Шаблон карты-рисков для органов власти и органов местного самоуправления
В целях разработки и внедрения качественной карты комплаенс-рисков органами власти и органами местного самоуправления Челябинской области, направленной на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, Челяблинское УФАС России предлагает для определения антимонопольных рисков использовать разработанный шаблон карты-рисков.
Карта комплаенс-рисков
для органов власти и органов местного самоуправления
Уровень риска | Вид риска (описание) | Причины и условия возникновения (описание) | Общие меры по минимизации и устранению рисков | Наличие (отсутствие) остаточных рисков | Вероятность повторного возникновения рисков |
Высокий
| Заключение антиконкурентного соглашения, в том числе на торгах, ограничение конкуренции при проведении торгов
| 1. Наличие конфликта интересов у сотрудника, ответственного за проведение торгов; 2. Отсутствие внутриведомственных регламентов и правил, определяющих порядок поведения сотрудник; 3.Ошибочное применение специалистами норм антимонопольного законодательства; 4. Отсутствие достаточной квалификации у специалистов; 5. Высокая нагрузка на специалистов. | 1. Доведение до сведения работников правовых позиций ФАС России и территориальных органов и судебной практики; 2. Проведение мероприятий по предотвращению конфликта интересов у работника 3. Повышение правовой грамотности сотрудников;
| Имеется/не имеется | Присутствует/ не присутствует |
Высокий
| Координация заказчиками деятельности участников торгов, приводящей к ограничению конкуренции: - создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах; - нарушение порядка определения победителя электронных торгов; - завышенные требования к предмету закупки и к ее участникам, требования о предоставлении документов, не предусмотренных документацией о закупке и подобные нарушения порядка проведения закупочных процедур | 1. Наличие конфликта интересов у сотрудника, ответственного за проведение торгов; 2. Отсутствие внутриведомственных регламентов и правил, определяющих порядок поведения сотрудника; 3. Ошибочное применение специалистами норм антимонопольного законодательства; 4. Отсутствие достаточной квалификации у специалистов.
| 1. Доведение до сведения работников правовых позиций ФАС России и территориальных органов и судебной практики; 2. проведение мероприятий по предотвращению конфликта интересов у работника; 3. Повышение правовой грамотности сотрудников; доведение до сведения работников правовых позиций ФАС России и территориальных органов и судебной практики; 4. Разработка и внедрение соответствующих регламентов для сотрудников. |
|
|
Высокий
| Предоставление преференций | 1. Недостаточный уровень внутреннего контроля; 2. Недостаточный уровень квалификации специалистов; 3. Наличие конфликта интересов; 4. Несоблюдение требований Закона о защите конкуренции; 5. Отсутствие внутриведомственных регламентов | 1. Повышение профессиональной подготовки работников, обучение сотрудников; 2. Повышение эффективности процесса управления; 3. Проведение мероприятий по предотвращению конфликта интересов у работника (не включение работника в состав комиссии и т.п.); 4. Доведение до сведения работников правовых позиций ФАС России и его территориальных органов и судебной практики; 5. Разработка и внедрение соответствующих регламентов для сотрудников. |
|
|
Высокий
| Обеспечение работы совещательных органов, комиссий, принимающих решения (рекомендации) о предоставлении государственной поддержки; проведение конкурсов на получение грантов, субсидий | 1. Недостаточный уровень внутреннего контроля; 2. Недостаточный уровень квалификации специалистов; 3. Наличие конфликта интересов; 4. Отсутствие внутриведомственных регламентов и правил, определяющих порядок поведения сотрудника, ответственного за проведение торгов, входящего в состав комиссии. | 1. Повышение профессиональной подготовки работников, обучение сотрудников; 2. Повышение эффективности процесса управления; 3. Проведение мероприятий по предотвращению конфликта интересов у работника (не включение работника в состав комиссии и т.п.).
