Арбитражный суд Челябинской области подтвердил законность вынесенного Челябинским УФАС России решения о признании действий Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области по принятию Решения от 21.12.2011 № 454-МО

Сфера деятельности: Контроль органов власти

 

Арбитражный суд Челябинской области подтвердил законность вынесенного Челябинским УФАС России решения о признании действий Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области по принятию Решения от 21.12.2011 № 454-МО «Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки на территории Копейского городского округа Челябинской области в 2012 году» противоречащими антимонопольному законодательству.

 

Антимонопольным органом во исполнение поручения руководителя ФАС России «О проведении мониторинга реализации положения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об Основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»» проведен мониторинг муниципальных правовых актов, регулирующих установление значений коэффициента К1, учитывающего вид деятельности предприятия, для арендаторов, осуществляющих розничную торговлю в отдельных муниципальных образованиях, в том числе и в Копейском городском округе. В связи с чем возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Собрания депутатов Копейского городского округа .

На основании Решения Собрания депутатов от 21.12.2011 № 424-МО «Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки на территории Копейского городского округа Челябинской области в 2012 году» на территории Копейского городского округа для арендаторов, осуществляющих на арендуемых земельных участках размещение временных объектов, в том числе павильонов, киосков, летних кафе, торгово — остановочных комплексов установлен коэффициент К1 в размере 7, при этом для розничной торговли, осуществляемой на базе отдельно стоящих капитальных строений (магазины, павильоны) установлен коэффициент 3,2.

Кроме того, указанным решением Собрания депутатов установлены различные значения коэффициента К1 для арендаторов, осуществляющих один вид деятельности: строительство, сдачу в наем нежилое имущество, а также прочие виды деятельности, в том числе организацию служебных автостоянок, в рамках категории «прочие виды деятельности» выделены иные виды деятельности.

В соответствии с пунктом 3 Законом Челябинской области от 24.04.2008 № 257-ЗО «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» значение К1 устанавливается по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,1 до 10 для арендаторов, осуществляющих на арендуемых участках виды деятельности. Виды деятельности, в зависимости от которых устанавливается соответствующее значение коэффициента К1 строго определены Законом о порядке определения размера арендной платы, в их числе розничная торговля, строительство, сдача в наем недвижимого имущества и прочие виды деятельности.

Соответственно у органа местного самоуправления отсутствуют основания определять значения коэффициента К1 для видов деятельности, не предусмотренных Законом о порядке определения размера арендной платы.

Необходимо отметить, что в адрес Главы Копейского городского округа обращалось также Законодательное собрание Челябинской области о том, что отдельные нормы Решения Собрания депутатов не соответствуют Закону о порядке определения размера арендной платы. Так, Решением Собрания депутатов расширен исчерпывающий перечень видов деятельности арендаторов, установленный частью 3 статьи 1 Закона о порядке определения размера арендной платы, для которых органами местного самоуправления городских округов могут быть установлены значения коэффициента К1: строительство разделено на 10 подвидов, в прочих видах деятельности выделено 8 видов, а также розничная торговля разделена в зависимости от вида объекта, в котором осуществляется деятельность, на отдельно стоящие капитальные строения и временные объекты.

Однако Решение Собрания депутатов Копейского городского округа не было приведено в 2012 году в соответствие с действующим законодательством.

По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом сделан вывод о несоответствии Решения Собрания депутатов об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки на территории Копейского городского округа Закону Челябинской области о порядке определения размера арендной платы в части установления значения коэффициента К1, что привело к нарушению Закона о защите конкуренции и Закона о торговле.

Антимонопольным ведомством Собранию депутатов выдано предписание о приведения данного муниципального акта в соответствие с действующим законодательством, а именно положений Решения, в которых установлены различные значения коэффициента К1 для арендаторов, осуществляющих на арендуемых земельных участках один вид деятельности согласно Закону Челябинской области.

Судом подвержен вывод антимонопольного о том, что отдельные положения Решения, в части установления значения коэффициента К1, не соответствуют Закону Челябинской области и являются нарушением части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции, пункта д статьи 15 Закона о торговле, поскольку создают дискриминационные условия отдельным хозяйствующим субъектам осуществления деятельности на рынке, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

1 января 2013 года вступило в силу решение Собрания депутатов от 31.10.2012 № 603, которым установлены значения коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки на территории Копейского городского округа с учетом требований действующего законодательства.

Законность решения и предписания антимонопольного органа подтвердил Арбитражный суд Челябинской области.