Апелляция: ОАО «Челябэнергосбыт» создало препятствия доступу ЗАО «Энергопромышленная компания» на розничный рынок электрической энергии Челябинской области

26 апреля 2012 года Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, который подтвердил законность решения и предписания Челябинского УФАС России в отношении ОАО «Челябэнергосбыт».

 

ОАО «Челябэнергосбыт» занимает доминирующее положение на розничном рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области (за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков).

 

 

29 сентября 2011 года Челябинское УФАС России признало действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в уклонении от заключения соглашения об информационном обмене с ЗАО «Энергопромышленная компания» и создании данному обществу препятствий доступу на розничный рынок электрической энергии Челябинской области, злоупотреблением доминирующим положением на розничном рынке продажи электрической энергии на территории Челябинской области.

 

 

Суды двух инстанций признали, что ОАО «Челябэнергосбыт» как гарантирующий поставщик и смежный субъект оптового рынка, занимающий доминирующее положение на розничном рынке, оказывает определяющее влияние на общие условия обращения товаров, на состав продавцов и покупателей, на вход и выход с розничного рынка электрической энергии хозяйствующих субъектов, поэтому установление доминирующего положения данного общества на оптовом рынке не является необходимым, поскольку в соответствии с Постановлением ВАС РФ установлена тождественность доминирования для оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничного рынка электрической энергии.

 

 

ЗАО «Энергопромышленная компания» (энергоснабжающая организация) намерено было заключить с ОАО «Челябэнергосбыт» (как со смежным объектом оптового рынка) соглашение об информационом обмене в целях осуществления энергоснабжения промышленных предприятий Челябинской области.

 

ОАО «Челябэнергосбыт» неоднократно возвращало соглашение из-за несоответствия ряда условий требованиям коммерческих регламентов. Не согласившись с дополнительными условиями, ЗАО «Энергопромышленная компания» обратилось в конфликтную комиссию при некоммерческом партнерстве «Совет рынка», которая признала только два из двадцати семи обоснованными.

 

 

Несмотря на устранение обоснованных замечаний, соглашение не было подписано из-за несогласия ЗАО «Энергопромышленная компания» с другим алгоритмом расчета штрафа (за несоблюдение в расчетном периоде требований об организации эксплуатации измерительных приборов), предложенным ОАО «Челябэнергосбыт», который не предусмотрен действующим законодательством и является заведомо невыгодным для потребителя.

 

В результате, действия ОАО «Челябэнергосбыт» привели к незаключению соглашения об информационном взаимодействии и, следовательно, созданию препятствий доступу ЗАО «Энергопромышленная компания» на розничный рынок электрической энергии Челябинской области, что нарушает пункт 3 и 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

Согласно пункту 3 и 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, а также создание препятствий к доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.


 

По результатам рассмотрения дела Челябинское УФАС России выдало ОАО «Челябэнергосбыт» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем направления ЗАО «Энергопромышленная компания» соглашения без невыгодного для него алгоритма расчета штрафа.

 

В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ антимонопольный оштрафовал ОАО «Челябэнергосбыт» за злоупотребление доминирующим положением на розничном рынке электрической энергии на 650 000 рублей.

 

В соответствии со статьей 14.31 совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.