Итоги деятельности Челябинского УФАС России в 2023 году

В 2023 году Челябинским УФАС России рассмотрено 4921 (4843 – в 2022 году) обращения и заявления хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Из них:

  • 387 (376) заявлений по признакам нарушения антимонопольного законодательства;
  • 582 (404) заявлений по нарушениям правил техприсоединения к энерго-,  тепло-, водо- и газовым сетям;
  • 214 (344) заявлений по признакам нарушения законодательства о рекламе;
  • 2249 (2371) жалоб, заявления и обращения по законодательству о контрактной системе;
  • 342 (360) жалобы на заказчиков при проведении различных обязательных   торгов, рассматриваемых в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции;
  •  48 (55) обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков по корпоративным закупкам и иным торгам;
  • 0 (2) ходатайств и уведомлений о предоставлении государственной и муниципальной преференций;
  • 6 (3) заключений о создании унитарного предприятия;
  • 0 (0) обращений и уведомлений по экономической концентрации;
  • 15 (25) обращений о согласовании изменений концессионных соглашений;
  • 1079 (903) обращений на рост цен на продукты питания, лекарственные препараты, нефтепродукты, сжиженный газ и услуги естественных монополий, а также обращений посредством электронных средств по разъяснению применения антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о закупках и закона о торговле, а также по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг ЖКХ, в том числе роста тарифов, транспорта и иных, которые не только направлены по подведомственности, но по ним даны разъяснения по поставленным вопросам. Из них, 373 обращения перенаправлены в другие органы.

Общее количество обращений практически не изменилось и составило в 2023 году 4921 (4843 в 2022 году).

Стабилизировалось количество обращений на нарушения антимонопольного законодательства в 2023 году: поступило 387 обращений (376 в 2022 году). Сократилось количество жалоб участников закупок на нарушения законодательства о   контрактной системе с 638 в 2022 году до 532 в 2023 году в связи с расширением прав заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика, сокращением жалоб профессиональных жалобщиков.

В 2023 году увеличилось количество обращений на недобросовестную конкуренцию с 35 обращений в 2022 году до 46.   

Не первый год наблюдается тенденция снижения количества обращений на злоупотребление доминирующим положением: с 212 обращений в 2022 году до 168 в 2023 году, однако как всегда в большинстве случаев отказано по следующим причинам: находятся вне компетенции антимонопольного органа, например, в сфере ЖКХ и тарифообразования, либо обращения касаются нарушений правил техприсоединения, которые не являются нарушениями антимонопольного законодательства. Так, отказано по 157 обращениям (201 в 2022 году). 

Значительно выросло количество жалоб на нарушение правил техприсоединения  к электросетям и газовым сетям: с 404 в 2022 году до 582 в 2023  году, большинство из которых на техприсоединение к электрическим сетям.

Снизилось количество обращений по рекламе: с 344 в 2022 году до 214 в 2023 году.       

    1. Антимонопольный контроль

На протяжении последних лет отмечалось снижение количества обращений в антимонопольный орган на нарушения антимонопольного законодательства. В 2022-2023 годах количество обращений стабилизировалось и составило 376 и 387 соответственно.

Большинство обращений составляют обращения на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию (злоупотребление доминирующим положением, особенно в сфере деятельности естественных монополий: электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение и газоснабжение и ценообразование, обращение с твердыми коммунальными отходами и антиконкурентные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, особенно в сфере государственных и муниципальных закупок). Выросло количество обращений на антиконкурентные акты и действия органов власти.

Сократилось количество возбужденных дел и вынесенных предписаний. Так, в 2023 году всего возбуждено 22 дела (28 в 2022 году), признано 16 фактов нарушений антимонопольного законодательства (14 в 2022 году), в 4 случаях выданы предписания (8 в 2022 году).

Положительно работает институт предупреждений и предостережений, большинство из которых на территории Челябинской области исполняются. Всего в 2023 году выдано 48 предупреждений (53 в 2022 году), большинство из которых исполнены. Выдано 266 предостережений (6 в 2022 году). Возбуждено 10 дел в связи с неисполнением предупреждений (6 дел в 2022 году).

Из 48 выданных в 2023 году предупреждений 6 выдано по фактам злоупотребления доминирующим положением (9 в 2022 году), 11 по недобросовестной конкуренции (9 в 2022 году), 29 по антиконкурентным актам и действиям органов власти (36 в 2022 году).       

