Протокол от 22.11.2017
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ ПРИ ЧЕЛЯБИНСКОМ УФАС РОССИИ
по рассмотрению вопросов применения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановлением Правительства от 30.12.2013 № 1314)
22 ноября 2017 года
Председательствовал:
Заместитель руководителя Е.Г. Рысева
в составе:
Начальник Управления ценообразования в энергетическом комплексе Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области |
А.В. Симоненко |
Начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России |
С.А. Копылов |
Начальник юридического управления АО «Газпром газораспределение Челябинск» |
О.В. Кох |
Начальник юридического управления АО «Челябинскгоргаз» |
Ю.А. Майер |
Директор ООО «Классик» |
А.В. Крылов |
Главный инженер ООО «Классик» |
С.Ю. Шабалин |
ООО «Магнитогорскгазстрой» |
Е.Н. Кузнецова |
Начальник газовой службы МУП «Теплоэнерго» |
В.В. Бисярин |
Начальник абонентского отдела МУП «Теплоэнерго» |
Д.М. Решетов |
Директор ООО «Тополь М» |
А.С. Шабалин |
- Открытие заседания круглого стола.
Обсуждение предложений по изменению, дополнению действующего правового регулирования.
2. Предложения по внесению изменений в КоАП РФ
2.1. В действующей редакции статьи 9.21 КоАП РФ субъектом ответственности (в сфере подключения к газораспределительным сетям) может являться только субъект естественной монополии.
Необходимо внести изменения в статью 9.21 КоАП РФ, которые позволят также привлекать к ответственности иных лиц, которые не являясь ГРО, но являясь владельцами газораспределительных сетей, заключают договоры с заказчиками и осуществляют подключение (технологическое присоединение) без законных на то оснований, в том числе нарушая положения о государственном регулировании деятельности по подключению (технологическому присоединению).
3. Предложения по внесению изменений в Правила № 1314
3.1. В соответствии с пунктом 73 действующей редакции Правил № 1314 в случае, если заявитель представил не в полном объеме сведения и документы, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 Правил, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) возвращает ему заявку о подключении (технологическом присоединении) с приложенными к ней документами без рассмотрения.
С 07.10.2017 вступили в силу дополнения, внесенные постановлением Правительства РФ от 02.08.2017 № 924, в соответствии с пунктом 73(1) которых Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 Правил. В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65-71 настоящих Правил, исполнитель течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений.
С учетом внесенных дополнений, учитывая, что редакция пункта 73 Правил № 1314 не претерпела изменений, возникает правовая неопределенность в действиях Исполнителя, поскольку Правила предписывают и вернуть заявку без рассмотрения и приложенными к ней документами и приостановить ее рассмотрение до предоставления документов одновременно по одним и тем же основаниям.
Для обеспечения определенности в действиях Исполнителя при поступлении заявки на подключение необходимо откорректировать законодательство, указав один вариант дозволенного поведения Исполнителя.
3.2. В пункт 97 (подпункт «г») внесены изменения, в соответствии с которыми процедура проверки исполнителем выполнения технических условий заменена на мониторинг исполнителем выполнения технических условий.
Раздел, посвященный мониторингу выполнения технических условий, предусмотрен Типовой формой договора о подключении объектов капитального строительства.
Вместе с тем понятие «мониторинг» в Правилах № 1314 не раскрыто. Также отсутствует перечень мероприятий, подлежащих выполнению исполнителем при проведении мониторинга в Типовой форме договора.
Для устранения неясности при выполнении Исполнителем обязанности по мониторингу выполнения технических условий необходимо раскрыть в Правилах № 1314 термин «мониторинг», закрепляющий перечень мероприятии, подлежащих выполнению в ходе проведения мониторинга.
3.3. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Правил № 1314 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) завершаются составлением следующих актов:
- акта о подключении (технологическом присоединении);
- акта разграничения имущественной принадлежности;
- акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
При этом акты должны быть составлены в соответствии с формами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (далее - постановление № 713).
Постановлением № 713 утверждены формы трех актов, подлежащих составлению.
Вместе с тем, пунктом 103 Правил № 1314, в редакции вступившей в силу в 07.10.2017, предписано составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, т.е. единого акта.
В настоящее время форма указанного акта не утверждена.
Для устранения несоответствия пункта 3 пункту 103 Правил № 1314 необходимо внесение редакционных корректировок. Кроме того, необходимо отменить ранее утвержденные формы актов, разработать и утвердить форму акта, соответствующую пункту 103 Правил № 1314.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Правил 1314 заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением № 713.
Утвержденная типовая форма договора не учитывает особенности подключения
(технологического присоединения) объектов капитального строительства при
поступлении коллективной заявки на подключение (пункт 113 Правил № 1314), объектов капитального строительства, расположенных в пределах территории некоммерческого объединения и принадлежащих его членам (пункт 114 Правил № 1314), объектов капитального строительства, расположенных в пределах территории, подлежащей комплексному освоению (пункт 119 Правил № 1314), а также особенностей подключения по пункту 112 Правил № 1314.
В такой ситуации необходимо утверждение отдельных типовых форм договоров, учитывающих особенности подключения, предусмотренных пунктами 112, 113, 114, 119 Правил № 1314.
