Ответы, на вопросы, поступившие на онлайн-конференцию 1 ноября 2013 г.

Вопрос: Почему отопительный сезон в городе начинается так поздно?

Ответ: Если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.

Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Если при отсутствии централизованного теплоснабжения производство и предоставление исполнителем коммунальной услуги по отоплению осуществляются с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода и (или) дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются решением собственников помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов.

В случае непринятия такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов отопительный период начинается и заканчивается в установленные уполномоченным органом сроки начала и окончания отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Вопрос: Включается ли домофон в общее имущество граждан?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

Согласно подпункту «д» пункта 2 Правил в состав общего имущества включаются, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Пунктом 7 Правил также предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Учитывая изложенное, можно прийти к выводу, что домофон, как оборудование, находящееся в многоквартирном доме, как за пределами, так и внутри жилых помещений, и обслуживающее более одной квартиры, отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, указанным в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и в подпункте «д» пункта 2 Правил, а обслуживание домофона, как технической составляющей автоматически запирающегося устройства входной двери, входит в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества и является обязанностью управляющей организации.

Вместе с тем, как следует из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.07.2011 № 17213-14/ИБ-ОГ, если домофон предусмотрен проектом многоквартирного дома, он автоматически относится к составу общего имущества многоквартирного дома.

Если домофон не предусмотрен проектом многоквартирного дома, но по факту установлен, то он на основании прямого требования законодательства должен быть внесен в состав общего имущества многоквартирного дома общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, после чего управляющая организация обязана заключить договор на эксплуатацию данного устройства с соответствующей организацией и только после этого обслуживание домофона, как технической составляющей, будет входить в перечень и стоимость работ по содержанию и ремонту общего имущества.

При этом необходимо отметить, что данную услугу, следует включать в предмет договора с управляющей организацией на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Вопрос: Куда в городе Челябинске обращаться с заявлением на опломбирование индивидуальных счетчиков?

Ответ: В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона РФ от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

На территории города Челябинска такими организациями являются: МУП «ПОВВ», ООО «Водоканалсбыт», ООО «Инженерные коммуникации», ЗАО Фирма «Инженерные сети», на которые в силу закона обязаны опломбировывать приборы учета.

В то же время, если в договоре управления многоквартирным домом прописана обязанность управляющей компании (далее – УК) предоставлять собственникам коммунальные услуги (счета выставляются напрямую УК), то именно УК осуществляет ввод прибора учета в эксплуатацию (п. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

При этом опломбировка таких приборов учета, как в первом, так и во втором случае должна производиться бесплатно.

Вопрос: Я заключил договор на оказание услуг кабельного телевидения. Вместе с тем, с июля 2013 года услуги телевидения оказываются ненадлежащего качества. Кроме того, за оказанные услуги кабельного телевидения жители платят в терминалах. Но с апреля 2013 года чеки терминалы не выдают. В связи с этим, в дальнейшем абоненту не возможно доказать оплату соответствующих услуг. Возможно, ли к данной организации применить меры антимонопольного реагирования?

Ответ: Предоставление услуг кабельного телевидения регулируется Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи).

На основании ст. 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Качество оказываемых услуг должно соответствовать условиям договора либо требованиям, обычно предъявляемым к качеству услуг такого рода.

Челябинское УФАС России не может применить к возникшим отношениям между Вами и оператором связи меры антимонопольного реагирования, поскольку данные отношения связаны с качеством предоставляемых услуг, и регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»).

При обнаружении ненадлежащего качества оказываемых оператором связи услуг Вы вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей - Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (454092, г. Челябинск, ул. Елькина, д. 73), а также в суд с заявлением в защиту своих прав.

Отмечаем, что потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 17 Закона «О защите прав потребителей».

Вопрос: Каким нормативным правовым актом (Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» или Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд) руководствоваться муниципальному предприятию при проведении отбора аудиторской организации, при условии, что муниципальное предприятие не является получателем бюджетных средств?

Ответ: В силу пункта 7 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» названный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Следовательно, все процедуры торгов (включая размещение, проведение, подведение итогов и заключение контракта) должны быть проведены в полном соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Вопрос: По вопросу внесения тех или иных изменений в статью 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Челябинское УФАС России сообщает следующее.

Ответ: Поскольку статья 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» является отсылочной к положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», то в связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в иные федеральные законы могут быть внесены соответствующие изменения.

Вопрос: По вопросу дополнения КоАП РФ статьей 7.32 (1) Челябинское УФАС России сообщает следующее.

