Челябинское УФАС России не вправе применять меры антимонопольного реагирования к СНТ «Машиностроитель-1» в части установления размера тарифа на электричекую энергию

 

Челябинское УФАС России, рассмотрев заявление гражданина на действия Садоводческого некоммерческого товарищества «Машиностроитель-1», выразившиеся в установлении тарифа на электроэнергию с учетом покрытия затрат на потери в сетях, сообщает следующее.

 

Как следует из заявления, СНТ «Машиностроитель-1» на 2012 год установлен тариф для оплаты электрической энергии в размере 2 рублей 00 копеек.

 

Заявитель просит провести проверку описанных в жалобе действий и применить меры административного воздействия антимонопольного органа в силу ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) являются обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения, предупреждение монополистической деятельности и других нарушений антимонопольного законодательства.

 

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

 

Для того чтобы применить меры антимонопольного реагирования к СНТ «Машиностроитель-1» за нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, последнее должно занимать доминирующее положение на товарном рынке. Как указано в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30, условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара.

 

Также в силу частей 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 

На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» одной их сфер деятельности субъектов естественной монополии является деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

 

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закона об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно- технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

 

Как следует из части 2 статьи 26 Закон об электроэнергетике обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.

 

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое некоммерческое товарищество (потребительский кооператив, партнерство) представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

 

Учитывая сложившуюся судебную практику, положение СНТ «Машиностроитель-1» на рынках по передаче, поставке электроэнергии не может быть признано доминирующим, поскольку данное садовое товарищество не осуществляет деятельность на рынке по передаче и поставке электрической энергии в качестве предпринимательской деятельности, не обладает признаками субъекта естественной монополии, а именно, не имеет утвержденного Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии, а также поставщика энергоресурсов.

 

Таким образом, Челябинское УФАС России не вправе применять меры антимонопольного реагирования к СНТ «Машиностроитель-1» в части установления размера тарифа на электричекую энергию.

 

СНТ «Машиностроитель-1» по отношению к Вам является владельцем объектов энергопринимающих устройств, расположенных на его территории.

 

Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некомерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных) или решение органа управления таким объединением, которые нарушают права и законные интересы члена такого объединения.

 

Из пункта 10 протокола от 18.03.2012 № 2 собрания членов садоводства усматривается, что в настоящее время Вы не являетесь членом СНТ «Машиностроитель-1», следовательно к Вашим отношениям с СНТ «Машиностроитель-1» применяются положения статьи 8 указанного выше закона, согласно которой граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

 

Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения.

 

Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, могут обжаловать в суд решения правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо общего собрания его членов.

 

 

Таким образом, рассматриваемые взаимоотношения с СНТ «Машиностроитель-1» относятся к гражданско-правовым и подлежат разрешению в судебном порядке.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России уведомляет Вас об отказе в возбуждении в отношении СНТ «Машиностроитель-1» дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.