Действия органов власти разделили на «белые» и «черные»

 

ФАС России опубликовала информацию о лучших, имеющих проконкурентный характер, и худших региональных практиках принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления актов и действий.

 

«Белая и черная книги» – инициативный проект ФАС России в рамках адвокатирования конкуренции, который ведомство ведет с 2014 года в целях внедрения лучших региональных практик и предупреждения нарушений антимонопольного законодательства.

 

Первые «белая и черная книги» за 2012 и 2013 годы были сформированы ФАС России в 2014 году. С тех пор проект обрел статус ежегодного.

 

Публикация лучших и худших практик обеспечивает «обратную связь» с регионами, антимонопольное ведомство ежегодно направляет письма по «белой и черной книгам» в адрес глав субъектов Российской Федерации.

 

В «белую книгу» 2017 года включены примеры проконкурентных региональных практик по 43 субъектам Российской Федерации, в «черную книгу» – примеры антиконкурентных актов, действий (бездействия) по 50 регионам.

 

Начиная с «белой книги» за 2018 год, будут включены примеры лучших практик по реализации в регионах Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», в соответствии с которым активное содействие развитию конкуренции является приоритетным направлением деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

Уверены, что в «белых книгах» проконкурентных региональных практик появится много новых страниц, свидетельствующих о принятии в субъектах Российской Федерации актов и осуществлении действий, направленных на развитие конкуренции.

 

К сожалению, по итогам 2017 года Челябинская область попала только в «черную» книгу со следующими практиками:

 

1. Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области. Государственный контракт от 13.04.2015 № 15с по купле-продаже нежилого здания, включая объекты движимого имущества, заключенный между Министерством и ООО «ФлагманСтрой» без проведения конкурентных процедур.

 

Краткое содержание акта или действия: Министерство дважды объявляло о проведении торгов на выполнение строительно-монтажных работ по строительству здания, которые были отменены. Впоследствии заказчиком без проведения торгов заключен контракт на приобретение нежилого здания, расположенного на планируемом к застройке по результатам торгов земельном участке, отвечающего потребностям заказчика, а также движимого имущества

 

Отрицательный эффект (последствие) акта или действия для конкуренции: Создание отдельному хозяйствующему субъекту необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам, намеренным осуществлять выполнение строительномонтажных работ, поставку движимого имущества в целях обеспечения государственных нужд в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе

 

Меры антимонопольного реагирования: Челябинским УФАС России в ходе рассмотрения представленных материалов установлено, что контракт от 13.04.2015 № 15с по купле-продаже нежилого здания, включая объекты движимого имущества, заключенный между Министерством и ООО «ФлагманСтрой» без проведения конкурентных процедур, содержит признаки антиконкурентного соглашения, в связи с чем возбуждено производство по делу № 96-07/15 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. 07.09.2016 принято решение о наличии нарушения. Предписание не выдавалось, поскольку подписан акт приемапередачи имущества. Решение было обжаловано в суд. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2017 по делу №А76-27592/16, постановлениями Восемнадцатого 42 арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 и Арбитражного суда Уральского округа от 14.12.2017, которое вступило в законную силу, решение по делу № 96-07/15 оставлено без изменений.

 

2. Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской. Бездействие в сфере теплоснабжения с 2014 по 2016 гг.

 

Краткое содержание акта или действия: Длительное непринятие решений об открытии дела об установлении тарифов и неустановление по заявлениям АО «УТСК» индивидуальной платы за подключение к системе теплоснабжения для организаций -застройщиков города Челябинска; нарушение Министерством установленных действующим законодательством сроков рассмотрения обращений об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения. Справочно: регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила). Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмен ы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения определены приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163. В соответствии с пунктом 12 Регламента открытие дела или отказ в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов).

 

Отрицательный эффект (последствие) акта или действия для конкуренции: Действия Министерства по нерассмотрению обращений АО «УТСК» об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения жилых домов (исх. № АД -74 - 17/1641 от 02.12.2014, № АД-74-17/1640 от 02.12.2014, № ЧТС/1489 от 30.10.2014, № АД -7/990 от 31.07.2014) в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе ввиду непринятия решений об открытии дела об установлении цен/тарифов, нарушения сроков рассмотрения обращений, неустановления платы за подключение к тепловой сети объектов ООО «СК Легион», могут создать необоснованные препятствия осуществления деятельности как АО «УТСК», так и хозяйствующим субъектам, обратившимся за технологическим подключением, и привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг теплоснабжения и на смежном рынке – строительства жилых и нежилых зданий, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Меры антимонопольного реагирования: Пример длящегося бездействия. Возбуждено дело № 98-07/15 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принято решение от 17.06.2016 о наличии нарушения. Предупреждение по делу № 98-07/15 не выдавалось, поскольку бездействие тарифного органа, которое содерж ит признаки нарушения антимонопольного законодательства, прекращено (отдельные тарифы/плата установлены для заявителя и для его конкурента - иного хозяйствующего субъекта с которым на дату вынесения решения застройщиком уже заключены договоры на подключение к системе теплоснабжения), а также по причине невозможности принятия мер по устранению последствий такого нарушения ввиду установления тарифов/платы и заключения договоров с учетом позиции ФАС России. Предписание не выдавалось, поскольку застройщиком заключен договор с иной теплоснабжающей организацией. Решение по делу № 98-07/15 было обжаловано в суд. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2017, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 и Арбитражного суда Уральского округа от 19.07.2017 по делу № А76-22405/2016 решение Челябинского УФАС России оставлено в силе. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2017 № 309-КГ17-16759 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано. Постановлением от 15.06.2017 на должностное лицо Министерства наложены штрафные санкции в соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП.

 

«Белая» и «черная» книги проконкурентных и антиконкурентных региональных практик доступны здесь.

 

Подробнее узнать о проекте и принципах формирования «книг» можно, скачав презентацию.