ОБЗОР ПРЕССЫ 24.08.09 - 28.08.09

 

ОБЗОР ПРЕССЫ 24.08.09 — 28.08.09
 

Autochel.ru

26.08.09

Мария Шраменко

«Лукойл» мухлюет с ценами
 

Федеральный арбитражный суд Уральского округа подтвердил факт ценового сговора между ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ИП Казыханова (торговая марка «Челнефть»), направленного на поддержание завышенной стоимости топлива в Челябинске. А тем временем цена на бензин вновь медленно, но верно растет. Сегодня на челябинских автозаправках «ЛУКОЙЛ» за литр самого ходового Аи-92 придется отдать 21 рубль 30 копеек, тогда как еще неделю назад он стоил 20,75.

 

В сентябре прошлого года челябинское УФАС рассмотрело дело в отношении «ЛУКОЙЛа» и «Челнефти» по факту согласованных действий, которые привели к тому, что с января по июнь 2008 года в Челябинске необоснованно повышались цены на топливо. Антимонопольная служба установила, что цены за литр бензина у этих двух компаний становились одинаковыми вплоть до копейки с разницей в один-два дня. УФАС возбудило в отношении них административное дело по статье 14.32 КоАП (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий). Как сообщили в пресс-службе областного управления ФАС, после возбуждения дела цены на бензин «ЛУКОЙЛ» и «Челнефть» были снижены и перестали быть одинаковыми, что лишь подтверждало согласованность действий хозяйствующих субъектов.

Размер штрафа для ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» составил 123,2 миллиона рублей, для ИП Казыхановой – 19 тысяч рублей (для юридических лиц штраф высчитывается исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара). Однако гигант топливного рынка не признал наличие ценового сговора и обжаловал выводы УФАС о наличии согласованных действий. Дело практически год бродило по разным судам, каждый из которых занимал сторону антимонопольщиков. И вот, кассационная инстанция – Федеральный арбитражный суд Уральского округа – подтвердила правомерность вынесенного УФАС решения.

Теперь дело за Арбитражным судом Челябинской области, который должен подтвердить либо опровергнуть законность наложения штрафов. С уверенностью можно предположить, что юристы «ЛУКОЙЛа» сделают все возможное, чтобы отсрочить выплату многомиллионного штрафа, но главное уже доказано – ценовой сговор имел место быть.

Комментировать поражение в Федеральном арбитражном суде представители ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» наотрез отказались. Но уже сейчас есть подозрения, что судебные тяжбы, начавшиеся еще в прошлом году, не остудили пыл крупнейшего игрока топливного рынка Челябинска.

«Несмотря на то, что нашей службой уже дважды – в 2004 и 2006 годах – рассматривались дела по факту согласованности действий ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ИП Казыхановой, – говорит руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова, – в настоящее время ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», ИП Казыханова, а также ИП Азаркевич («Сибнефть») подозреваются в сговоре по повышению цен на горючее в первом полугодии 2009 года и коллективном доминировании на рынке».

Из месяца в месяц представители топливных компаний кормят нас обещаниями, что через пару месяцев розничный рынок начнет реагировать на то и дело дешевеющую нефть. Однако этого не происходит. С весны, когда цены на бензин начали повышаться, и о стоимости 16 рублей за литр пришлось забыть, нефть уже неоднократно дешевела, а значит, производители имели возможность покупать ее по выгодным ценам. Но приходится констатировать, что ценники на автозаправках отчего-то вновь и вновь переписывают в большую сторону.

Кто и какими способами устанавливает цены на бензин в Челябинской области? Несмотря на все старания ФАС, ответы на эти вопросы остаются тайной за семью печатями. Думаю, не сильно погрешу против истины, если предположу, что на этих печатях стоит клеймо «ЛУКОЙЛ».
 

Южноуральская панорама

25.08.09

Евгений Аникиенко

Кто отдает команду «На взлет»?

В преддверии уборки зерновых цены на горючее снова взлетели до небес, кое-где они уже перешагнули докризисный уровень. После некоторого ценового снижения, сделанного под давлением власти и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), следствие временного падения мировых цен на нефть, — новый виток. Для южноуральского села, пострадавшего от кризиса, засухи и градобоя, это как удар ниже пояса. Почему так происходит? Этим заинтересовались в облуправлении ФАС, где в отношении бензиновых королей возбуждено очередное дело о ценовом сговоре.