3.4. Также участниками Экспертного совета в ТЭК предложено:
- определить ответственность Заявителя перед Исполнителем в случае невыполнения своих обязательств по договору о подключении (технологическом присоединении), особенно в части не создания сети газопотребления в границах земельного участка Заявителя.
- договор на подключение (технологическое присоединение) заключать только при наличии объекта капитального строительства на земельном участке Заявителя, поскольку обязанностью Исполнителя является пуск газа в газоиспользующее оборудование.
- обязанность на получение разрешения о строительстве сети газораспределения по землям третьих лиц возложить на Заявителя.
3.5. В отношении объектов заявителей, величина присоединяемой максимальной мощности которых превышает 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 Мпа, а также в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают: проведение лесоустроительных работ; проведение врезки в газопроводы диаметром не менее 250 мм под давлением не менее 0,3 МПа; переходы через водные преграды; прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения; прокладку газопровода по болотам 3-го типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий, плата за технологическое присоединение к сетям газораспределения устанавливается по индивидуальному проекту.
Точка подключения - место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 26 (23) Основных положений регулятор устанавливает плату за подключение газоиспользующего оборудования заявителя, следовательно, точка подключения находится не на существующем газопроводе организации, а на границе земельного участка заявителя. По мнению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, диаметр газопровода и давление должны определяться на границе земельного участка заявителя, т.е. в точке подключения, а не в точке врезки в существующий газопровод ГРО.
В этой связи необходимо внесение изменений в действующее законодательство в части конкретизации понятия «точка подключения».
3.6. При распределении обязанностей между сторонами по исполнению технических условий включить в обязательства ГРО осуществлять строительство сетей газораспределения до объекта капитального строительства, а не до границы земельного участка, что позволит за счет консолидации газораспределительных сетей обеспечить надежное и качественное газоснабжение потребителей специализированной организацией при стабильном тарифе для потребителей (в результате исключается возможность вхождения на рынок газоснабжения «организаций-однодневок», снижаются операционные издержки ГРО; а также легитимное оформление землеотводов для специализированных ГРО под линейные объекты позволит обеспечить стабильное пополнение регионального и местных бюджетов за счет поступлений по земельному налогу и налогу на имущество).
Кроме того, включить в обязательства ГРО урегулировать отношения с третьими лицами, в том числе с владельцами газораспределительных сетей, осуществляющих транспортировку газа, но не имеющих регулируемого тарифа.
3.7. Сократить количество процедур, выполняемых заявителем и газораспределительной организацией, исключив их дублирование. Отсутствует необходимость дважды заявителю обращаться в ГРО (первый раз за техническими условиями, второй - за их корректировкой и непосредственно за подключением), дважды ГРО выдавать технические условия (предварительные и откорректированные/легитимные).
4. Предложения по внесению изменений в законодательство о тарифах
4.1 В соответствии со вторым абзацем пункта 26(23) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ 29.12.2000 № 1021 (далее - Основные положения), плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают:
- прокладку газопровода по проведение лесоустроительных работ;
- проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа;
- переходы через водные преграды;
- прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 6 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство
Учитывая то, что в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе Челябинской области приняты законы, позволяющие осуществлять строительство газопроводов давлением до 1,2 Мпа без получения разрешения на строительство и соответственно в отсутствие необходимости в проведении экспертизы проектной документации, необходимо внести дополнения в пункт 26 (23) Основных положений, пункт 6 Методических указаний, закрепляющие необходимость проведения экспертизы только в случаях, предусмотренных градостроительным законодательством.
4.2 Исключить налог на прибыль из состава расходов регулируемой платы за подключение (газ-, вода- и теплоснабжение), аналогично сложившейся практике по технологическому присоединению к электрическим сетям, так как налог на прибыль возникает у организации в целом по основному виду деятельности, что приведет к снижению стоимости подключения к сетям.
Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» дополнить пунктом следующего содержания: «При установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям не учитывается налог на прибыль организаций».
Внести соответствующие изменения Методические указания по расчету платы за подключение:
- пункты 118, 119, 121 приказа ФСТ России от 27.12. 2013г. № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»;
- пункт 8, а также приложения 1-8 приказа ФСТ России от 28.04.2014г. № 101-э/З «Об утверждении методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных ставок, определяющих ее величину»;
- пункты 170, 171, 172, приложения 7.1 - 7.9 приказа ФСТ России от 13.06.2013г. № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения».
4.3 С целью снижения стоимости подключения для потребителей из платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения исключить расходы, связанные с реконструкцией существующих сетей. Вышеуказанные расходы включать в основной тариф на транспортировку газа. При этом, предоставить заявителю право выбора: оплатить расходы по реконструкции через регулируемую плату за подключение либо не оплачивать их и перенести срок подключения до того момента, когда ГРО выполнит инвестиционную программу и создаст техническую возможность подключения.
4.4 Ввести на федеральном уровне дополнительную отчетность для ГРО, содержащую данные раздельного учета по формам-аналогам таблиц 1.3 и 1.6 Приказа Министерства энергетики РФ от 13.12.2011г. № 585.
Решили:
1. Принять к сведению информацию от участников Экспертного совета;
2. Направить в ЦА ФАС России предложения об изменении действующего законодательства в области подключения к газораспределительным сетям.
Председательствующий:
Заместитель руководителя
Челябинского УФАС России
Е.Г. Рысева