Ответ: В настоящее время ФАС России разработан проект Федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный законопроект был внесен ФАС России на рассмотрение в Правительство РФ. Однако в последствии был возвращен ФАС России на доработку. ФАС России предлагается дополнить КоАП РФ статьей 7.32 (1) следующего содержания:

Статья 7.32 (1) Нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц:

1. Принятие должностным лицом юридического лица, указанного в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», бюджетного учреждения при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок (далее в настоящей статье - заказчик) решения о закупке товаров, работ, услуг в иной форме, если такая закупка товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться путем проведения закупки в электронной форме, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

2. Нарушение заказчиком предусмотренных законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее в настоящей статье – официальный сайт) информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, не более чем на два рабочих дня - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей, на юридических лиц - пятнадцати тысяч рублей.

3. Нарушение заказчиком предусмотренных законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения на официальном сайте информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, более чем на два рабочих дня влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

4. Не размещение заказчиком на официальном сайте информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

5. Нарушение заказчиком установленных законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения, на официальном сайте утвержденных с учетом положений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц правовых актов, регламентирующих правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком (далее в настоящей статье - Положение о закупке), изменений, вносимых в Положение о закупке не более чем на десять рабочих дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей, на юридических лиц - десяти тысяч рублей.

6. Нарушение заказчиком установленных законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения на официальном сайте утвержденного Положения о закупке, изменений, вносимых в Положение о закупке, более чем на десять рабочих дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

7. Неразмещение заказчиком на официальном сайте утвержденного Положения о закупке, изменений, вносимых в Положение о закупке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - ста тысяч рублей.

8. Утверждение заказчиком документации о закупке, не соответствующей по составу сведений требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей, на юридических лиц - десяти тысяч рублей.

9. Отклонение заявок участников закупок по основанию несоответствия требованиям, которые не были предусмотрены документацией о закупке, а также осуществление оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – трехсот тысяч рублей.

10. Нарушение заказчиком установленных законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения на официальном сайте сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, а также информации об изменении договора не более чем на десять рабочих дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей, на юридических лиц - десяти тысяч рублей.

11. Нарушение заказчиком установленных законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения на официальном сайте сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, а также информации об изменении договора более чем на десять рабочих дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц – пятидесяти тысяч рублей.

12. Не размещение заказчиком на официальном сайте сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, а также информации об изменении договора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Вопрос: Возможно, ли в документации о закупке установить максимальную цену контракта как величину процентной ставки по кредитному договору?

Ответ: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не регламентирует процедуру и способы определения максимальной цены контракта.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (статья 819 ГК РФ).

По смыслу положений ст. 424 ГК РФ цена кредитного договора определяется стоимостью предоставления одной услуги (кредита) и исчисляется в процентах.

При соблюдении заказчиком основных принципов проведения торгов использование процентной ставки в качестве цены договора (максимальной цены контракта) допустимо.

Вопрос: Допускается ли использование фотографий известных актеров в рекламе Банков с указанием фраз вроде «я выбираю этот банк», «я рекомендую...»?

Ответ: Использование изображения гражданина в рекламе допускается при условии его согласия (часть 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», статья 152.1 ГК РФ).

В случае отсутствия такого согласия антимонопольный орган вправе возбудить дело по признакам нарушения законодательства о рекламе и выдать лицу, способному прекратить правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе (независимо от того, каким субъектом рекламной деятельности данное лицо является).

Что касается рекомендаций либо одобрений данного лица относительно объекта рекламирования, то они должны соответствовать действительности и иметь соответствующее документальное подтверждение, в противном случае реклама является ненадлежащей и противоречащей пункту 10 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Вопрос: В последнее время, какие новые требования внесены в рекламное законодательство в части рекламы БАДов?

Ответ: Согласно части 1.1. статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). (часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 200-ФЗ)

Вопрос: Проверяете ли Вы рекламу компании «Ритм»?

Ответ: В Челябинское УФАС России поступило обращение Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе о рекламе компании «Ритм», размещенной в сети Интернет на сайтах www.ritmcredit.ru и www.ritminvest.ru, а также в августе 2013 года на телеканале ГТРК «Южный Урал» «Россия 1 - Южный Урал» и на сайте телекомпании под названием «Ритм: инвестиции должны приносить реальную прибыль».

