Челябинское УФАС России о новых решениях и возбужденных делах

1. Сговоры перевозчиков на маршрутных такси. Ситуация в г. Магнитогорске и г. Челябинске

25 января 2018 года Челябинское УФАС России признало нарушение Закона о защите конкуренции в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на маршрутных такси в г. Магнитогорске. Четыре перевозчика в конце февраля-начале марта 2017 года синхронно повысили цены на проезд в маршрутных такси города с 20 до 25 рублей. Повышение произошло на маршрутах №13, №15, №22, №50, №48, №40, №55, №47, №33, №37, №56. 

Увеличение цен на проезд по 11 маршрутам стало причиной для обращений Администрации г. Магнитогорска и трех граждан с заявлениями на действия перевозчиков в Челябинское УФАС России.

По мнению антимонопольной службы, индивидуальные предприниматели заключили соглашение, направленное на повышение платы за проезд. Такое антиконкурентное поведение соответствует экономическим интересам всех участников картеля.

На скоординированность действий перевозчиков указывают уведомления, направленные ими в Администрацию г. Магнитогорска в один день - 27 февраля 2017 года.

Индивидуальные предприниматели сообщили в орган местного самоуправления о запланированном повышении цен на проезд на 5 рублей, которое и произошло в период с 27 февраля по 6 марта 2017 года.

Перевозчики, являющиеся конкурентами на рынке, в одно время установили одинаковую цену на проезд сразу по нескольким маршрутам. Таким образом, предприниматели не стремились к привлечению пассажиров на свои маршруты с предложением наиболее выгодной цены, что свойственно для конкурентного рынка, но и лишили потребителей такого выбора.

Согласно п.1 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе, к установлению или поддержанию цен (тарифов).

Сейчас Челябинским УФАС России аналогичные признаки нарушения законодательства усматриваются по перевозчикам г. Челябинска по маршрутам:

№ 79 «ДС Юность - ЧМК» (обслуживает ООО «Уральская транспортная компания»);

№ 14 «Мамина - Нефтебеза», № 36 «поселок Федеровка – Железнодорожный Вокзал» (обслуживает Первая Гильдия+);

№ 3 «Политехникум - ЧВВАКУШ», № 58 «ЧВВАКУШ  - Чистопольская», № 17 «поселок АМЗ - Бейвеля», № 77 «Политехникум – Петра Столыпина» (обслуживают ООО «Такси-сервис», ООО «Такси-сервис Ком», ООО «Копейское маршрутное такси»);

№ 31 «ЧМК – Академика Королева», № 37 «ЗЭМ – 47 микрорайон», № 62 «Бейвеля - Мехколонна», № 85 «поселок Новосинеглазово - Мамина», № 102 «ЮУрГУ - ЧМК». (обслуживают ООО «Аль-Транс», ООО «Трейд-авто», ООО «Урал-Дом»).

Наведение порядка на данном рынке требует и соответствующих действий со стороны органов местного самоуправления. Так, со вступлением в силу в 2015 году Закона об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации перевозки осуществляются по регулируемым и нерегулируемым маршрутам.

По регулируемым тарифам - на основании муниципальных контрактов, заключенных по итогам торгов по законодательству о контрактной системе, и выдаваемых на их основе карт. По нерегулируемым тарифам - на основании свидетельств об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту и карт соответствующего маршрута, выданных по результатам конкурсных процедур.

Перевозчикам по нерегулируемым маршрутам, которые на дату вступления в силу Закона-220-ФЗ, осуществляли перевозки по ранее заключенным договорам и выданным на их основе карт маршрутов, а также свидетельств вправе осуществлять перевозки порядка 6 лет. На маршрутах по регулируемым тарифам - до июля 2020 года.

Новые перевозчики должны пройти процедуру конкурного отбора либо на право получения свидетельств (маршруты по нерегулируемым тарифам), либо на право заключения муниципального контракта (маршруты по регулируемым тарифам).

В Челябинске в апреле 2017 года с МУП «Челябинский автобусный транспорт» были расторгнуты соответствующие договоры и предприятие прекратило осуществление указанной деятельности на регулируемых маршрутах.

