«Предприниматели становятся осторожнее, и выявлять сговор всё сложнее». Интервью Анны Козловой к 20-летию ФАС России

В марте Федеральной антимонопольной службе России исполняется 20 лет. Как ведомство работает в Челябинске с предпринимателями и органами власти? Интервью руководителя Челябинского УФАС Анны Козловой.

В канун юбилея Федеральной антимонопольной службы «Деловой квартал» провёл интервью с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Анной Козловой. Она работает в этой структуре почти с момента основания, возглавляет региональное ведомство с 2006 года. Её ни раз включали в топ самых известных и влиятельных женщин Челябинской области.

Анна Козлова, УФАС: «Предприниматели становятся осторожнее, и выявлять сговор всё сложнее»

Автор фото: Константин Карташкин. Иллюстрация: CHEL.DK.RU

Анна Алексеевна, в честь юбилея принято говорить о достижениях за определенный период. Конечно, за столько лет сделано многое. Какие основные знаковые события можно отметить?

— Создана система защиты конкуренции во всех отраслях экономики. Знаковым моментом нашей истории можно назвать присоединение к Федеральной антимонопольной службе Федеральной службы по тарифам и появление полномочий осуществлять правовое регулирование тарифов. 

В качестве примера приведу дело в сфере поставки и транспортировки газа, когда условия по применению санкций за невыборку и недобор газа были признаны незаконными. Фактически ООО «Челябинскрегионгаз» и ООО «Челябинскгоргаз» навязывали ООО «Мебельбыт» неустойку и штрафные коэффициенты за несанкционированный отбор и невыборку газа. Дело послужило «двигателем» для запрета применения данных требований на законодательном уровне.

Также в знаковые можно отнести дело о координации экономической деятельности контрагентов с использованием цифровой платформы. Интернет-магазин Exist.ru крупного игрока на рынке запчастей установил неравные и незаконные условия для своих партнеров. Компании реализовывали товары через интернет-ресурсы, при этом не могли продавать автозапчасти на в розницу через другие интернет-сервисы и заключать подобные договоры с его конкурентами. В результате решения Челябинского УФАС России компания прекратила такое поведение на рынке.

За серьезные антимонопольные нарушения оштрафованы Google, Apple, Booking.com. Территориальные органы ФАС России реализовывают курс на пресечение злоупотреблений со стороны IT-гигантов. Принятый в прошлом году «пятый антимонопольный пакет» сделает более эффективными меры антимонопольного контроля на современных цифровых рынках и создаст для агрегаторов и маркетплейсов барьеры к злоупотреблениям.

Непростой была ситуация и с регулированием сферы обращения с отходами…

— Челябинская область одной из первых вошла в реформу ТКО, и в законодательстве было много пробелов. Например, мы рассматривали дело об отказе регионального оператора от вывоза мусора после субботников и уборки дворов. Был спор о том, относится ли он к твердым коммунальным отходам. Челябинское УФАС установило, что действия ООО «ЦКС» нарушают интересы управляющих и обслуживающих организаций, поскольку они вынуждены заключать иные договоры и расходовать средства из платы за содержание и ремонт. Такое поведение отражалось и на интересах собственников жилых помещений в МКД: фактически они дважды оплачивали одну и ту же услугу.

Дела о сговорах, в том числе картельных, одни из самых сложных?

— Доказывать нарушения по таким делам крайне сложно. При этом за последние три года мы не проиграли ни одного такого спора.

К сожалению, предприниматели привыкли между собой договариваться о победителе предстоящих торгов. Они зачастую не понимают, что такие действия запрещены законом и отрицательно влияют на экономику.

ФАС России разработан «Антикартельный пакет» законов, содержащий дополнительные меры для выявления и пресечения деятельности картелей. Они направлены на профилактику таких нарушений. Так, с 1 января 2024 г. вступили в силу изменения в законодательство о контрактной системе, предусматривающие обязанность государственных и муниципальных заказчиков при размещении извещения о закупке уведомлять об административной и уголовной ответственности за участие в антиконкурентных соглашениях.

К принятию во втором чтении подготовлены поправки к законопроекту об усилении уголовной ответственности за картели на торгах. В этой же стадии находится законопроект о внесении изменений в КоАП, увеличивающий штрафы за воспрепятствование антикартельным проверкам.