Одновременно в Челябинское УФАС России поступило 2 заявления жителей города Челябинска о  распространении 17 октября 2013 года в сети Интернет на сайте www.74.ru рекламной статьи о компании «Ритм»: «Как легко расплатиться с кредитом?».

Челябинским УФАС России установлено, что на Интернет-сайте www.74.ru  в июле и сентябре 2013 года также размещались другие рекламные статьи об этой же компании, такие как «Кредиты в ритме большого города», ««Ритм»: удобные займы, выгодные инвестиции».

В целях установления рекламодателя рекламы Челябинское УФАС России направило запросы:

в филиал ГТРК «Южный Урал» о рекламодателе рекламы на телеканале ГТРК «Южный Урал» «Россия 1 - Южный Урал» и на сайте телекомпании, предоставив срок до 6 ноября 2013  года;

владельцу сайта www.74.ru о рекламодателе рекламы и всех рекламных публикациях о компании «Ритм» на указанном сайте с января 2013 года предоставив срок до 1 ноября 2013  года;

ЗАО «Региональный сетевой информационный центр» о регистраторе доменных имен www.ritmcredit.ru и www.ritminvest.ru.

При поступлении ответов на запросы работа по заявлениям будет продолжена.

Вопрос: На мой мобильный телефонный номер поступают рекламные СМС-сообщения, согласие на получение которых я давал. Какие должны быть действия с моей стороны для прекращения поступления рекламы на мой телефонный номер?

Ответ: В силу положений статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством мобильной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Ответственность за данное нарушение несет распространитель рекламы.

Для признания рекламы, распространенной посредством мобильной связи, незаконной, гражданам, обращающимся в антимонопольный орган, необходимо представить:

1. Копию обращения к оператору мобильной связи с письменным отказом от получения SMS-рассылки, направленного по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомление тоже необходимо приложить). Также можно составить отказ в двух экземплярах, один из которых следует передать лично представителю в офисе оператора связи, а второй – с отметкой о вручении (входящий номер, дата, подпись, принявшего лица) – представить в антимонопольный орган.

Эти документы представляются вместе с заявлением, если оператор связи не ответил в течение 1 месяца и продолжает направлять рекламу.

2. Снимки рекламных сообщений с экрана мобильного телефона.

3. Распечатку детализации SMS-сообщений, полученную от оператора связи.

4. Копию договора с оператором на оказание услуг мобильной связи (при наличии).

5. Согласие или несогласие на обработку персональных данных.

Вопрос: Должна ли Администрация города инициировать общее собрание жильцов многоквартирного дома для смены управляющей компании, если более 50% жилых помещений находятся в муниципальном жилом фонде? Или необходимо провести конкурс по выбору управляющей компании?

Ответ: Управление многоквартирным домом, в котором доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса.

Таким образом, в случае если доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет менее 50 %, Администрация вправе инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу смены управляющей компании. В иных случаях Администрация не вправе инициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет 50 % и выше, Администрации необходимо провести конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.

Вопрос: Необходимо ли проведение конкурса в соответствии с конкурентным законодательством, если музыкальная школа передает в прокат музыкальные инструменты родителям учащихся. Инструменты являются государственным имуществом?

Ответ: Действие законодательства о защите конкуренции, регулирующего особенности заключения договоров в отношении государственного имущества, не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, выступают физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность. Передача такого имущества физическим лицам может осуществляться без проведения торгов, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Вопрос: В связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вправе ли государственные и муниципальные заказчики в декабре 2013 года в соответствии с положениями Закона о размещении заказов заключить договор, срок действия которого будет с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года,?

Ответ: Заключение в 2013 году контрактов регулируется Законом о размещении заказов, поскольку в силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом действующим законодательством не запрещено размещение в 2013 году заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, осуществляемых в 2014 году, при условии соблюдения заказчиком положений Бюджетного кодекса РФ.

Вопрос: В документации об аукционе в электронной форме указано, что при выполнении работ можно использовать как указанный в документации материал определенной торговой марки, так и его эквивалент. Однако при заключении по итогам аукциона контракта заказчик исключили из него словосочетание «или эквивалент» и настаивает на выполнении работ с использованием конкретного материала. Правомерны ли действия заказчика, при условии, что победителем аукциона предполагалось использовать материал соответствующий требованиям документации, но имеющий иной товарный знак, чем указан в документации?

Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.

Согласно части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 статьи 9, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9, частью 26.1 статьи 65 Закона о размещении заказов.