За горючкой — в Америку?
Сегодня в адрес президента России, правительства РФ и Федеральной антимонопольной службы поступает множество жалоб по поводу необоснованного роста цен на горючее. Люди требуют ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо. Однако им неизменно отвечают, что действующим законодательством такое регулирование не предусмотрено, цены на нефтепродукты должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
В России (у нас горючее дороже, чем в США!) уровень конкуренции на рынке нефтепродуктов недостаточен, поскольку он контролируется вертикально интегрированными нефтяными компаниями и их структурами.


Опт «потянул» розницу
Реализаторы сетуют, что сегодня на розничных рынках отразился июньский всплеск оптовых цен, когда приходилось покупать горючее по завышенному тарифу. А первое повышение оптовых цен на нефтепродукты нефтяные магнаты сделали еще в январе — феврале 2009 года. Тогда это привело к замедлению снижения розничных цен на горючее. И вот новый ценовой виток оптовиков… Он уже привел к резкому подорожанию бензина и дизельного топлива. А доходность розничной продажи горючего с января по июль, по подсчетам ФАС, даже снизилась. Например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России упала с 6 рублей 91 копейки за литр до 1 рубля 5 копеек. Так кто же все-таки виноват?
По мнению антимонопольщиков, именно нефтяные магнаты, хозяева крупнейших холдингов, в январе—феврале и мае—июне этого года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит, спровоцировали ажиотажный спрос на него у перекупщиков. Отсюда и резкий ценовой взлет на розничном уровне.


Кстати, за 2008—2009 годы ФАС России и ее территориальные органы рассмотрели около 200 дел в отношении российских нефтяных компаний — как в опте, так и в рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушений, наложены штрафы на общую сумму более шести миллиардов рублей. По миллиарду с лишним выложат хозяева холдингов «ТНК-ВР — Холдинг», «НК Роснефть» и «Лукойл». К примеру, «Лукойл», на который приходится главная доля бензинового рынка Челябинской области, в масштабах страны оштрафован более чем на 1,4 миллиарда рублей. А в регионах штрафы на нефтяных королей достигли почти полуторамиллиардного уровня. Десяток решений уже прошли три судебные инстанции и вступили в законную силу.


Монопольный реестр на весах арбитражной фемиды
А как обстоят дела у нас, в Челябинской области? В регионе нефтедобыча не ведется, здесь нет и своих нефтеперерабатывающих заводов. Горючее на Южный Урал везут из Башкортостана (НК Лукойл-Уфимский нефтеперерабатывающий завод»), Пермского края (ООО «Лукойл-Пермьнефтеоргсинтез») и Омской области (ОАО «Сибнефть» — Омский НПЗ). Из Перми и Омска автомобильное топливо везут по железной дороге, а из Башкирии — в цистернах и по трубопроводу, принадлежащему ОАО «Уралтранснефтепродукт».
Ситуация на топливном рынке Южного Урала во многом определяется доминирующим положением вертикально интегрированной нефтяной компании ОАО НК «Лукойл»: у нас ее представляет дочерняя структура холдинга — ООО «Лукойл — Уралнефтепродукт». Эта компания еще в 1996 году была включена в реестр хозяйствующих субъектов, контролирующих более 35 процентов оптовой и розничной торговли горючим.
Правда, «Лукойл» недавно подал в областной арбитражный суд заявление, в коем требует исключить его из реестра доминантов бензинового рынка. По словам помощника директора «Лукойл-Уралнефтепродукта» Аркадия Сафронова, за последние годы положение изменилось, и сейчас доля компании якобы ниже 35 процентов. Однако в антимонопольном ведомстве считают, что «Лукойл» по-прежнему контролирует более шестидесяти процентов местного рынка горючего, а значит, является монополистом.
Останется ли «Лукойл» в реестре доминантов бензинового рынка? В июле областной арбитраж исключил из него стопроцентную дочку этого холдинга — фирму «Лукойл-аэро», у которой было выявлено немало нарушений антимонопольного законодательства в заправочном бизнесе Челябинского аэропорта. А теперь на выход из реестра претендует и «материнская» компания. Но при любом раскладе антимонопольщики намерены довести проверку до конца, и если подозрения подтвердятся, привлечь нарушителей к ответу.