С развитием информационных технологий становится ли сложнее доказывать факты сговора на тех или иных закупках?

— Участники картельных соглашений стали вести себя осмотрительнее и осторожней. Чтобы не оставлять цифровые следы, они уже не подают заявки с одного и того же IP-адреса, одними и теми же специалистами. Однако классические примеры картелей еще встречаются. Например, история с закупкой оборудования для кванториумов. Участники подавали заявки на конкурсы с одного IP-адреса, а затем снижали стоимость контракта, уступая друг другу в торгах.

Чтобы повысить эффективность выявления антиконкурентных соглашений на торгах, ФАС России внедряет цифровые сервисы.

Как складываются ваши взаимоотношения с действующим правительством Челябинской области? 

— У нас конструктивные отношения и с органами власти, и с предпринимателями. Одна из задач государства и антимонопольного ведомства — это поддержка малого и среднего предпринимательства. Мы очень активно работаем с различными бизнес-институтами, у нас сложилась многолетняя практика взаимодействия с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Челябинской области. По нашей инициативе и при его поддержке принят региональный закон, регулирующий размещение нестационарных торговых объектов на территории Челябинской области.

Кажется, перед вами стоит непростая задача: и бизнес направить в русло конкурентной, эффективной работы, и интересы населения защитить. Как достигается этот баланс?

— Мы обсуждаем с бизнесом необходимость ответственного социального ценообразования. Например, предлагаем местным торговым сетям и производителям присоединяться к декларации по сдерживанию цен на продовольственные товары. Инструменты мягкого регулирования доказывают свою эффективность. В настоящее время ценовые соглашения действуют в 34 регионах, а добровольные обязательства на себя приняли свыше 2 200 производителей и продавцов.

В Челябинске такую практику реализует пока только торговая сеть «Метрополис». Ретейлер устанавливает в своих магазинах наценки на продовольственные товары из перечня социально значимых на уровне не выше 10%, а также обеспечивает их наличие на полках. В перечень такой продукции вошли отдельные позиции 12 категорий товаров: куры, сливочное масло, молоко, яйца, сахар, хлеб, овощи «борщевого набора». Компания намерена исполнять декларацию в течение трех лет.

С 1 сентября 2023 г. вступили в силу изменения законодательства в части технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Если раньше на этом рынке работало около 140 компаний, то сейчас только 14 газораспределительных организаций. В связи с этим была создана рабочая группа при губернаторе с участием законодательного собрания. Челябинское УФАС России проверило обоснованность цен. В результате уже выдано два предупреждения о необходимости установления экономически обоснованных цен. Предупреждения находятся в стадии исполнения. Компании идут навстречу.

Поддерживаем отмену возможности субъекта Российской Федерации принимать акты, которые позволяли бы заключать контракты с единственным поставщиком без конкурсных процедур. В прошлом году в Челябинской области таких контрактов было достаточно много, и эффект не всегда был положительным.

От граждан мы получаем около 5 тыс. обращений в год, рассматриваем около 3 тыс. дел об административном правонарушении и дел о нарушении антимонопольного, рекламного законодательства и законодательства о контрактной системе. Рассмотрение обращений по закупкам показывает, что в муниципалитетах уровень профессиональной компетенции представителей органов власти недостаточно высок, они допускают ошибки в конкурсной и аукционной документации. В итоге мы ежегодно имеем около 40% обоснованных жалоб на проведение государственных и муниципальных закупок.

Сегодня мы видим, как активно развиваются предприятия региона, возникают новая кооперационные связи. Меняется ли в связи с этим что-то в вашей работе с ними? Каковы особенности их взаимосвязи, закупок друг у друга? 

— Компании в сфере естественных монополий не меняются. Например, в водоснабжении и водоотведении, подключении к газовым или электрическим сетям конкуренция невозможна.

Активно работаем с администрацией города Челябинска и МУП «ПОВВ» в части приведения Положения о закупке в соответствие с действующим законодательством, так как оно содержит множество оснований для осуществления закупок у единственного поставщика на конкурентных рынках. Для этого должны быть разумные и объективные причины: ограниченный товарный рынок, срочная необходимость в товаре.

