Арбитражный суд Челябинской области: Челябинское УФАС России правомерно включило ОАО «Ростелеком» в Реестр хозяйствующих субъектов

10 июля 2013 года Арбитражный суд Челябинской области подтвердил правомерность включения Челябинским УФАС России ОАО «Ростелеком» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов. Общество признано доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе на территории г. Челябинска.

При признании доминирующего положения ОАО «Ростелеком» на анализируемом товарном рынке Челябинское УФАС России принимало во внимание специфику исследуемого товарного рынка. Действующее законодательство в области связи, а именно статья 8 Закона о связи предусматривает государственную регистрацию сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений связи. С учетом изложенного территория оказания услуг по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе ограничена наличием каналов телефонной канализации принадлежащих хозяйствующим субъектам на праве собственности.

Челябинским УФАС России установлено, что услуги по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе (для покупателей уже разместивших кабели связи в ЛКСС) не взаимозаменяемы с другими видами аналогичных услуг. Кроме того, согласно опросу потребителей, проведенному Челябинским УФАС России, даже при существенном росте стоимости услуг по размещению кабеля связи в каналах телефонной канализации потребители не заменяют и не готовы заменить услуги по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе на иные способы размещения кабелей связи, в частности на размещение на воздушных опорах, фасадах зданий и т.д. Для потребителей указанных услуг, уже разместивших кабели связи в ЛКСС сторонних организаций, замена способа размещения кабелей связи повлечет убытки на сумму остаточной стоимости несамортизированного имущества.

Строительство собственных линейно-кабельных сооружений связи включает в себя совокупность организационных и технических мероприятий, которые требуют значительных капиталовложений, существенных временных затрат и длительных сроков окупаемости построенных объектов связи. Таким образом, рынок услуг по предоставлению ЛКСС для размещения кабеля связи сторонних организаций на возмездной основе является самостоятельным рынком, поскольку он определен самостоятельными критериями востребованности и специфическими особенностями, отличающими его от иных схожих товаров.

С учетом изложенного, в случае ущемления со стороны ОАО «Ростелеком» интересов покупателей указанных услуг, хозяйствующие субъекты могут обратиться в антимонопольный орган за защитой своих прав.