Фигуранты снова за старое
На розничном рынке автотоплива крупнейшие игроки — это ООО «Лукойл— Уралнефтепродукт», ИП Казыхановаи ИП Азаркевич. «Лукойлу» в регионе принадлежит 101 автозаправка, в том числе 41 — в Челябинске. У предпринимателя Ф. Казыхановой в области 36 АЗС, из которых 23 в Челябинске, а в холдинге ООО «Абиком М» — ИП Азаркевич — соответственно 41 и 10. Недавно в СМИ была опубликована информация, что г-н Азаркевич свой заправочный бизнес продал компании «Газпромнефть», она сейчас проверяется антимонопольным ведомством.
В прошлом году облуправление ФАС признало факт ценового сговора компаниями «Лукойл - Уралнефтепродукт» и ИП Казыханова (Азаркевич, как оказалось, к согласованным действиям непричастен). Цены на дизтопливо, бензин АИ-92 и АИ-95 подскочили в этих фирмах почти одновременно и на одинаковую величину. Согласованные действия на бензиновом рынке, по мнению антимонопольщиков, тогда привели к необоснованно высокой цене на горючее, нанесли немалый ущерб интересам потребителей.


В марте 2009 года облуправление Федеральной антимонопольной службы вновь возбудило весьма схожее дело по признакам нарушений целого ряда статей закона «О защите конкуренции». Его фигуранты — ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ИП Казыханова и ИП Азаркевич. Они подозреваются в установлении не-обоснованно высокой цены и в согласованных действиях на бензиновом рынке.


Колебания цен под монопольным контролем?
Антимонопольщики считают, что с ноября 2008 по январь 2009 года эти компании безо всякого основания завышали цены на бензин и дизельное топливо. По данным облуправления ФАС, при почти двукратном падении мировых цен на нефть снижение стоимости бензина на автоза-правках «Лукойла» составило менее четверти от стоимости горючего. К примеру, если летом прошлого года литр бензина АИ-92 стоил 23 рубля, то в конце зимы — 19.
— К нам поступила масса новых заявлений на необоснованное повышение цен на горючее все теми же фигурантами дела, — говорит заместитель руководителя облуправления ФАС Елена Семено- ва. — Поэтому мы расширили временные рамки проверок до начала августа 2009 года. 19 августа состоялось очередное заседание антимонопольной комиссии, на котором было решено затребовать дополнительные документы и отложить рассмотрение дела на октябрь. Мы по-прежнему усматриваем в действиях этих компаний явные признаки согласованных действий и злоупотребления доминирующим положением на рынке. Причем теперь речь идет уже не только о недостаточном снижении, но и об одновременном повышении цен на горючее.
Прошлогоднее решение ФАС о ценовом сговоре бензиновых королей утвердили областной арбитраж и Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. Сейчас по кассации «Лукойла» и ИП Казыханова дело рассматривает окружной арбитражный суд УрФО в Екатеринбурге.


P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что на вчерашнем заседании арбитражного суда УрФО был вынесен вердикт в пользу антимонопольной службы. Ценовой сговор бензиновых королей в 2008 году подтвержден и на уровне окружной арбитражной Фемиды.



 

Сhel.ru

24.08.09

Алла Скрипова, Наталья Тарнакина

Интернетом - по откатам?

Электронные торги в скором времени станут главной формой размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Ведущий поставщик информации и услуг в сфере электронной торговли – информационное агентство «Трейд.Су» – объявил об открытии филиала в Челябинске. Представители компании заявляют, что предлагаемая система обеспечивает единое экономическое пространство и помогает региональным предприятиям и госорганам оптимизировать закупки. Эксперты Chel.ru в целом приветствуют широкое развитие торгов через Интернет, акцентируя внимание на их открытости и прозрачности. Однако, по мнению специалистов, панацеей от коррупции эта система не станет. Новые формы организации закупок неизбежно повлекут за собой и новые проблемы, в том числе в сфере информационной безопасности, считают эксперты.

Оборот электронной торговли в нашей стране увеличивается с каждым годом. По данным ИА «Трейд.Су», ежедневно в России проходит пять-семь тысяч торгов: запросы котировок, конкурсы и аукционы. На просторах Интернета размещены тысячи электронных площадок. Однако в море информации можно и утонуть. Сведения о конкурсах и аукционах недостаточно систематизированы, а, проще говоря, представлены в хаотичном виде. Не решил проблему и федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу в 2006 году. Поставщики по-прежнему сталкиваются с проблемой поиска информации по закупкам в масштабах страны.