|
|
|
Сущест-венный
| Создание и курирование подведомственных учреждений | 1. Недостаточный уровень внутреннего контроля; 2. Недостаточный уровень квалификации специалистов; 3. Несоблюдение требований действующего законодательства, в том числе Закона о некоммерческих организациях, БК РФ и т.д. | 1. Повышение профессиональной подготовки работников, обучение сотрудников; 2. Повышение эффективности процесса управления; 3. Доведение до сведения работников правовых позиций ФАС России и его территориальных органов и судебной практики; 4. Совершенствование механизмов внутреннего контроля. |
|
|
Сущест-венный Незначительный
| Нарушение порядка предоставления муниципальной услуги, которое может привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции (например, запрос дополнительных документов, нарушение сроков предоставления муниципальной услуги и т.д.) | 1. Недостаточный уровень внутреннего контроля; 2. Недостаточный уровень квалификации специалистов; 3. Высокая нагрузка сотрудников; 4. Наличие конфликта интересов; 5. Отсутствие регламента предоставления конкретной муниципальной услуги; 6. Ослабление контроля за предоставлением муниципальной услуги. | 1. Повышение профессиональной подготовки работников, обучение сотрудников; 2. Повышение эффективности процесса управления; 3. Проведение мероприятий по предотвращению конфликта интересов у работника (не включение работника в состав комиссии и т.п.); 4. Осуществление текущего контроля предоставления муниципальной услуги; 5. Совершенствование механизмов контроля; 6. Разработка НПА, регламентирующих порядок предоставления определенной муниципальной услуги. |
|
|
Сущест-венный Незначи-тельный | Необоснованный отказ в предоставлении муниципальной услуги | 1. Недостаточный уровень внутреннего контроля; 2. Недостаточный уровень квалификации специалистов; 3. Высокая нагрузка сотрудников; 4. Наличие конфликта интересов; 5. Ослабление контроля за предоставлением муниципальной услуги. | 1. Повышение профессиональной подготовки работников, обучение сотрудников; 2. Повышение эффективности процесса управления; 3. Осуществление текущего контроля предоставления муниципальной услуги; 4. Проведение мероприятий по предотвращению конфликта интересов у работника; 5. Совершенствование механизмов внутреннего контроля.
|
|
|
Высокий
| Не предусмотренное законодательством о контрактной системе ограничение доступа к участию в закупках товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, проводимых конкурентными способами
| 1.Ошибочное применение специалистами антимонопольного и бюджетного законодательства; 2. Отсутствие достаточной квалификации у специалистов; 3.Высокая нагрузка на специалистов | 1. Повышение правовой грамотности сотрудников; 2. Доведение до сведения работников правовых позиций ФАС России и территориальных органов и судебной практики; 3. Повышение эффективности процесса управления. |
|
|
Высокий
| Нарушение при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд путем выбора способа определения поставщика, повлекшее за собой нарушение антимонопольного законодательства | 1.Использование способа определения поставщика, повлекшее за собой необоснованное сокращение числа участников закупки; 2.Отсутствие достаточной квалификации у специалистов; 3. Высокая нагрузка на специалистов. | 1.Повышение правовой грамотности сотрудников; 2. Доведение до сведения работников правовых позиций ФАС России и территориальных органов и судебной практики; 3. Повышение эффективности процесса управления. |
|
|
Высокий
| Нарушение антимонопольного законодательства при проведении аукционов (торгов) на право заключения договора аренды (безвозмездного пользования) муниципального имущества (за исключением земельных участков)
| 1.Несвоевременное опубликование извещения проведении торгов; 2. Неполные сведения в извещении о проведении торгов (отсутствие технических условий, неверно указаны реквизиты для задатка); 3. Ошибочное применение специалистами норм антимонопольного законодательства; 4. Отсутствие достаточной квалификации у специалистов; 5. Высокая нагрузка на Специалистов | 1.Повышение правовой грамотности сотрудников; 2. Доведение до сведения работников правовых позиций ФАС России и территориальных органов и судебной практики; 3. Повышение эффективности управления; 4. Осуществление внутреннего контроля. |
|
|
Высокий
| Нарушение антимонопольного законодательства при предоставлении земельных участков на торгах
| 1. Несвоевременное опубликование извещения о проведении торгов; 2. Неполные сведения в извещении о проведении торгов (отсутствие технических условий, неверно указаны реквизиты для задатка); 3. Отклонение заявок на участие в торгах; ошибочное применение специалистами норм антимонопольного и бюджетного законодательства; 4. Отсутствие достаточной квалификации у специалистов; 5. Высокая нагрузка на специалистов. | 1. Повышение правовой грамотности сотрудников; 2. Доведение до сведения работников правовых позиций ФАС России и территориальных органов и судебной практики; 3. Повышение эффективности управления.
