу, за систематическое нарушение законодательства возможна уже и уголовная ответственность должностных лиц.

Также Анна Алексеевна добавила, что главной целью антимонопольного органа является не наложение штрафа, а прекращение нарушения законодательства и, что безусловно важно, предупреждение его свершения в будущем. Поскольку Челябинское УФАС России с 2006 г. стабильно входит в десятку лучших территориальных органов, это является доказательством того, что деятельность антимонопольной службы в целом имеет очень положительные результаты.

Председатель комитета В.П. Середкин также отметил высокий профессионализм и продуктивную работу специалистов Челябинского УФАС России.

СПРАВКА

Комитет Законодательного Собрания по промышленной политике, топливно-энергетическому ресурсу, транспорту и связи осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
-промышленная политика; -внутриобластная кооперация и межрегиональное сотрудничество;
-топливно-энергетический комплекс, в том числе вопросы энерго- и ресурсосбережения;-региональная тарифная политика;-транспорт;-локальные естественные монополии;
 
-оборонно-промышленный комплекс;
 
-связь