Дело в том, что пока в России действует трехуровневая система официальных сайтов госзакупок: есть официальный интернет-ресурс Российской Федерации, а также отдельные сайты субъектов РФ и муниципальных образований. Размещенные здесь сведения не сводятся воедино, что затрудняет потенциальным участникам доступ к торгам. Не случайно многие предприниматели убеждены, что честно выиграть конкурс невозможно. А президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков оценивает величину «откатов» в 350 миллиардов рублей. Такую сумму бюджеты всех уровней, по мнению чиновника, теряют на госзаказах только за один год.

Система электронных торгов способствует объективному выбору поставщиков и препятствует развитию коррупции, как в госорганах, так и в коммерческих организациях. Уже сейчас, по данным «Трейд.Су», региональные компании составляют около 69 процентов от общего числа участников рынка электронной торговли. Поэтому агентство приняло решение создать сеть представительств в основных областях страны. «Торговая система Trade.su охватывает Россию, Украину, Беларусь и Казахстан. Открытие представительств направлено на укрепление наших позиций в регионах, – сообщил корреспонденту Chel.ru президент ИА «Трейд.Су» Алексей Вансович. – Помимо экономической интеграции важную роль играет внедрение высоких технологий в практику бизнеса на постсоветском пространстве».

ИА «Трейд.Су» – первый игрок, начавший работу с региональными клиентами на местах. Региональная стратегия компании предполагает открытие филиалов агентства в 15 крупнейших регионах России до конца 2009 года. «Наша задача – своевременная информация, обучение поставщиков грамотному участию в госконкурсах и предоставление возможности крупным предприятиям осуществлять закупки в электронной форме на площадке Zakupki.ru, – поясняет директор по маркетингу компании Юлия Волкова. – К самому процессу заключения и исполнения контракта мы отношения не имеем. Зачем здесь лишний посредник?» Среди основных преимуществ для заказчиков представитель «Трейд.Су» называет возможность совершить закупку по минимальной цене – работа с порталом Zakupki.ru позволяет снизить цену на 15-20 процентов по сравнению со среднерыночным предложением. «Когда на практике показываешь директору предприятия, что экономия при использовании электроннозакупочной площадки гораздо выше, чем закупка силами отдела снабжения, где оседает часть его прибыли, то и... – улыбается Юлия Волкова, – доказывать уже ничего не нужно».

Актуальность и востребованность электронных торговых систем отмечает и генеральный директор Межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Дмитрий Мишутин. По его словам, в 2008 году в России состоялось около 42 тысяч торгов в электронной форме на сумму 14,27 миллиарда рублей. «С развитием интернет-технологий можно прогнозировать еще большее проникновение электронных площадок в работу предприятий», – говорит эксперт Chel.ru. Будучи лицом заинтересованным (в системе «Фабрикант» зарегистрировано более 130 участников из Челябинской области; к примеру, 25 августа пройдут аукционы на поставку картриджей для принтеров для областного отделения Пенсионного фонда РФ), г-н Мишутин отказался комментировать сам факт прихода на Южный Урал нового игрока. При этом руководитель «Фабриканта» отметил несомненный положительный момент: «Электронные торги защищают поставщиков от действий недобросовестных заказчиков – от необоснованного отказа в участии в торгах, сговора и так далее. Все операции по закупкам на электронных торговых площадках прозрачны, и это может служить инструментом для выявления коррупционных мотивов при сделках».

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Наталья Сапрыкина только приветствует расширение возможностей для электронных торгов – чем больше игроков, тем лучше. «Процедура урегулирована законом и сегодня, но пока применяется по желанию заказчика, – говорит специалист. – Электронная форма торгов позволит сократить сроки размещения заказа, обеспечит анонимность участников, как между собой, так и для заказчика (а значит, исключит сговор), даст возможность участвовать в аукционах компаниям из других регионов. Только представьте, какие предварительные затраты необходимы потенциальным поставщикам, к примеру, из Владивостока. Кроме того, иногда конкуренты в буквальном смысле преграждают поставщику путь на торги. У нас были случаи, когда участника избили по дороге на конкурс, с помощью милиции забрали документы... На электронных аукционах такое просто невозможно».