|
|
|
Высокий
| Нарушение антимонопольного законодательства при предоставлении земельных участков без проведения торгов
| 1. Заключение договоров аренды с лицами, право которых на заключение договора без проведения торгов не подтверждено; 2. Предоставление земельных участков, предназначенных для целей строительства без проведения торгов. | 1. Повышение правовой грамотности сотрудников; 2. Доведение до сведения работников правовых позиций ФАС России и территориальных органов и судебной практики; 3. Повышение эффективности процесса контроля. |
|
|
Сущест-венный Незначи-тельный
| Риски при рассмотрении обращений
| 1. Ошибочное применение материальных норм права; субъективный подход; 2. Личная заинтересованность; 3. Недостаточный уровень квалификации; 4. Недобросовестное отношение сотрудников к выполнению должностных обязанностей; 5. Чрезмерная загруженность сотрудников; 6. Недостаточный уровень внутреннего контроля; 7. Недостаточный уровень правовой экспертизы проектов решений. | 1. Повышение правовой грамотности сотрудников; 2. Усиление контроля сотрудников; 3. Проведение мероприятий по предотвращению конфликтов интересов. |
|
|
Высокий | Нарушение установленного порядка проведения конкурса по определению управляющей компании по управлению МКД и предоставлению услуг ЖКХ | Отсутствие опыта (практики) специалистов при формировании конкурсной документации и проведении конкурса по управлению МКД | 1. Повышение правовой грамотности сотрудников; 2. Совершенствование процесса контроля.
|
|
|
Сущест-венный Незначи-тельный
| Непроведение конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами;
| 1. Недостаточный уровень квалификации специалистов; 2. Несоблюдение требований действующего законодательства;
| 1. Повышение квалификации сотрудников; 2. Обучение сотрудников; 3. Повышение эффективности процесса контроля. |
|
|
Низкий | Публичные заявления, официальные письма должностных лиц, создающие необоснованные конкурентные преимущества на рынке одному из хозяйствующих субъектов, предоставление обратившимся гражданам или юридическим лицам информации в приоритетном порядке - официальные разъяснения сотрудников администрации, должностных лиц администрации, консультации, координация и иные действия, которые могут повлиять на участников закупочных процедур при осуществлении закупок, создать преимущества на рынке одному из хозяйствующих субъектов | 1. Недостаточный уровень квалификации специалистов; 2. Заинтересованность специалистов в создании необоснованных конкурентных преимуществ на рынке одному из хозяйствующих субъектов
| 1. Систематическое повышение квалификации работников; 2. Систематическое разъяснение работникам о необходимости соблюдения действующего законодательства и недопущении создания преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам; 3. Проведение мероприятий по предотвращению конфликта интересов.
|
|
|
Высокий | Неисполнение актов реагирования антимонопольного органа: - нарушение сроков исполнения требований антимонопольного органа; - уклонение от предоставления антимонопольному органу истребуемых документов | 1. Недостаточный уровень квалификации специалистов; 2. Недостаточный уровень контроля.
| 1. Систематическое повышение квалификации работников; 2. Совершенствование процесса контроля. |
|
|
Сущест-венный Незначи-тельный
| Нарушение антимонопольного законодательства при выдаче разрешения на размещение торговых объектов сезонной торговли | 1. Недостаточный уровень знаний и квалификации сотрудников; 2. Заинтересованность сотрудников | 1. Систематическое повышение квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит осуществление контроля; 2. Анализ изменений законодательства, регламентирующего указанные процессы; 3. Мониторинг и анализ применения антимонопольного законодательства в данном направлении. |
|
|
Сущест-венный Незначи-тельный
| Нарушение антимонопольного законодательства при заключении договоров на размещение нестационарного торгового объекта | Недостаточный уровень знаний и квалификации сотрудников.