1.1. Значительно снизилось в 2023 году количество обращений на злоупотребление доминирующим положением –168 (212 в 2022 году), большинство из которых - 157 (203 в 2022 году) завершилось отказом в возбуждении дела ввиду отсутствия нарушения и доказательств нарушения: с 5 в 2022 году до 6 в 2023 году, признано 3 нарушения (2 в 2022 году). Выдано как и в прошлом году 1 предписание.

За злоупотребление доминирующим положением в 2023 году дел об административных правонарушениях не возбуждалось (6 в 2022 году), следовательно, не выдано постановлений, (выдано 5 в 2022 году на сумму 2 млн 958 тыс руб., уплачено 3 млн 888,8 тыс. руб., в т.ч. с прошлого периода).

1.2. Выявление и пресечение антиконкурентных, в т.ч. картельных соглашений, является приоритетным направлением деятельности антимонопольных органов на ближайшие годы. Имеет место рост обращений, большинство из которых связано со сговорами на торгах - с 13 обращений в 2022 году до 19 в 2023 году, количество возбужденных дел, как и в прошлом году - 5, признано 5 нарушений (2 в 2022 году). Не выдано предписаний (4 - в 2022 году).

По антиконкурентным соглашениям органов власти и хозяйствующих субъектов незначительно снизилось количество обращений и составило - 15 (16 в 2022), возбуждено – 1 дело (3 дела в 2022 году), признано, как и в прошлом году 1 нарушение, не выдано предписаний (1 предписание в 2022 году).

Всего за антиконкуретные соглашения возбуждено 25 дел об административных правонарушениях в отношении виновных юридических и должностных лиц (62 в 2022 году), вынесено 14 постановлений (56 в 2022 году) на сумму 5 млн 943 тыс.  руб. (38 млн 300 тыс. руб. в 2022 году), уплачено 0 тыс. руб. (7 млн 961 тыс. руб. в 2022 году).

1.3. Количество обращений по фактам недобросовестной конкуренции значительно выросло: с 35 в 2022 году до 46 в 2023 году, выдано 11 предупреждений (9 в 2022 году), как и в прошлом году все исполнены.

Выросло количество возбужденных дел по недобросовестной конкуренции. Возбуждено 5 дел (3 дела в 2022 году), предписаний,как и в прошлом году, не выдано.

Возбуждено 2 дела об административном правонарушении за недобросовестную конкуренцию (8 в 2022 году) в отношении виновных должностных и юридических лиц, вынесено 2 постановления о наложении штрафа (7 в 2022 году) на сумму 62,0 тыс. руб. (348 тыс. руб. в 2022 году), уплачено 74,0 тыс. руб. (228,0 тыс. руб. в 2022 году).

1.4. В 2023 году значительно увеличилось количество обращений на акты и действия органов власти, соглашения, ограничивающие конкуренцию: поступило 130 обращений (88 в 2022 году), выявлено 31 нарушение (34 в 2022 году), устранено 14 нарушений (23 в 2022 году) путем исполнения предупреждений, возбуждено всего 8 дел (13 дел в 2022 году) по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении органов власти.

Количество выданных органам власти предупреждений в связи с принятием актов или действий\бездействий, ограничивающих конкуренцию снизилось с 36 в 2022 году до 29 в 2023 году, большая часть предупреждений исполнена (14) или находится в стадии исполнения и связаны с передачей муниципального имущества (сетей водоснабжения и теплоснабжения) с нарушением действующего законодательства.  Не исполнено 3 предупреждения (5 в 2022 году), вследствие чего возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства и 1 дело по неисполненному предупреждению по нарушению, выявленному по инициативе антимонопольного органа, выдано 3 предписания (4 в 2022 году), по 3 нарушениям вынесены решения о признании нарушения без предписаний.

Возбуждено 9 дел об административных правонарушениях за принятие актов и действий, ограничивающих конкуренцию в отношении должностных лиц органов власти (4 дела в 2022 году). Вынесено 6 постановлений о привлечении к административной ответственности (0 в 2022 году) на сумму 90,0 тыс. руб. (0 тыс. руб. в 2023 году), уплачено 60 тыс. руб. (30 тыс. руб. в 2022 году).

Большинство нарушений связано с актами и действиями органов власти на рынке регулярных пассажирских перевозок и передачей сетей (водо- и теплоснабжения) хозсубъектам в аренду без торгов. 

