"Горячая" линия

«Горячая» линия

10 февраля Челябинское УФАС России провело «горячую» линию по теме «Нарушения антимонопольного законодательства при заключении договоров в сфере тепло-, газо- и энергоснабжения».

Руководитель Челябинского УФАС России А.А. Козлова и специалисты отдела антимонопольного контроля ответили на следующие вопросы:

Я, индивидуальный предприниматель, обратился в ОАО «МРСК Урала» с заявкой на технологическое присоединение. В ответ на моя заявку ОАО «МРСК Урала» выдало мне договор на технологическое присоединение, в котором содержались условия о внесении аванса за технологическое присоединение до момента утверждения платы Государственным комитетом «Единый тарифный орган». Законны ли действия ОАО «МРСК Урала»?

Челябинское УФАС России: Плата за технологическое присоединение подлежит государственному регулированию и устанавливается Государственным Комитетом «Единый тарифный орган» по обращению сетевой организации.

Гражданским кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность для заявителя уплатить аванс сетевой организации за подготовку последней технических условий и проектной документации до момента утверждения индивидуальной платы Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области».

Более того, аванс за технологическое присоединение сетевая организация может включить в договор на технологическое присоединение, но только по согласию с заявителем. В случае отказа заявителя от включения в договор на технологическое присоединение условия об авансе сетевая организация не вправе настаивать на его включении.

Вы можете направить протокол разногласий к договору на технологическое присоединение в ОАО «МРСК Урала», в котором попросите исключить условие об авансе. В случае, если «МРСК Урала» откажет вам в согласовании,  это будет являться нарушением антимонопольного законодательства.

С соответствующим заявлением вы можете обратиться в Челябинское УФАС России.

Я направил заявку на технологичекое присоединение в сетевую организацию. Однако на протяжении уже 2 месяцев я не получаю ответа. В течение какого времени сетевая организация должна мне выслать договор на технологическое присоединение?

Челябинское УФАС России: Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства от 27.12.2004 №861 предусмотрены следующие категории заявителей:

1. заявитель, который является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, суммарная присоединенная мощность энергопримающих устройств которых не превышает 750 кВА (пункт 12 Правил присоединения);

2.       заявитель, который является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт (пункт 12.1 Правил присоединения);

3.       заявитель, направляющий заявку на технологическое присоединение в целях временного технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств для обеспечения электрической энергией передвижных объектов с максимальной мощностью до 100 кВт включительно (пункт 13 Правил присоединения);

4.       заявитель, который является физическим лицом, направляющий заявку на технологическое присоединение в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт (пункт 14 Правил присоединения);

5.       заявитель, который не относится к категории заявителей, указанных в пунктах 12-14 Правил присоединения (пункт 9 Правил присоединения).

Для категории заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 Правил присоединения, пункт 15 данных Правил предусматривает, что сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.

Для категории заявителей, указанных в пункте 9 Правил присоединения, пункт 22 Правил присоединения предусматривает, что сетевая организация обязана в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки направить для согласования проект договора и технических условий.

Для категории заявителей, указанных в пункте 12, 13 Правил присоединения, подпункт 1 пункт 15 и пункт 20 данных Правил предусматривает, что сетевая организация обязана направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки и в течение 15 рабочих дней с даты заключения договора подготовить и выдать заявителю технические условия.

Я, индивидуальный предприниматель, хочу заключить договор энергоснабжения с ОАО «Челябэнергосбыт». Я обратился в ОАО «Челоябэнергосбыт» с  целью заключения договора, после чего получил проект договора энергоснабжения. Не согласившись со всеми условиями договора, я направил ОАО «Челябэнергосбыт» протокол разногласий, где изложил свои претензии. Так, компания требует от меня выплаты компенсации за допуск к моим электроустановкам к системе коммерческого учета должностного лица ОАО «Челябэнергосбыт». С меня требуют 10 тыс. руб. Законны ли их требования?

Челябинское УФАС России: Среди навязывания невыгодных условий договора энергоснабжения наиболее характерным является включение дополнительной ответственности покупателя, прямо не предусмотренной действующим законодательством. В частности, со стороны ОАО «Челябэнергосбыт» неоднократно предпринимались попытки наложения указанных дополнительных платежей (по сути — штрафных санкций) на потребителя. В частности, указанные санкции предусматривали выплату «компенсаций» за нарушение целостности пломб, за недопуск должностного лица ОАО «Челябэнергосбыт» к энергоустановкам потребителя. Относительно целостности пломб речь шла о твёрдой денежной сумме независимо от характера повреждения, а не о стоимости данных пломб. Само по себе обозначение платежей как «компенсации» не меняет их сути, поскольку на самом деле они действительно являются штрафными санкциями: понятие «компенсация» подразумевает возмещение убытков, материального или морального вреда. Кроме того, ОАО «Челябэнергосбыт» произвольно и необоснованно изменяло размер указанных «компенсаций» с 10 000 рублей до 1 000 рублей.

Вследствие неправомерного настаивания на незаконных условиях договора энергоснабжения в силу пункта 3 статьи 540 ГК РФ отношения сторон регулировались ранее заключённым договором купли-продажи электроэнергии (далее — Договор купли-продажи), в котором также содержались невыгодные для абонента условия, не предусмотренные действующим законодательством. Таким образом, продление срока действия Договора купли-продажи на период, когда покупатель чётко выразил свою волю на отказ от незаконных и невыгодных для себя условий нового договора, также свидетельствует о злоупотреблении ОАО «Челябэнергосбыт» доминирующим положением на розничном рынке продажи электрической энергии (без её передачи и распределения).

В нашем многоквартирном домеу становлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, не позволяющий разделить количество тепла на обогрев воды для горячего водоснабжения и отопления. Однако ТСЖ в квитанциях за оплату коммунальных услуг за потребление тепловой энергии выставляет цену по нормативу. Правомерно ли это?

Челябинское УФАС России: В соответствии с ГК РФ и ЖК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

Следовательно, ТСЖ неправомерно выставляет в квитанциях цену по нормативу, чем нарушает антимонопольное законодательство.

С января 2010 года оплата коммунальных услуг значительно увеличилась. Почему антимонопольный орган до сих пор бездействует?

Челябинское УФАС России: В компетенцию антимонопольного органа не входит рассмотрение данных вопросов. Тарифы ЖКХ устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с Государственным комитетом «Единый тарифный орган». Таким образом, для проверки обоснованности роста тарифов необходимо обращаться в «ЕТО».