Частью 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов установлено, что заказчик направляет участнику размещения заказа, признанному решением аукционной комиссии победителем открытого аукциона в электронной форме, без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.

Частью 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов предусмотрено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.

В соответствии с частью 3 статьи 34, частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.

В случае согласия участника размещения заказа на поставку товара с товарным знаком, указанным в документации об аукционе, сведения о таком предлагаемом товаре включаются в контракт (гражданско-правовой договор), подписываемый сторонами (заказчиком и поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без изменения его условий, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке участника размещения заказа, и цены, предложенной участником размещения заказа по итогам проведения процедуры аукциона.

Заключение контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по результатам проведения торгов с нарушением объявленных условий торгов либо условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд заключается контракт, равно как и изменение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена федеральным законом являются составами административных правонарушений, предусмотренных частями 1,2 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, если участник в своей заявке не указал иной товарный знак, соответственно он согласился с условиями документации, и заказчик должен включить в проект контракта сведения о товарном знаке материала, указанном в документации.

Вопрос: Имеет ли право обособленное подразделение (филиал) проводить самостоятельно по разрешению (согласованию) с вышестоящей организацией запросы котировок и торги?

Ответ: Согласно части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В силу части 3 статьи 55 Гражданского кодекса РФ руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Следовательно, при наличии соответствующей доверенности обособленные подразделения (филиалы) вправе проводить торги и запросы котировок.

Однако следует отметить, что правомерность выбора способа размещения заказа определяется с учетом всех размещенных заказов юридического лица, а не филиала.

Следовательно, в случае нарушения части 2 статьи 10, пункта 14 части 2 статьи 55, статьи 42 Закона о размещении заказов виновные должностные лица будут привлечены к административной ответственности по статье 7.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Вопрос: Распространяется ли действие Закона о размещении заказов на порядок размещения заказа на право заключения контракта на приобретение недвижимости?

Ответ: Закон о размещении заказов распространяет свое действие на правоотношения, в том числе связанные с приобретением товаров для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2012 г. N 5128/12 (далее - Решение ВАС) действие Закона о размещении заказов не распространяется на заключение договоров купли-продажи недвижимого имущества.

Вместе с тем, позиция ФАС России по указанному вопросу, отраженная в Письме от 18.04.2013 № АД/15462/13, выражается в том, что размещение заказов на приобретение недвижимого имущества в соответствии с конкурентными процедурами, предусмотренными Законом о размещении заказов, обеспечит прозрачность в формировании условий сделки по покупке недвижимого имущества государственными и муниципальными заказчиками, а также более эффективное расходование бюджетных средств, в связи с чем рекомендует осуществлять приобретение недвижимого имущества путем проведения конкурентных процедур.

Кроме того, с 1 января 2014 года Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" прямо указывает на необходимость проведения конкурентных процедур в целях приобретения недвижимого имущества или аренды имущества.

Вопрос: Следует ли отклонять котировочную заявку, если в адрес заказчика от одного лица поступило две одинаковых котировочных заявок, направленных в письменном виде и в форме электронного документа?

Ответ: Согласно части 1 статьи 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

В соответствии с частью 3 статьи 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Отклонение котировочной заявки по причине несоответствия требованиям извещения, в части подачи двух котировочных заявок, в то время как в извещении указано, что участник  может подать только одну котировочную заявку, также является необоснованным, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 46 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается. По смыслу указанной нормы под двумя заявками понимаются заявки одного участника, которые содержат различные условия (цену или характеристики товара, предлагаемого к поставке), а не идентичные заявки одного участника, содержащие одинаковые условия.  Следовательно, в случае, если участником направлена одна котировочная заявка дважды ее отклонение неправомерно.

Вопрос: Следует ли отклонять котировочную заявку, если в котировочной заявке не указана фраза «цена является неизменной, за исключение случаев, предусмотренных действующим законодательством», тогда как в извещении о проведении запроса котировок в графе «сведения о включенных в стоимость услуг расходах» данная фраза присутствует?

Ответ: В силу пункта 5 статьи 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).

Информация о том, что цена является неизменной, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, является условием исполнения контракта, о согласии с которым Общество указало в своей заявке. Следовательно, в силу положений законодательства о размещении заказов участник не обязан в своей котировочной заявке указывать на то, что цена контракта является неизменной.

 

Файлы для скачивания

otvety_na_voprosy_postupivshie_na_onlayn-konferenciyu_1_noyabrya_2013_g.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.09 МБ