Челябинское УФАС России выявило нарушение антимонопольного законодательства при обороте алкогольной продукции на региональных рынках

Челябинское УФАС России выявило нарушение антимонопольного законодательства при обороте алкогольной продукции на региональных рынках

Антимонопольная служба признала нормативные акты, регулирующие оборот алкогольной продукции в Нагайбакском муниципальном районе и Озерском городском округе, не соответствующими антимонопольному законодательству.

Челябинское УФАС России установило, что Главой Нагайбакского района и Собранием депутатов Озерского городского округа были утверждены нормативные правовые акты, устанавливающие размер прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15%.

Напомним, что согласно действующему законодательству продажа алкоголя разрешена только при расположении торгового предприятия на определенном расстоянии от мест массового скопления людей и от мест нахождения источников повышенной опасности. В компетенцию органов местного самоуправления входят обязанности по определению продолжительности участка, на котором торговля алкоголем запрещена.

Антимонопольная служба установила, что в нормативных актах Нагайбакского района и Озерского округа установлены неправомерные требования в отношении предприятий, осуществляющих розничную продажу алкоголя, в части размера прилегающей территории.

Нарушение выразилось в том, что для действующих хозяйствующих субъектов ограничительное для торговли спиртными напитками расстояние составляет значительно меньшую продолжительность, чем для вновь созданных. В Нагайбакском районе для уже работающих предприятий оно составляет не менее 20 метров, для строящихся — не менее 100 метров, а в Озерском округе - не менее 40 и 100 метров соответственно. Интересно, что в Озерском городском округе это расстояние измеряется не по всему периметру, а только по прямой линии от центрального входа в детские, образовательные и медицинские учреждения до места продажи спиртных напитков. При этом возникают совершенно абсурдные ситуации, когда непосредственно за зданием школы, на расстоянии еще меньшем, чем указано в нормативных актах, может законно располагаться магазин с алкогольной продукцией.

Челябинское УФАС России в своих решениях признало, что для компаний, являющихся участниками одного рынка, не могут устанавливаться различные требования, поскольку они создают неравные условия для организаций, занимающихся розничной продажей алкоголя, а также ограничивают конкуренцию и свободу предпринимательской деятельности.

По результатам рассмотренных дел Челябинское УФАС России выдало органам местного самоуправления предписания об изменении актов, ограничивающих конкуренцию на рынке розничной продажи алкогольной продукции.