В то же время все плюсы и минусы электронных госзакупок будут наглядно видны только после массового применения новой процедуры, считает представитель УФАС. «Пока жалоб на какие-либо нарушения при электронных торгах у нас не было, возможно, потому что процент таких сделок невелик, – отмечает Наталья Сапрыкина. – Но в любом случае приоритетным становится вопрос информационной безопасности. Хакеров сейчас много, наверняка они тоже попытаются «поучаствовать» в онлайн-аукционах. Кроме того, необходимо исключить ситуации, когда участники будут жаловаться: мол, нажимаю кнопку, а моя ставка не проходит...»

В настоящее время правительство РФ определило трех операторов для проведения электронных торгов в рамках федеральных госзакупок. Это ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Москва), ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов». В ближайший месяц к ним добавятся еще два оператора, в последующем они будут отбираться на конкурсной основе. Однако участникам придется внимательно изучать все нюансы конкурсных процедур. Уже сейчас, по словам замруководителя областного УФАС, у разных операторов электронных площадок порядок проведения аукционов отличается.

Организаторы госзакупок также двумя руками голосуют за интернет-торговлю. «Основное преимущество электронных аукционов для предприятий-поставщиков заключается в том, что их представителям не надо собирать множество бумаг и лично присутствовать на торгах. Для заказчика главный «плюс» – большое число участников, что предполагает конкуренцию и заметное снижение цен, – комментирует начальник отдела госзакупок главного управления материальных ресурсов (ГУМР) Челябинской области Сергей Скрынник. – При подведении итогов исключается так называемый человеческий фактор – анализ и выводы делает компьютер. Так что широкое внедрение электронных торгов заметно облегчит труд закупщиков. Да и безосновательных обвинений чиновников в коррупции станет меньше».

Представитель ГУМР сообщил Chel.ru, что электронные торги на Южном Урале ведутся и сейчас, но не очень активно. Так, в 2008 году в Челябинской области состоялось 12 торгов в электронной форме, в этом году – семь. Но причина, по словам Сергея Скрынника, вовсе не в противодействии чиновников. «Мы готовы в разы увеличить количество онлайн-торгов. Но за размещение заявок владельцы электронных площадок берут деньги – в среднем 17 тысяч за лот, – уточняет эксперт. – Даже в «тучные» годы были проблемы с финансированием таких торгов. А кто пойдет на это в кризис?» Именно поэтому распорядители бюджетных средств с нетерпением ждут 2010 года – тогда для них электронные аукционы станут бесплатными. Кроме того, будут сняты ограничения по стоимости лотов (сейчас на онлайн-торги выставляются госзаказы не дороже одного миллиона рублей).

Вице-мэр по экономическому развитию Челябинска Петр Конарев считает, что новая компания может занять свою нишу электронных торгов на рынке города. Самое главное, по мнению чиновника, чтобы оператор правильно себя позиционировал. «Они не должны гарантировать положительный исход торгов тому или другому предпринимателю», – поясняет заместитель главы города. Петр Конарев напомнил, что проведением торгов в Челябинске занимается управление муниципального заказа. Его работу контролирует управление экономического развития. «Что касается мнения о большом снижении коррупции благодаря приходу частного игрока, то в этом плане многое делается и сейчас. Чтобы исключить возможность участия в торгах фирм-однодневок, постоянно пополняется база данных порядочных предпринимателей, – говорит вице-мэр. – При проведении любого конкурса работает комиссия, в которую включены представители самых разных структур, и эта схема исключает возможность нечестного проведения торгов».

Поэтому сотрудничать компании «Трейд.Су», по словам господина Конарева, придется все же с коммерческими структурами. «Вся информация о проводимых конкурсах и аукционах по госзакупкам всегда есть на сайте муниципального заказа, – продолжает чиновник. – Конечно, администрация может обратиться за помощью к этому оператору, если посещаемость их сайта будет больше или речь пойдет о закупках нетрадиционных материалов, которые не производятся в нашем городе». Кроме того, «Трейд.Су» может брать информацию о госзакупках на сайте муниципального заказа, чтобы информировать своих посетителей, но в любом случае компания может выступать лишь как посредник между госструктурами и предпринимателями. «Отдать им полномочия по проведению торгов мы не можем по закону», – добавляет Петр Конарев.