Соответственно Управлению транспорта надлежало провести в порядке законодательства о контрактной системе. Однако маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам не обслуживались в 2017 году.

 Кроме того, право на обслуживание маршрутов по регулируемым тарифам (трамвайные маршруты № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22; троллейбусные маршруты № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 26, 27) получило ООО «Челябинский городской электрический транспорт» без проведения торгов.

На автобусные маршруты по регулируемым тарифам также не были проведены торги. Тем не менее, на улицах города автобусные перевозки осуществляются.

Как оказалось, перевозку по данным маршрутам осуществляет ООО «Общественный городской транспорт». При этом указанные маршруты определены Администрацией как маршруты по нерегулируемым тарифам и Управлением транспорта без проведения торгов компании выданы карты маршрута, что позволило ему осуществлять перевозки на указанных маршрутах.

Предпосылкой тому послужило то, что в нарушение Закона об организации регулярных перевозок Администрацией утвержден Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, предусматривающий двойную нумерацию маршрутов. В результате под одним и тем же номером утвержден как маршрут по регулируемым тарифам, так и маршрут по не регулируемым тарифам. Так, например, маршруты № 17,31,62 указаны и в числе регулируемых, и в числе нерегулируемых.

Соответственно, граждане вводятся в заблуждение, поскольку номера маршрутов по регулируемым и нерегулируемым тарифам идентичны и неясно по какому тарифу подлежит оплате проезд.  Кроме того, затрудняется контроль за действиями, осуществляемыми фактически на «одном» маршруте, различными перевозчиками

 В настоящее время в Прокуратуре города Челябинска по обращению антимонопольного органа находится на рассмотрении вопрос о правомерности действий органа местного самоуправления города Челябинска по утверждению реестра муниципальных маршрутов.

Решением Челябинской городской Думы от 31 октября 2017 года установлен регулируемый тариф на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Челябинске в размере 23 рубля.

Тарифы, по которым осуществляются регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, устанавливаются перевозчиками самостоятельно, регулированию со стороны органов власти не подлежат.

Таким образом, в городе нет легитимных перевозчиков, которые могут осуществлять перевозку на маршрутах по регулируемому тарифу. Соответственно, отсутствуют факторы, сдерживающие рост тарифов по нерегулируемым перевозкам.

В связи с тем, что Управлением транспорта Администрации города Челябинска, выданы карты маршрутов без проведения торгов (признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) Челябинское УФАС России выдало Управлению предупреждение о необходимости прекращения таких действий до 15 декабря 2017 года путем:

- обеспечения заключения муниципальных контрактов по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, по которым осуществляет деятельность ООО «Челябинский городской электрический транспорт» в отсутствие заключенных в соответствии с действующим законодательством  муниципальных контрактов (трамвайные маршруты № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22; троллейбусные маршруты № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 26, 27), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона № 220-ФЗ.

Указанное предупреждение также касалось необходимости обеспечения выдачи свидетельств и карт маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам № 4, 21, 43, 80, 83, 26, 76, 74, 71, 15, 38, 51, 59, 1, 5, 16, 27, 28, 7, 18, 32, 88, 30, 2, 6, 55, 41, 52, 73, 49, 45, 81,  а также маршрутам № 25, 36, 37, 48, 57, 58, 67, 70, 77, 85, 93 (сезонные/садовые маршруты)  по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Управлением транспорта Администрации города Челябинска указанное предупреждение не исполнено, в связи с чем в отношении органа местного самоуправления будет возбуждению дело о нарушении антимонопольного законодательства.

 

2. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

Наибольшее количество заявлений в 2017 году хозяйствующих субъектов поступало на действия поставщиков ресурсов выразившиеся в угрозах и (или) прекращении поставок энергоресурса.

В соответствии с законодательством запрещается ограничение режима потребления энергоресурса, в том числе его уровня, в отношении потребителей энергоресурса, не имеющих задолженности по оплате энергоресурса и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. Поставщик ресурса не вправе формально использовать предоставленное ему право на ограничение режима потребления неплательщика, достоверно зная о безусловном наступлении в этом случае неблагоприятных последствий для добросовестных потребителей энергоресурса.

