Анна Козлова назвала топ-5 нарушений рекламного законодательства
17 марта в ИА «Интерфакс-Урал» состоялась пресс-конференция руководителя Челябинского УФАС России Анны Козловой об итогах контроля соблюдения Закона о рекламе в 2019 году. Также в мероприятии приняла участие начальник отдела контроля торгов и органов власти Юлия Тарасова.
Топ-5 нарушений рекламного законодательства, выявленных Челябинским УФАС России:
1. Ненадлежащая смс-реклама
За 2019 год Челябинским УФАС России рассмотрено 202 обращения физических лиц на незаконную рекламу, распространяемую по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, подвижной радиотелефонной связи (звонки, смс), без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Возбуждено и рассмотрено 53 дела в отношении рекламораспространителей такой незаконной рекламы, признано фактов нарушения - 36.
Для признания рекламы, распространенной посредством мобильной связи, незаконной, гражданам, обращающимся в антимонопольный орган, необходимо представить:
1. Копию обращения к оператору мобильной связи с письменным отказом от получения SMS-рассылки, направленного по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомление тоже необходимо приложить). Также можно составить отказ в двух экземплярах, один из которых следует передать лично представителю в офисе оператора связи, а второй – с отметкой о вручении (входящий номер, дата, подпись принявшего лица) – представить в антимонопольный орган. Эти документы представляются вместе с заявлением, если оператор связи не ответил в течение 1 месяца и продолжает направлять рекламу.
2. Снимки рекламных сообщений с экрана мобильного телефона.
3. Распечатку детализации SMS-сообщений, полученную от оператора связи.
4. Копию договора с оператором на оказание услуг мобильной связи (при наличии).
5. Согласие или несогласие на обработку персональных данных.
До обращения в антимонопольную службу с заявлением о рассылке смс-рекламы получателям такой рассылки рекомендуем следующее:
- внимательно прочитать договор на оказание услуг мобильной связи, заключенный с Оператором - как правило, договором предусмотрено, что подписывая договор, Абонент выражает свое согласие на получение рекламных сообщений, в том числе от третьих лиц, и был ознакомлен и согласен с Правилами (условиями) оказания оператором услуг связи;
- внимательно ознакомиться с Правилами (условиями) оказания услуг связи - Оператор обязан разместить такие Правила на своем официальном сайте и вправе вносить изменения и дополнения в них без персонального уведомления абонентов об этом, и часто, Правилами предусмотрено право оператора на рассылку рекламы, в том числе от других компаний;
- обратиться к Оператору связи с заявлением об отказе получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения в том случае, если Ваше согласие на получение рекламы в перечисленных выше документах присутствует;
- обратиться к Оператору связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается.
Аналогичным образом рекомендуется поступать в отношении лиц, инициировавших рассылку (заказчиков рассылки), если получателю рассылки известно данное лицо.
Оператор связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента.
Направлять оператору связи или заказчику рассылки обращение следует в письменной форме на имя руководителя компании (отправка письма по электронной почте, устное обращение не является доказательством его получения надлежащим лицом).
Абонент, выразивший согласие на получение рекламы, вправе в любое время отказаться от ее получения.
Продолжение рассылки рекламы абоненту, выразившему письменный отказ от получения смс-рекламы, будет свидетельствовать о нарушении оператором связи Федерального закона «О рекламе», что, в свою очередь, является поводом для обращения в антимонопольный орган с заявлением.
2. Недостоверная реклама (со словами «лучший», «главный», «крупнейший»)
В 2019 году участились случаи выявления фактов использования рекламодателями в своей рекламе товаров/услуг таких слов, как «лучший», «первый», «номер один», «единственный» и т.п. без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
3. Реклама финансовых услуг
В Челябинское УФАС России поступает большое количество обращений на рекламу финансовых организаций, использующих в рекламе финансовых услуг образ несовершеннолетнего ребенка, на территории Челябинской области.
Челябинское УФАС России запросило мнение ФАС России по указанным обстоятельствам.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По мнению ФАС России, использование образа несовершеннолетнего с пачкой денежных купюр в рекламе финансовых услуг может рассматриваться как отсутствие части существенной информации об условиях использования объекта рекламирования, поскольку законодательством не предусмотрены полномочия несовершеннолетних на пользование услугами кредита или займа, а также содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара.
4. Реклама алкогольной продукции
Челябинское УФАС России продолжает борьбу с нарушениями рекламного законодательства при рекламе алкогольной продукции.
В силу пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
При этом, специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы алкогольной продукции распространяются также на рекламу их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
5. Реклама на радио
Увеличилось количество дел, возбужденных по заявлениям Управления Роскомнадзора по Челябинской области, по фактам превышения нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире местных радиоканалов относительно общей продолжительности суточного вещания.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.