1.5. Значительно выросло количество обращений на нарушение Правил подключения к сетям. В 2023 году рассмотрено 582 обращения на нарушения Правил подключения к электрическим, газовым сетям, сетям тепло- и водоснабжения (404 в 2022 году), возбуждено 413 дел об административных правонарушениях (293 в 2022 году), выдано 235 постановлений о наложении штрафа (87 в 2022 году) на сумму 107 млн 410 тыс. руб. (33 млн 720 тыс. руб. в 2022 году) уплачено штрафов 56 млн 130 тыс. руб. (почти 9 млн руб. 600 тыс. руб. в 2022 году), вынесено 2 устных замечания (10 в 2022 году). Перовое место занимают обращения на нарушения правил присоединения к электрическим сетям, второе место – к газовым сетям.

1.6. Активно предпринимателями используется механизм короткого обжалования действий организаторов торгов, заказчиков и комиссий при проведении различных обязательных торгов, рассматриваемых в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Всего в 2023 году поступило 342 жалобы (360 в 2022 году), 161 жалоба (173 в 2022 году) возвращены заявителям в связи с отсутствием подписи и несоответствием оснований обращений с жалобой, или перенаправлены по подведомственности, а также отозваны заявителем. Рассмотрена 181 жалоба (205 в 2022 году), признаны обоснованными 71 (70 в 2022 году). Таким образом, около 25 % жалоб от рассмотренных являются обоснованными.

Из 181 рассмотренной жалобы большинство – 108 - по нарушениям Закона о закупках (155 в 2022 году), признаны обоснованными 39 жалоб (45 в 2022 году), выдано 35 предписаний (33 - в 2022 году).

В отношении виновных юридических и должностных лиц, нарушивших Закон о закупках, возбуждено 200 дел об административных правонарушениях (81 в 2022 году), вынесено 29 постановлений о наложении штрафа (18 в 2022 году) на сумму 603,0 тыс. руб. (264,0 тыс. руб. в 2022 году), уплачено штрафов на сумму 188,0 тыс. руб. (351.0 тыс. руб. в 2022 году), вынесено предупреждений 153 (60 в 2022 году).

Значительное количество жалоб составляют жалобы на нарушения порядка проведения торгов, заказчиками или организаторами которых являются органы власти. Наиболее часто обращались с жалобами на торги по выбору перевозчика, аренде, продаже земельных участков и торги по продаже арестованного имущества.

В 2023 году рассмотрено 60 (57 в 2022 году) жалоб в отношении заказчиков, организаторов торгов - органов власти, 33 жалобы признаны обоснованными (34 жалобы в 2022 году).

Возбуждено 48 дел об административных правонарушениях в отношении органов власти и виновных должностных лиц за нарушение порядка организации и проведения торгов (19 в 2022 году). Выдано 6 постановлений о наложении штрафа (8 в 2022 году) на сумму 79,0 тыс. руб. (119,0 тыс. руб. в 2022 году), уплачено 109,0 тыс. руб. (246,0 тыс. руб. в 2022 году), вынесено 42 предупреждения (8- в 2022 году).

1.7. Несмотря на активное адвокатирование конкуренции Челябинским УФАС России, большинство обращений по признакам нарушений антимонопольного законодательства (как полагают заявители) завершается отказом в возбуждении дела, перенаправлением по подведомственности либо разъяснением порядка обращения по обжалованию в сфере тарифного регулирования. Это связано с незнанием гражданами и предпринимателями законодательства и полномочий антимонопольного органа, а также непониманием различий в полномочиях антимонопольного органа и Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и ГЖИ Челябинской области.

     Справочно:

В 2016 году вступили поправки в Закон о защите конкуренции, исключающие из полномочий антимонопольных органов рассмотрение обращений граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью. Антимонопольным органом рассматриваются обращения граждан-потребителей на действия хозсубъектов, занимающих доминирующее положение, которые нарушают права неопределенного круга потребителей.

Кроме того, в связи с передачей полномочий по ценовому регулированию естественных монополий и некоторых других сфер экономической деятельности антимонопольному органу граждане и регулируемые субъекты могут обращаться по вопросам нарушения установленного действующим законодательством порядка ценообразования на регулируемые виды деятельности, товары и услуги в Центральный аппарат ФАС России.          