Таким образом, право энергоснабжающей организации на ограничение режима потребления электроэнергии ограничивается необходимостью соблюдения запретов, установленных статьей 10 Закона о защите конкуренции.

1.1. Так, в 2017 году действия ПАО «Челябэнергосбыт», ОАО «МРСК Урала», выразившиеся во введении полного ограничения режима потребления электрической энергии на объект ООО «Энергосервис» (теплоснабжающая организация) с 30.10.2016 по настоящее время, в условиях наличия возможности электроснабжения, признаны нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

ПАО «Челябэнергосбыт», ОАО «МРСК Урала» выдано предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

ПАО «Челябэнергосбыт», ОАО «МРСК Урала» не согласившись с решением и предписаниями обжаловали их в суд. Решением Арбитражного суда Челябинской области обществам отказано в удовлетворении требований об отмене указанных актов. Заседание апелляционной инстанции назначено на 28.02.2018.

ПАО «Челябэнергосбыт» грозит штраф от 300 тыс. рублей до 1 млн., ОАО «МРСК Урала» оборотный штраф от 0,3 – 3 суммы выручки от реализации услуг по передаче электрической энергии.

Предупреждения

Челябинским УФАС России в 2017 году в связи с наличием в действиях признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выдано ПАО «Челябэнергосбыт» 5 предупреждений о необходимости прекращения указанных действий путем исключения из проектов договоров энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг (на общедомовые нужды) (организации, осуществляющие управление МКД в Челябинской области) условий договора, невыгодных для последнего.

При рассмотрении обращений УК и ТСЖ г. Челябинска Управлением установлено, что направленные гарантирующим поставщиком проекты договоров предусматривали обязанность УК и ТСЖ устранять нарушения в приборах учета, принадлежащих транзитным потребителям, и проводить работы по их техническому обслуживанию. То есть, содержащееся в направленных ПАО «Челябэнергосбыт» в адрес УК и ТСЖ проектах договоров требование в нарушение действующего законодательства возлагает на покупателя электроэнергии обязанность по обслуживанию не принадлежащих ему приборов учета.

ПАО «Челябэнергосбыт» в процессе заключения договора отказывало УК и ТСЖ в принятии протокола разногласий, исключающего данные условия, и указывало на необходимость подписания договора в редакции гарантирующего поставщика.

Выданные предупреждения обществом исполнены.

Кроме того, ПАО «Челябэнергосбыт» по требованию Челябинского УФАС России исключило данные условия из типовой формы договора на общедомовые нужды. Следовательно, теперь иные УК и ТСЖ должны получить данные договоры в новой редакции, без противоречащих действующему законодательству условий.

В конце 2017 года в Челябинское УФАС России поступили обращения от ряда предприятий Челябинской области (ООО «Уралсервис», Администрации Каслинского муниципального района, ООО «ПромЭкоГрупп») на действия ООО «НОВАТЭК-Челябинск», выразившиеся в прекращении газоснабжения котельных, вырабатывающих тепловую энергию для обеспечения теплоснабжением и горячим водоснабжением населения жилого фонда городских поселений и муниципальных районов Челябинской области.

Кроме того, в Челябинское УФАС России поступили обращения ООО «Равис – птицефабрика Сосновская», ООО «Завод ТЕХНО», согласно которым ООО «НОВАТЭК-Челябинск» не согласовывает изменение годового объема газа. Кроме того, согласно указанным обращениям ООО «НОВАТЭК-Челябинск» создает для потребителей условия, затрудняющие возможность приобретения природного газа через биржу, в том числе, включая невыгодные условия договора о применении штрафных санкций за недобор газа. Указанные действия общества исключают возможность закупки газа у иных поставщиков газа, в т.ч. с биржи, кроме ООО «НОВАТЭК-Челябинск».

Вместе с тем, рынок поставки природного газа юридическим лицам Челябинской области является межрегиональным и его географические границы выходят за пределы Челябинской области.

