Особенности анализа рынка услуг по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе на территории Челябинской области

В настоящее время на рынках услуг связи Челябинской области, наряду с естественной монополией наблюдается жесткая конкурентная борьба и постепенное расширение границ конкуренции, как например, в области передачи данных, подвижной связи. На рынках услуг связи происходит совершенствование рыночных отношений, а также существенные преобразования, которые приводят к значительному увеличению объемов предоставляемых услуг связи, расширению видов услуг и улучшению их качества.

 

На рынках услуг связи Челябинской области появилось большое количество новых видов услуг сотовой связи, сетей передачи данных, мультимедиа, непосредственного вещания через спутник и др. Наиболее успешно развивается конкуренция именно на этих рынках, так как услуги общедоступной и почтовой связи являются естественными монополиями. Лидирующее положение на рынках услуг общедоступной связи Челябинской области занимает ОАО «Ростелеком» (ранее - ОАО «Уралсвязьинформ»).

 

За последние годы в связи со стремительным развитием новых видов услуг в области связи, внедрением новых технологий, появилось большое количество новых участников рынков услуг связи, при этом не редки случаи злоупотребления доминирующим положением участниками рынка, владеющими дорогостоящими объектами основных средств, полученных ими в результате приватизации государственного имущества. В связи с чем, в Челябинское УФАС России поступает значительное количество жалоб на действия данных компаний. Указанные обращения свидетельствуют о существовании ряда проблем, связанных со стратегией ценообразования на рынках услуг связи, не являющихся естественной монополией.

 

В течение последних лет крупнейшие хозяйствующие субъекты, участники рынков связи Челябинской области осуществляют сделки по реорганизации в форме присоединения с переходом всех прав и обязанностей к иному хозяйствующему субъекту. В результате данных действий у антимонопольного органа возникает необходимость во внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов в части внесения в Реестр нового хозяйствующего субъекта. В соответствии с действующими нормативными актами внесение указанных изменений в Реестр требует проведения анализа состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке. Кроме того, хозяйствующие субъекты, участники анализируемых товарных рынков, как правило, обжалуют в судебном порядке аналитические отчеты, на основании которых вносятся изменения в Реестр. Указанные действия занимают определенный временной период, как правило, около двух лет, в течение которых антимонопольный орган не может применять меры антимонопольного реагирования.

 

Однако, несмотря на указанные трудности, Челябинское УФАС России успешно отстаивает правомерность анализа рынков услуг связи Челябинской области в судах. В частности 10 июля 2013 года Арбитражный суд Челябинской области и 25 сентября 2013 года Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд по делу №А76-4459/2013 подтвердили правомерность включения Челябинским УФАС России ОАО «Ростелеком» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, признав Общество доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе на территории г. Челябинска. Кассация по данному делу назначено на 18.12.2013.

 

При признании доминирующего положения ОАО «Ростелеком» на анализируемом товарном рынке Челябинское УФАС России принимало во внимание специфику исследуемого товарного рынка. В частности, действующее законодательство в области связи, а именно статья 8 Закона о связи предусматривает государственную регистрацию сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений связи. С учетом изложенного территория оказания услуг по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе ограничена наличием каналов телефонной канализации принадлежащих хозяйствующим субъектам на праве собственности.

 

Челябинским УФАС России установлено, что услуги по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе (для покупателей уже разместивших кабели связи в ЛКСС) не взаимозаменяемы с другими видами аналогичных услуг. Кроме того, согласно опросу потребителей, проведенному Челябинским УФАС России, даже при существенном росте стоимости услуг по размещению кабеля связи в каналах телефонной канализации потребители не заменяют и не готовы заменить услуги по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе на иные способы размещения кабелей связи, в частности на размещение на воздушных опорах, фасадах зданий и т.д. Для потребителей указанных услуг, уже разместивших кабели связи в ЛКСС сторонних организаций, замена способа размещения кабелей связи повлечет убытки на сумму остаточной стоимости несамортизированного имущества.

 

Строительство собственных линейно-кабельных сооружений связи включает в себя совокупность организационных и технических мероприятий, которые требуют значительных капиталовложений, существенных временных затрат и длительных сроков окупаемости построенных объектов связи. Таким образом, рынок услуг по предоставлению ЛКСС для размещения кабеля связи сторонних организаций на возмездной основе является самостоятельным рынком, поскольку он определен самостоятельными критериями востребованности и специфическими особенностями, отличающими его от иных схожих товаров.

 

С учетом изложенного, в случае ущемления со стороны ОАО «Ростелеком» интересов покупателей указанных услуг, хозяйствующие субъекты могут обратиться в антимонопольный орган за защитой своих прав.