ОБЗОР ПРЕССЫ 24.08.09 — 28.08.09
Autochel.ru
26.08.09
Мария Шраменко
«Лукойл» мухлюет с ценами
|
Федеральный арбитражный суд Уральского округа подтвердил факт ценового сговора между ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ИП Казыханова (торговая марка «Челнефть»), направленного на поддержание завышенной стоимости топлива в Челябинске. А тем временем цена на бензин вновь медленно, но верно растет. Сегодня на челябинских автозаправках «ЛУКОЙЛ» за литр самого ходового Аи-92 придется отдать 21 рубль 30 копеек, тогда как еще неделю назад он стоил 20,75.
|
|
В сентябре прошлого года челябинское УФАС рассмотрело дело в отношении «ЛУКОЙЛа» и «Челнефти» по факту согласованных действий, которые привели к тому, что с января по июнь 2008 года в Челябинске необоснованно повышались цены на топливо. Антимонопольная служба установила, что цены за литр бензина у этих двух компаний становились одинаковыми вплоть до копейки с разницей в один-два дня. УФАС возбудило в отношении них административное дело по статье 14.32 КоАП (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий). Как сообщили в пресс-службе областного управления ФАС, после возбуждения дела цены на бензин «ЛУКОЙЛ» и «Челнефть» были снижены и перестали быть одинаковыми, что лишь подтверждало согласованность действий хозяйствующих субъектов.
Размер штрафа для ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» составил 123,2 миллиона рублей, для ИП Казыхановой – 19 тысяч рублей (для юридических лиц штраф высчитывается исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара). Однако гигант топливного рынка не признал наличие ценового сговора и обжаловал выводы УФАС о наличии согласованных действий. Дело практически год бродило по разным судам, каждый из которых занимал сторону антимонопольщиков. И вот, кассационная инстанция – Федеральный арбитражный суд Уральского округа – подтвердила правомерность вынесенного УФАС решения.
Теперь дело за Арбитражным судом Челябинской области, который должен подтвердить либо опровергнуть законность наложения штрафов. С уверенностью можно предположить, что юристы «ЛУКОЙЛа» сделают все возможное, чтобы отсрочить выплату многомиллионного штрафа, но главное уже доказано – ценовой сговор имел место быть.
Комментировать поражение в Федеральном арбитражном суде представители ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» наотрез отказались. Но уже сейчас есть подозрения, что судебные тяжбы, начавшиеся еще в прошлом году, не остудили пыл крупнейшего игрока топливного рынка Челябинска.
«Несмотря на то, что нашей службой уже дважды – в 2004 и 2006 годах – рассматривались дела по факту согласованности действий ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ИП Казыхановой, – говорит руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова, – в настоящее время ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», ИП Казыханова, а также ИП Азаркевич («Сибнефть») подозреваются в сговоре по повышению цен на горючее в первом полугодии 2009 года и коллективном доминировании на рынке».
Из месяца в месяц представители топливных компаний кормят нас обещаниями, что через пару месяцев розничный рынок начнет реагировать на то и дело дешевеющую нефть. Однако этого не происходит. С весны, когда цены на бензин начали повышаться, и о стоимости 16 рублей за литр пришлось забыть, нефть уже неоднократно дешевела, а значит, производители имели возможность покупать ее по выгодным ценам. Но приходится констатировать, что ценники на автозаправках отчего-то вновь и вновь переписывают в большую сторону.
Кто и какими способами устанавливает цены на бензин в Челябинской области? Несмотря на все старания ФАС, ответы на эти вопросы остаются тайной за семью печатями. Думаю, не сильно погрешу против истины, если предположу, что на этих печатях стоит клеймо «ЛУКОЙЛ».
Южноуральская панорама
25.08.09
Евгений Аникиенко
Кто отдает команду «На взлет»?
В преддверии уборки зерновых цены на горючее снова взлетели до небес, кое-где они уже перешагнули докризисный уровень. После некоторого ценового снижения, сделанного под давлением власти и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), следствие временного падения мировых цен на нефть, — новый виток. Для южноуральского села, пострадавшего от кризиса, засухи и градобоя, это как удар ниже пояса. Почему так происходит? Этим заинтересовались в облуправлении ФАС, где в отношении бензиновых королей возбуждено очередное дело о ценовом сговоре.