В связи с этим, указанные обращения направлены для рассмотрения по существу в ФАС России.

В случае, если ООО «НОВАТЭК-Челябинск» будет признано занимающим доминирующее положение на рынке в указанных действиях могут быть антимонопольным органом усмотрены признаки злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке.

2.02.2018 в отношении ПАО Челябэнергосбыт» возбуждено два дела по признакам злоупотребления доминирующим положением на товарном, которое выразилось в направлении двум хозяйствующим субъектам (ООО «Инвест Строй», ИП) необоснованных уведомлений об ограничении поставки электроэнергии.

В Челябинское УФАС Росси поступило обращение граждан на действия управляющей компании ООО «ЖРЭУ № 6» г. Магнитогорска, ООО «МЭК», МП «Горэлектросеть» в связи с начислением платы за э\э на общедомовые нужды исходя из предельных нормативов, а не из показаний коллективных приборов учета.

В настоящее время действия компаний оцениваются на предмет нарушения порядка ценообразования, которое могло привести к увеличению платы за э\э на общедомовые нужды для конечных потребителей.

 

3. Сговоры на государственных и корпоративных закупках. Картель на медицинских закупках на 9 млн рублей. Признаки сговора при заключении контрактов на питание между крупным вузом г. Челябинска и предпринимателем. Признаки сговора на закупках по печати журналов и периодических изданий

Дело по сговору на 17 аукционах по поставке дезинфицирующих средств

Челябинским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в отношении ИП, ООО «Олмед», ООО «Лаборатория Инсепта», ООО «КХФ».

Рассматриваются действия данных лиц при совместном участии в 17 аукционах на поставку дезинфицирующих средств. Общая сумма контрактов по этим аукционам составила более 13 миллионов рублей.

Участие в торгах принимают, как правило, двое из перечисленных лиц, не являющиеся группой лиц. Снижение цены контракта происходит незначительно. Одним из участников предлагается цена ниже начальной максимальной цены на 0,5%, вторым участником предлагается цена ниже не более чем на 1-2%. Каждый аукцион ограничивается одним ценовым предложением от каждого участника.

Таким образом, контракт заключается по цене, приближенной к начальной максимальной цене.

   В случае установления факта нарушения антимонопольного законодательства участникам картеля грозят штрафы от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов.

Заказчики - МБУЗ «Городская клиническая больница № 2», ГБУЗ «Челябинский областной клинический противотуберкулезный диспансер», Троицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей, ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Копейск», МУЗ «Октябрьская центральная районная больница», ГБУЗ «Областная больница г. Троицк», ГБУЗ «Районная больница п. Увельский», ГБУЗ «Районная больница г. Куса», ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Сатка», ФГБУ «САКСКИЙ ВКС ИМ. Н.И. ПИРОГОВА» Минобороны России, ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения».

 

Дело по сговору на аукционах по печатанию журналов и периодических изданий

2 февраля 2018 года Челябинским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО «Регион», ООО «Алеф Групп», ООО «Интеррус» и ООО «Инновация» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Предмет закупки: оказание услуг по печатанию журналов и периодических изданий, выходящих реже четырех раз в неделю и оказание услуг по публичной распродаже (аукционам), кроме связанных с юридическими услугами.

Сумма контрактов, заключенных по результатам спорных аукционов, составила около 28 млн рублей.

ООО «Регион», ООО «Алеф Групп», ООО «Интеррус» и ООО «Инновация» в ходе участия в аукционах применили следующую стратегию (модель) поведения: ООО «Регмон», заведомо зная о том, что у ООО «Алеф Групп», ООО «Интеррус» и ООО «Инновация» отсутствуют необходимые для заключения с ними контрактов документы, и их заявки будут отклонены, устанавливало свое ценовое предложение сразу после ценовых предложений добросовестных участников аукционов. В свою очередь, ООО «Алеф Групп», ООО «Интеррус» и ООО «Инновация» зная о том, что на момент проведения аукциона у них отсутствует полный перечень документов (сведений), необходимых для предоставления во вторых частях заявок, действуя в интересах ООО «Регион», после ценового предложения последнего снижали НМЦК до тех пор, пока не убедились, что добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, не проявляют интерес к данному аукциону и откажутся от конкурентной борьбы в ходе аукциона. Компании создали мнимую конкурентную борьбу между собой, сделав экономически нецелесообразным участие в аукционе добросовестных участников.

