Президиум ВАС РФ рассмотрит правомерность Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в г. Челябинске

Президиум ВАС РФ рассмотрит правомерность Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в г. Челябинске

 

17 мая состоится заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа, ранее признавших законными отдельные нормы  Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в г. Челябинске.

 

Напомним, в 2010 году Челябинское УФАС России признало, что некоторые пункты Положения, утвержденного Челябинской городской Думой в 2006 году, нарушают Закон о защите конкуренции и их исполнение может привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции, в том числе необоснованному препятствованию деятельности отдельным хозяйствующим субъектам в сфере оказания ритуальных услуг.

 

Положение предусматривало незаконную передачу муниципальных кладбищ г.Челябинска в ведение специализированной службы. В Челябинске владельцем всех общественных кладбищ стало МУП «Мемориал», в результате чего оно приобрело возможность получения дохода с общественных кладбищ, не относящихся к землям коммерческого пользования, в том числе при регистрации захоронений.

 

Так, несмотря на гарантию государства о бесплатном погребении, которое невозможно осуществить без регистрации захоронений, данная услуга являлась платной. МУП «Мемориал» взимало с граждан плату за регистрацию захоронений на всех общественных кладбищах г. Челябинска в размере 912 руб. Однако антимонопольный орган установил, что данная услуга должна осуществляться органами местного самоуправления или созданными ими бюджетными учреждениями на безвозмездной основе.

 

В результате включения  в Положение норм, наделяющих хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления, предприятие получило возможность диктовать свои условия конкурентам, в том числе путем отказа в разрешении захоронения другим компаниям, в случаях если ими не привлекались к выполнению определенных работ, связанных с захоронением, специалисты МУП «Мемориал».

 

Прокурор Челябинской области обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании частично недействующим данного Положения, поскольку указанные в нем функции относятся к полномочиям органа местного самоуправления и не могут быть переданы хозяйствующему субъекту в силу положений Закона о местном самоуправлении в РФ, Закона о погребении и похоронном деле и Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с нормами Положения к функциям специализированной службы отнесены: ведение журнала захоронений, оформление заказов на кремацию и захоронение урн с прахом, заказов на подготовку могил на родственных участках и закрытых для свободного захоронения кладбищах, захоронение малоимущих граждан или граждан, не имеющих родственников, дача разрешения на захоронение в родственные могилы, на которые отсутствуют родственные документы, или на свободные места в оградах с такими могилами, подготовка образцов оформления участка захоронения для установки памятников и других надмогильных сооружений.

Согласно Положению на хозяйствующий субъект, в ведении которого находится кладбище, возложены: выдача разрешений на предоставление участков под семейные захоронения (склепы) по заявлению родственников умершего, выбор подрядчиков для оказания услуг по благоустройству и содержанию мест захоронений в соответствии с муниципальным заказом, выдача разрешений на производство всех работ на кладбище, связанных с установкой надмогильных сооружений, предъявление требований о сносе надмогильного сооружения, нарушающего пределы участка, за счет лица, за которым зарегистрировано данное место захоронения, предъявление требования к родственникам умершего о ремонте и замене пришедших в ветхость надмогильных сооружений, осуществление хозяйственной деятельности на кладбище, а также ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища, благоустройство мест погребения и санитарное состояние кладбища.

Однако решением Арбитражного суда Челябинской области и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа в удовлетворении заявленных требований было отказано.

 

В связи этим Генпрокуратура РФ в интересах прокурора Челябинской области и Челябинское УФАС России обратились в ВАС РФ с заявлениями о пересмотре в порядке надзора решений вышеназванных судов.

 

По мнению Коллегии судей ВАС РФ, принявшей решение о передаче дела в Президиум ВАС РФ, судами первой и кассационной инстанций не учтено, что возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующих субъектов полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения не предусмотрены Законом о погребении и Законом о местном самоуправлении. Кроме того, в ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции содержится запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

 

Также судами не учтена правовая позиция, отраженная в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 по делу Арбитражного суда Красноярского края, согласно которой нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит законодательству.

 

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что является основанием для их пересмотра в порядке надзора.