Растет количество обращений по присоединению к электрическим и газовым сетям. Мы накладываем штрафы, но эти деньги идут в федеральный бюджет и не решают проблему граждан и предпринимателей. Однако отмечу, что со стороны органов власти нет административных барьеров для техприсоединения объектов к сетям.

 

Анна Козлова, УФАС: «Предприниматели становятся осторожнее, и выявлять сговор всё сложнее» 1

Можете ли вы дать рекомендации бизнесу о том, как не нарушить антимонопольное законодательство, на что следует прежде всего обращать внимание?

— Я бы порекомендовала не бояться обращаться в антимонопольную службу с вопросами. При Челябинском УФАС России работает Общественный совет и Экспертные советы в топливно-энергетического комплекса, рекламе и недобросовестной конкуренции. Участники совета помогают и с экспертным мнением, и с оказанием консультационной помощи.

При нашем управлении работает и Экспертный совет по применению законодательства о контрактной системе. Сейчас, например, мы рассматриваем вопрос размещения закупок по обращению с медицинскими отходами по обращению одного из участников этого рынка. Некоторые медицинские организации заключают контракты по обезвреживанию медицинских отходов, часть которых может быть инфицирована, передают их перевозчикам, но не контролируют, как их утилизируют.

Мы проведем заседание экспертного совета по этой проблеме, пригласим заказчиков этих услуг, представителей прокуратуры, в том числе природоохранной. Кстати, при проведении таких закупок существенно снижается цена контракта, поэтому мы можем предположить, что это влияет на ненадлежащее исполнение обязательств.

ФАС планирует развивать институт медиации, чтобы обратившийся к нам заявитель мог решить вопрос оперативно и без долгих разбирательств. Что-то подобное мы уже делаем в Челябинской области: по некоторым заявлениям создаем рабочие группы и разбираем ситуацию.

Насколько активно бизнес участвует в таких советах?

— В последнее время на такие советы стало выноситься мало вопросов. Предприниматели говорят, что у них практически не остается проблем в этой сфере. Но как нет проблем? Сейчас, например, есть вопросы по организации общественного транспорта. Перевозчикам выданы свидетельства об осуществлении регулярных перевозок сроком до 2025-2026 гг. При этом Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области устанавливает маршруты по регулируемому тарифу, траектория движения которого преимущественно проходит по уже существующему маршруту. 

Методика формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения предполагает устранение необоснованного дублирования маршрутов регулярных перевозок пассажиров. Однако дефиниции «дублирующего» в законе нет. Надеемся, что взаимодействие антимонопольного органа с Законодательным собранием, Уполномоченным по правам предпринимателей и Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области приведет к устранению данного пробела.

Вы входите в топ самых влиятельных женщин Челябинской области. Что это значит для вас?

— Эксперты доверяют антимонопольному органу, поскольку он один из самых открытых органов власти. Не зря Челябинское УФАС России неоднократно входило в десятку лучших в стране.

Нередко нам задают вопрос: а есть ли у вас нормативы по сбору штрафов? У нас есть система оценки деятельности территориальных органов, но они направлены не на количество, а на качество работы. Если территориальный орган ФАС России вынес определенное количество решений и потом в суде их проиграл, значит недостаточно проработал доказательную базу. Если низкий уровень уплаты штрафов, значит орган не доадминистрировал и не довел дело до конца, нарушитель остался безнаказанным и сможет повторно нарушить.

Достичь высоких результатов можно, пожалуй, только в сильной профессиональной команде. Какие у вас есть корпоративные традиции?

— На мой взгляд, за всё это время мне удалось создать сильную команду. Многие сотрудники работают более 10 лет. У нас сложился очень активный, инициативный, работоспособный коллектив. Я сама такой человек, всегда стремлюсь развиваться, двигаться вперед, внедрять новые и современные подходы в работе, в том числе IT-технологии.

Есть такая поговорка: два юриста — три мнения. У нас так же: в каждой ситуации есть несколько сторон, и нужно взвесить все факторы, просчитать возможные последствия и принять решение. Тут главное не навредить, а помочь в решении проблемы.

Участвуем в благотворительных акциях и в формировании гуманитарной помощи в зону СВО. В ФАС России проводится конкурс «Академия #ЛИДЕРЫФАС». Мы принимаем в нем активное участие. Секрет успеха — оптимизм и активность.