| 1. Повышение квалификации муниципальных служащих; 2. Мониторинг и анализ применения законодательства в данном направлении |
|
|
Сущест-венный Незначи-тельный
| Нарушение антимонопольного законодательства при организации и проведении подведомственными учреждениями закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд | 1. Недостаточный уровень знаний и квалификации сотрудников; 2. Недостаточный уровень контроля. | 1. Внесение изменений в должностные инструкции сотрудников, ответственных за организацию и проведение закупок в части установления ответственности за действия/бездействия, повлекшее за собой нарушение антимонопольного законодательства; 2. Установление обязанности осуществления постоянного мониторинга законодательства; 3. Совершенствование механизмов внутреннего контроля. |
|
|
Сущест-венный Незначи-тельный
| Передача функций органа местного самоуправления хозяйствующим субъектам
| 1. Неправильное толкование норм Закона; 2. Недостаточная квалификация сотрудников
| 1. Анализ изменений законодательства; 2. Повышение правовой грамотности сотрудников. |
|
|
Сущест-венный Незначи-тельный
| Предъявление требований в сфере строительства осуществить процедуру, не включенную в перечень
| 1. Недостаточная подготовленность к процессу; 2. отсутствие эффективного внутреннего контроля; 3. Недостаточная квалификация сотрудников | 1. Усиление текущего контроля; 2. Совершенствование процессов контроля; 3. Повышение правовой грамотности и квалификации сотрудников.
|
|
|
Сущест-венный Незначи-тельный
| Бездействие, выраженное в недемонтаже незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций (без действующих разрешений и (или) договоров) | Недостаточная квалификация сотрудников | 1. Повышение квалификации сотрудников; 2. Анализ изменений законодательства, регламентирующего указанные процессы. |
|
|
Сущест-венный Незначительный
| Заключение договоров аренды водоснабжения, водоотведения тепловых сетей) вместо концессии без проведения торгов; ежегодное продление договора аренды в обход проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения
| 1. Недостаточный уровень внутреннего контроля; 2. Недостаточный уровень квалификации специалистов; 3. Несоблюдение требований действующего законодательства; 4. Наличие конфликта интересов. | 1. Усиление внутреннего контроля; повышение квалификации сотрудников; 2. Обучение сотрудников; 3. Систематическое разъяснения работникам недопустимости конфликта интересов |
|
|
Сущест-венный Незначи-тельный
| Сокращение срока действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок, выданных индивидуальным предпринимателям, отмена муниципальных маршрутов, выдача свидетельства об осуществлении регулярных перевозок хозяйствующему субъекту без проведения конкурса; Предоставление права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам путем выдачи индивидуальным предпринимателям свидетельств и карт маршрутов без проведения торгов, в отсутствие правовых оснований | 1. Недостаточный уровень внутреннего контроля; 2. Недостаточный уровень квалификации специалистов; 3. Несоблюдение требований действующего законодательства
| 1. Усиление внутреннего контроля; повышение квалификации сотрудников; 2. Обучение сотрудников; 3. Систематическое разъяснения работникам недопустимости конфликта интересов; 4. Анализ изменений законодательства, регламентирующего указанные процессы; 5. Совершенствование механизмов внутреннего контроля. |
|
|
Сущест-венный Незначи-тельный
| Наделение хозяйствующего субъекта (муниципального унитарного предприятия) функциями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по организации мест погребения; наделение муниципального унитарного предприятия статусом специализированной службы по вывозу тел умерших (погибших) в морги | Недостаточный уровень знаний антимонопольного законодательства | 1. Повышение уровня квалификации сотрудников; 2. Анализ изменений законодательства, регламентирующего указанные процессы. |
|
|
Сущест-венный Незначи-тельный
| Создание преимущественных условий определенным хозяйствующим субъектам при проведении инвентаризации кладбищ и мест захоронения на них | 1. Недостаточный уровень внутреннего контроля; 2. Ошибочное применение норм действующего законодательства; 3. Недостаточный уровень знаний в сфере антимонопольного законодательства. | 1. Повышение квалификации и правовой грамотности сотрудников; 2. Усиление внутреннего контроля. |
|
|