Челябинским УФАС России возбуждено дело в отношении ПАО «Банк Синара»

В феврале 2023 года в Челябинское УФАС поступило заявление физического лица о том, что на его телефонный номер приходят смс-сообщения с рекламой услуг ПАО «Банк Синара» без его согласия

 

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

 

По результатам рассмотрения материалом Челябинским УФАС России было установлено, что при оформлении заявки на получение услуг банка потребитель должен подписать согласие на обработку его персональных данных (кредитной истории, биометрических данных) и заключение кредитного договора. Однако в тексте этого согласия был указан пункт о том, что клиент соглашается на получение рекламной рассылки от банка.

 

Челябинское УФАС России сообщает, что согласно позиции ФАС России, согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и влечет нарушение указанного требования статьи 18 Федерального закона «О рекламе», поскольку не позволяет подтвердить волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

 

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 8.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указывается, что, поскольку Законом о рекламе не определен порядок и форма получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, согласие может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

 

Между тем, согласие абонента на получение рекламы должно четко содержать волеизъявление лица на получение рекламы. В случае отсутствия четкого волеизъявления абонента реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента.

 

Таким образом, при даче согласия клиента на обработку его персональных данных должна быть предусмотрена отдельная галочка, предусматривающая согласие или отказ от рекламной рассылки.

 

По результатам рассмотрения предоставленных заявителем материалов и полученных пояснений Челябинским УФАС было возбуждено дело в отношении ПАО «Банк Синара».

 

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 14 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.