По итогам реализации указанной модели поведения участников картеля победителем аукциона признано ООО «Регион».

В случае установления факта нарушения антимонопольного законодательства участникам картеля грозят штрафы от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов.

 

Дело по сговору при заключении контрактов на питание между крупным вузом г. Челябинска и предпринимателем

27 декабря 2017 года Челябинским УФАС России вынесено решение о признании ФГБОУ ВО «УралГУФК», ООО «ПИК» и двух индивидуальных предпринимателей пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Информация по данному делу поступила от правоохранительных органов.

Челябинским УФАС России установлено, что договор от 26.02.2016 между ФГБОУ ВО «УралГУФК» и ООО «ПИК» заключен на стоимость 420 тысяч рублей. Договор от 07.07.2015 между ФГБОУ ВО «УралГУФК» и ИП заключен на стоимость 420 тысяч рублей. Договор от 08.07.2015 между ФГБОУ ВО «УралГУФК» и ИП заключен на стоимость 420 тысяч рублей.

Учитывая, что оплата по данным договорам осуществлялась ФГБОУ ВО «УралГУФК» за счет собственных средств, проведение закупки на право заключения указанных договором должно было регламентироваться принципами Закона о закупках путем проведения ФГБОУ ВО «УралГУФК» конкурентных процедур.

При этом заключение указанных договоров как с единственным поставщиком не подпадает под случай, закрепленный Положениям о закупках ФГБОУ ВО «УралГУФК», поскольку стоимость договором превышает 400 тысяч рублей.

В материалах антимонопольного дела имеются показания ООО «ПИК», двух ИП, согласно которым за право заключить договоры на организацию питания именно с ними, ООО «ПИК» и индивидуальные предприниматели передавали ежемесячно представителям ФГБОУ ВО «УралГУФК» определенные суммы (50 тысяч рублей, 100 тысяч рублей). Указанные суммы передавались именно за право заключения и исполнения договоров по организации общественного питания в столовых ФГБОУ ВО «УралГУФК».

Одним из доказательств заключения антиконкурентного соглашения между ФГБОУ ВО «УралГУФК» и ООО «ПИК» индивидуальными предпринимателями является признание одного из предпринимателей и ходатайство об освобождении его от административной ответственности в соответствии с примечанием статьи 14.32 КоАП РФ.

Действия ФГБОУ ВО «УралГУФК», ООО «ПИК» по заключению договоров на оказание услуг по организации питания без проведения конкурентных процедур привели  к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок, поскольку проведенный Челябинским УФАС России анализ состояния конкуренции на оказания услуг по организации общественного питания на территории г. Челябинска в 2015, 2016 годах свидетельствует о развитой конкуренции на указанном рынке и характеризуется достаточной большим количеством участников данного рынка.

Участникам дела выданы предписания об устранении допущенных нарушений, решается вопрос о возбуждении административного производства.

 

4. Нарушение ценообразования на тепло для отдельной категории потребителей г. Челябинска.

Челябинское УФАС России рассматривает дело в отношении МУП «ЧКТС» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защиты конкуренции, выразившиеся в выставлении счетов на оплату тепловой энергии, потребленной нанимателями жилых помещений, принадлежащих ОАО «РЖД», с применением тарифа для юридических лиц.

В ходе рассмотрения представленной информации установлено следующее.

На балансе Челябинской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Южно-Уральской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - Филиала ОАО «РЖД» ЮУЖД находятся квартиры (жилой фонд), предназначенные для сдачи в наем сотрудникам (физическим лицам) ОАО «РЖД».

Поставку тепловой энергии в отопительные периоды в данный жилой фонд до ноября 2017 года осуществляло МУП «ЧКТС».