За горючкой — в Америку?
Сегодня в адрес президента России, правительства РФ и Федеральной антимонопольной службы поступает множество жалоб по поводу необоснованного роста цен на горючее. Люди требуют ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо. Однако им неизменно отвечают, что действующим законодательством такое регулирование не предусмотрено, цены на нефтепродукты должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
В России (у нас горючее дороже, чем в США!) уровень конкуренции на рынке нефтепродуктов недостаточен, поскольку он контролируется вертикально интегрированными нефтяными компаниями и их структурами.
Опт «потянул» розницу
Реализаторы сетуют, что сегодня на розничных рынках отразился июньский всплеск оптовых цен, когда приходилось покупать горючее по завышенному тарифу. А первое повышение оптовых цен на нефтепродукты нефтяные магнаты сделали еще в январе — феврале 2009 года. Тогда это привело к замедлению снижения розничных цен на горючее. И вот новый ценовой виток оптовиков… Он уже привел к резкому подорожанию бензина и дизельного топлива. А доходность розничной продажи горючего с января по июль, по подсчетам ФАС, даже снизилась. Например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России упала с 6 рублей 91 копейки за литр до 1 рубля 5 копеек. Так кто же все-таки виноват?
По мнению антимонопольщиков, именно нефтяные магнаты, хозяева крупнейших холдингов, в январе—феврале и мае—июне этого года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит, спровоцировали ажиотажный спрос на него у перекупщиков. Отсюда и резкий ценовой взлет на розничном уровне.
Кстати, за 2008—2009 годы ФАС России и ее территориальные органы рассмотрели около 200 дел в отношении российских нефтяных компаний — как в опте, так и в рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушений, наложены штрафы на общую сумму более шести миллиардов рублей. По миллиарду с лишним выложат хозяева холдингов «ТНК-ВР — Холдинг», «НК Роснефть» и «Лукойл». К примеру, «Лукойл», на который приходится главная доля бензинового рынка Челябинской области, в масштабах страны оштрафован более чем на 1,4 миллиарда рублей. А в регионах штрафы на нефтяных королей достигли почти полуторамиллиардного уровня. Десяток решений уже прошли три судебные инстанции и вступили в законную силу.
Монопольный реестр на весах арбитражной фемиды
А как обстоят дела у нас, в Челябинской области? В регионе нефтедобыча не ведется, здесь нет и своих нефтеперерабатывающих заводов. Горючее на Южный Урал везут из Башкортостана (НК Лукойл-Уфимский нефтеперерабатывающий завод»), Пермского края (ООО «Лукойл-Пермьнефтеоргсинтез») и Омской области (ОАО «Сибнефть» — Омский НПЗ). Из Перми и Омска автомобильное топливо везут по железной дороге, а из Башкирии — в цистернах и по трубопроводу, принадлежащему ОАО «Уралтранснефтепродукт».
Ситуация на топливном рынке Южного Урала во многом определяется доминирующим положением вертикально интегрированной нефтяной компании ОАО НК «Лукойл»: у нас ее представляет дочерняя структура холдинга — ООО «Лукойл — Уралнефтепродукт». Эта компания еще в 1996 году была включена в реестр хозяйствующих субъектов, контролирующих более 35 процентов оптовой и розничной торговли горючим.
Правда, «Лукойл» недавно подал в областной арбитражный суд заявление, в коем требует исключить его из реестра доминантов бензинового рынка. По словам помощника директора «Лукойл-Уралнефтепродукта» Аркадия Сафронова, за последние годы положение изменилось, и сейчас доля компании якобы ниже 35 процентов. Однако в антимонопольном ведомстве считают, что «Лукойл» по-прежнему контролирует более шестидесяти процентов местного рынка горючего, а значит, является монополистом.
Останется ли «Лукойл» в реестре доминантов бензинового рынка? В июле областной арбитраж исключил из него стопроцентную дочку этого холдинга — фирму «Лукойл-аэро», у которой было выявлено немало нарушений антимонопольного законодательства в заправочном бизнесе Челябинского аэропорта. А теперь на выход из реестра претендует и «материнская» компания. Но при любом раскладе антимонопольщики намерены довести проверку до конца, и если подозрения подтвердятся, привлечь нарушителей к ответу.
|