    2. Контроль рекламного законодательства

Снизилось количество обращений по нарушениям рекламного законодательства – с 344 в 2022 году до 214 в 2023 году. Большинство заявлений касается ненадлежащей СМС-рекламы. При этом большая часть обращений не содержит фактических данных для принятия мер реагирования, либо имелось согласие абонента на получение звонков. Значительно снизилось количество возбужденных дел - с 97 дел по признакам рекламного законодательства в 2022 году до 83 дел в 2023 году, признано 78 фактов нарушений (93 в 2022 году), выдано 34 предписания (62 в 2022 году).

Возбуждено 94 дела (158 в 2022 году) об административном правонарушении, вынесено 82 постановления о наложении штрафа (52 в 2022 году) на сумму 2 млн 393,0 тыс. руб. (2.392, 0 тыс. руб. в 2022 году), уплачено 1 млн 616,0 тыс. руб. (1,616 тыс. руб. в 2022 году), вынесено 3 (100 в 2022 году) предупреждения.

    3. Контроль соблюдения законодательства о контрактной системе

Значительно снизилось общее количество обращений в антимонопольный орган на нарушения законодательства о контрактной системе, в основном за счет снижения жалоб в связи с изменениями действующего законодательства в части расширения прав заказчика на закупки у единственного поставщика. Так, в 2023 году поступило всего обращений 2249 (2371 - 2022 году), из них жалоб участников закупки – 532 (638 в 2022 году), из которых отозвано или возвращено 93 жалобы (246 в 2022 году), рассмотрено 439 жалоб (392 в 2022 году). Из 339 рассмотренных жалоб, 174 жалобы, как и в прошлом году, признаны обоснованными. За время применения законодательства о госзакупках процент обоснованных жалоб составлял от 48 до 51%, так, в 2015 - 2017 годах - 39-40%, в 2018 году 44%, в 2019 году 45%, в 2020 году- 37%. В 2021году - 43%. В 2022 году 44%. В 2023 году 40%. Таким образом, количество обоснованных жалоб незначительно сокращается.

Сократилось количество обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков с 584 в 2022 году до 425 в 2023 году, включено 111 субъектов (129 в 2022 году).  Всего находится в реестре на начало 2024 года 251 лицо.

В связи с ростом обращений от граждан и представителей общественного контроля значительно увеличилось количество внеплановых проверок закупок: с 428 в 2022 году до 649 в 2023 году, в ходе которых проверено 652 (1258 закупок в 2022 году), 20% из которых с нарушениями (13% в 2023 году). Виновные лица привлечены к ответственности.

По результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок в 2023 году выдано 184 предписания (156 предписаний в 2022 году).

В связи с снижением количества жалоб снизилось и количество дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства о контрактной системе. Так, в 2023 году в отношении 337 должностных лиц заказчика или членов комиссий (440 в 2022 году) возбуждены дела об административных правонарушениях, сумма наложенных штрафов – 2 млн 545,0 тыс. руб. (1 млн 555,0 тыс. руб. в 2022 году), уплачено почти 1 млн 452,0 тыс. руб. году (почти 2 млн 400 тыс. руб. в 2022 году).

    4. Административная практика

Всего Челябинским УФАС России в 2023 году, в т.ч. в результате рассмотрения заявлений, проведения внеплановых проверок возбуждено производство по 1889 (1789 в 2022 году) делам о нарушениях антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о закупках и правил техприсоединения, в результате рассмотрения которых выдано 307 предписаний (274 в 2022 году) и 48 предупреждений (53 в 2022 году), 266 предостережений (6 в 2022 году).

За нарушение антимонопольного, рекламного, законодательства, законодательства о закупках и о торговой деятельности рассмотрено 1188 (1084 в 2022 году) дел об административных нарушениях, по итогам рассмотрения которых вынесено  521 (371  в 2022 году) постановление о наложении штрафа на сумму 119 млн 610,0 тыс. руб. ( 79 млн 705,0 тыс. руб. в 2022 году), взыскано штрафов на сумму 64 млн 318, 0 тыс. руб. (почти 40 млн. руб. в 2022 году), в связи с либерализацией административной ответственности штраф заменен на предупреждение в 430 случаях ( 493 в 2022 году), прекращено в связи с малозначительностью правонарушения  24 дела   (17 в 2022 году).

Представители Челябинского УФАС России приняли участие в 815 (886 в 2022 году) заседаниях Арбитражного суда и около 200 (180 в 2022 году) заседаниях в судах общей юрисдикции.