МУП «ЧКТС» осуществляло поставку тепловой энергии согласно тарифу для юридических лиц, тогда как конечными потребителями (нанимателями) квартир ОАО «РЖД» являются физические лица.

Договор между ОАО «РЖД» и МУП «ЧКТС» на поставку тепловой энергии в жилые квартиры, принадлежащие ОАО «РЖД», отсутствует, и никогда ранее не заключался.

Между ОАО «РЖД» и МУП «ЧКТС» сложились фактические отношения по теплоснабжению жилых квартир, расположенных в многоквартирных.

Согласно Постановлению Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 17.06.2014 №1445/14, обязанность потребителей и исполнителей коммунальных услуг оплачивать коммунальный ресурс по тарифу, превышающему плату для населения, противоречит статье 157 ЖК РФ и пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Тарифные группы потребителей электрической (тепловой) энергии (мощности), их характеристики, особенности расчета тарифов для указанных групп определяются Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания).

Пунктом 27 Методических указаний определено, что к тарифной группе «население» относятся граждане, использующие энергию для коммунально-бытовых нужд, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая (тепловая) энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Таким образом, при отнесении к тарифной группе «население» основополагающим признаком является факт использования тепловой (электрической) энергии для бытовых нужд в жилых помещениях.

При этом, какая-либо дифференциация населения в зависимости от того обстоятельства, используются ли ими в качестве жилых помещений объекты государственного (муниципального) специализированного жилищного фонда либо частного жилищного фонда, применительно к вопросу об оплате коммунальных услуг, отсутствует.

Согласно представленным материалам все жилые квартиры (около 60 квартир), находящиеся в собственности ОАО «РЖД», переданы в пользование физическим лицам по договорам найма жилого помещения.

Следовательно, тепловая энергия приобреталась ОАО «РЖД» для предоставления гражданам - непосредственным потребителям коммунальных услуг.

Учитывая изложенное, для нужд нанимателей, проживающих в указанных квартирах, подлежал применению тариф, установленный для группы «население».

Таким образом, действия МУП «ЧКТС», выразившиеся в выставлении счетов на оплату тепловой энергии, потребленной нанимателями жилых помещений, принадлежащих ОАО «РЖД», с применением тарифа для юридических лиц, содержат признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Аналогичные действия МУП «ЧКТС» осуществляет и в отношении жилых помещений иных юридических лиц, в том числе и к жилым помещениям в общежитиях.

В частности, тариф для юридических лиц применяется к нанимателям жилых помещений в общежитиях ОАО «РЖД» (порядка 160 помещений), общежитии АО «Обувная фирма «Юничел» (на ул. Молодогвардейцев) и иных. 

Нарушения при подключении населения к газораспределительным сетям

Традиционно на территории Челябинской области остро стоит вопрос подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-коммунальной инфраструктуры в части уклонения от заключения договора на технологическое присоединение, навязывание невыгодных условий договора, в т.ч. необоснованных технических решений подключения, соблюдения законодательно установленных сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению и т.д.

В 2017 года 145 заявлений (за 2016 - 97 обращений) на действия субъектов естественных монополий. Вынесено 72 (за 2016 год – 45) постановления о наложении штрафа на общую сумму 9 360 000 (3 140 000 за 2016 год) рублей, из них оплачено 2 950 000 (2 090 000 за 2016 год) рублей.

Так, в 2017 году рассмотрено Заявление гражданина на действия ООО «Магнитогорскгастрой», в котором гражданин указывал, что выданный ему договор и технические условия подключения к газораспределительным сетям содержали строительство газопровода не только для подключения его объекта, но и подключение всего мкр. Береговой, Челябинская область, Агаповский район, с. Агаповка, что существенно увеличивало стоимость подключения для гражданина. Изучив представленные материалы, указанные заявителем обстоятельства, подтвердились, в связи с чем действия ООО «Магнитогорскгастрой» признаны нарушением правил подключения, статьи 9.21 КоАП РФ. Виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 110 тыс. рублей.

Также Челябинским УФАС России в 2017 году установлен ряд случаев, когда компания АО «Челябинскгоргаз» в договорах на технологическое подключение устанавливало срок его выполнения, превышающий срок, установленный Правилами подключения для такой категории потребителей (вместо 1,5 лет, компания указывала в договорах 3 года).

Кроме указанных нарушений, компания в нарушение требований действующего законодательства возлагала на потребителей обязанность по подготовке проектной документации при индивидуальном жилищном строительстве, что могло привести к дополнительным затратам для граждан.

 

4. Рассмотрение обращения о демпинговом снижении розничных цен на лекарства в аптеке "Живика"

В 2017 году в Челябинское УФАС России поступило четыре обращения по вопросам, связанным с розничной реализацией лекарственных препаратов, в том числе обращение по вопросу правомерности действий федеральной аптечной сети «Живика», выразившихся в демпинговом снижении розничных цен на лекарственные препараты на территории г.  Чебаркуля Челябинской области.

Указанная проблема также характерна и для г. Челябинска и была озвучена региональной аптечной сетью на приеме – консультации в Челябинском УФАС России.

Региональные аптечные сети указывают на следующие действия федеральных аптек при входе на рынок розничной торговли лекарственными препаратами г. Чебаркуля и г. Челябинска:

1.  Реализация лекарственных препаратов федеральными аптечными сетями («Вита», «Живика», «Аптека от склада») по ценам ниже себестоимости (в том числе, реализация лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по ценам ниже уровня зарегистрированной цены производителя), что приводит к снижению товарооборота региональных аптечных сетей и, как следствие, к вытеснению их с рынка;

2.  Распространение в рекламе сведений о привлекательных ценах на лекарственные препараты, которые представлены в ограниченном количестве.

   С целью полного, объективного и всестороннего рассмотрения ситуации на рынке розничной реализации лекарственных препаратов, в том числе в сфере ценообразования, Челябинским УФАС России были направлены запросы в аптечные сети, Министерство здравоохранения Челябинской области, коллегам в территориальные органы ФАС России.

 

5. О вопросе платы граждан г. Магнитогорска за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В Челябинское УФАС России поступают обращения граждан г. Магнитогорска Челябинской области по вопросу роста стоимости услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, оказываемой ООО «Центр коммунального сервиса».

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) до 01.01.2019 г. должен быть осуществлен переход на новую систему обращения с отходами, призванную принципиально изменить механизм обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Ранее тарифы были предусмотрены только на сбор и вывоз твердых бытовых отходов (далее – ТБО) и в случае оказания данных услуг организациями муниципальной формы собственности подлежали установлению органами местного самоуправления. Данная услуга была жилищной и учитывалась в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда или собственниками жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом на основании статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. В иных случаях цена по сбору и вывозу ТБО являлась конкурентной и определялась договором.

Система сбора и вывоза ТБО на территории Челябинской области охватывала не все населенные пункты муниципальных образований, что приводило к образованию несанкционированных свалок.

В связи с реформированием системы обращения с ТКО внесены изменения в действующее законодательство.

В настоящее время плата за услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является составной частью платы за коммунальные услуги в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.

Согласно Закону от отходах производства и потребления с момента перехода на новое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными операторами в соответствии с:

- Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641»,

- Региональной программой и территориальной схемой.

В соответствии с требованиями Закона об отходах производства и потребления была разработана и утверждена приказом Министерства экологии Челябинской области от 29.09.2016 г. № 844 Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Челябинской области. Территориальной схемой предусмотрено деление Челябинской области на шесть кластеров, а именно: Челябинский, Магнитогорский, Кыштымский, Карабашский, Саткинский и Усть-Катавский.

Региональный оператор обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденной Территориальной схемой.

Присвоение юридическому лицу статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).

По результатам конкурсного отбора статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера Челябинской области присвоен компании ООО «Центр коммунального сервиса».

Заседание конкурсной комиссии по выбору регионального оператора по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера состоялось 15 мая 2017 года. На конкурс была представлена всего одна заявка от ООО «Центр коммунального сервиса», которую признали соответствующей требованиям законодательства.

Таким образом, на территории Магнитогорского кластера (Локомотивный и Магнитогорский городские округа, Агаповский, Брединский, Варненский, Верхнеуральский, Карталинский, Кизильский, Чесменский и Нагайбакский муниципальные районы) реализован переход на новую систему обращения с ТКО, в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера, заключенным между Министерством экологии Челябинской области и обществом с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» по результатам конкурсного отбора регионального оператора.

Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности.

Указанный вид деятельности должен осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы, установленные Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, уполномоченным в области регулирования тарифов.

В результате проведенной экспертизы экономической обоснованности расходов ООО «Центр коммунального сервиса» постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28.09.2017 г. № 47/2 утвержден предельный единый тариф на услугу для регионального оператора по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера Челябинской области в размере 502,90 руб./куб.м. с учетом НДС (снижение к заявленному региональным оператором тарифу на 24,2 %) на период с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года.

С учетом утвержденных нормативов плата с 1 проживающего составит:

- в многоквартирных домах – 87,50 руб. в месяц (с учетом НДС);

- в индивидуальных жилых домах – 67,56 руб. в месяц (с учетом НДС).

Таким образом, с 01.10.2017 ООО «Центр коммунального сервиса» приступил к оказанию услуг в сфере обращения с ТКО на территории Магнитогорского кластера, а у потребителей возникла обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по ценам, определенным соглашением сторон, но не превышающим предельный единый тариф, установленный Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

Челябинским УФАС России проведен сравнительный анализ тарифов, установленных на услуги региональных операторов по обращению с ТКО на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в других субъектах РФ.

Уровень единого предельного тарифа на услуги ООО «Центр коммунального сервиса», утвержденный Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, является сопоставимым и находится в пределах уровня тарифов, установленных на территории других областей.

Например, единый предельный тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО составляет:

- на территории г. Магнитогорска Челябинской области – 502,92 руб./куб.м. (с учетом НДС);

- на территории Астраханской области – 549,23 руб./куб.м. (с учетом НДС);

- на территории Ивановской области – 480,78 руб./куб.м. (с учетом НДС);

- на территории Ставропольского края – 694,49 руб./куб.м. (с учетом НДС);

- на территории Краснодарского края – 429,72 руб./куб.м. (с учетом НДС);

- на территории г. Петропавловск-Камчатский Камчатского края – 444,55 руб./куб.м. (с учетом НДС);

- на территории г. Вилючинск Камчатского края – 929,42 руб./куб.м. (с учетом НДС).

 

По вопросу предоставления адресной субсидии

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.10.2017г. № 2353-р для населения Челябинской области с 1 января по 30 июня 2018 года не предусмотрено увеличение размера платы за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2017 года.

Тарифы на коммунальные услуги в 1 полугодии 2018 года утверждены на уровне действующих в декабре 2017 года.

В 1 полугодии 2018 года действуют те же нормативы потребления коммунальных услуг, что и в декабре 2017 года.

Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.04.2014г. № 400 (далее Основы), предусмотрено, что применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

Предельные индексы применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.

Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг за счет платы за услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

В целях безусловного ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги принят Закон Челябинской области от 30.06.2016 г. № 374-ЗО «О предоставлении гражданам адресной субсидии в связи с ростом платы за коммунальные услуги», в соответствии с которым любой гражданин может получить компенсацию при росте совокупного платежа сверх установленного индекса.

При расчете размера адресной субсидии учитываются следующие виды коммунальных услуг:

1) холодное водоснабжение;

2) горячее водоснабжение;

3) водоотведение;

4) электроснабжение;

5) газоснабжение (за исключением расходов на приобретение бытового газа в баллонах);

6) отопление (за исключением расходов на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления).

Из чего следует, что перечень видов коммунальных услуг четко определен и не включает в себя услуг регионального оператора по обращению с ТКО.

Также в законе указано, что при расчете размера адресной субсидии не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.

Таким образом, в соответствии с региональным законодательством при расчете размера адресной субсидии не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг за счет платы за услуги регионального оператора по обращению с ТКО.