Административная ответственность за картели

По итогам 2017 года Челябинское УФАС России рассказывало о выявленном картеле между ООО «Центр медицинских технологий» и ООО «МедПрофЭко» при участии в аукционе на поставку имплантируемых двухкамерных электрокардиостимуляторов в комплекте со стероидными биополярными электродами и интродьюсерами для нужд ФГБУ ФЦССХ Минздрава России. Сумма заключенных контрактов по аукционам составила 56,4 млн рублей.

В 1 полугодии 2018 года указанные общества и их должностные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму более 10,3 млн рублей.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ООО «Центр медицинских технологий» и ООО «МедПрофЭко» имеют между собой двухсторонний информационный контакт по поставке товаров, участию в торгах, который подтверждается поведением на торгах.

Так, ООО «Центр медицинских технологий» и ООО «МедПрофЭко» достигли договоренности по совместному участию в спорных аукционах с одного IP-адреса, при которой ООО «МедПрофЭко» должно было подавать первым ценовое предложение по более высокой цене, а ООО «Центр медицинских технологий» по более низкой цене, что приводило к победе последнего в спорных аукционах.

Необходимость наличия двух участников обусловлено тем, что, в случае если аукцион признается несостоявшимся, то для заключения договора с единственным поставщиком необходимо согласование с уполномоченным контрольным органом в сфере закупок. В связи с этим у ООО «Центр медицинских технологий» имелся риск незаключения с ним договора по результатам проведения аукционов.

Комиссия Челябинского УФАС России признала ООО «Центр медицинских технологий» и ООО «МедПрофЭко» нарушившими п. 2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Также привлечены к административной ответственности и участники картеля - ООО «ЭРА», ООО СК «МАГМА», ООО «Тотачи-Сервис» и их должностные лица - при участии в аукционе на оказание услуг по проведению технического обслуживания, диагностики и ремонта автомобилей марки Toyota, Lexus для нужд Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области в виде штрафа на общую сумму более 700 тыс. рублей.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что ООО СК «МАГМА», ООО «ЭРА» и ООО «Тотачи-Сервис» в ходе участия в аукционе применили следующую стратегию (модель) поведения. ООО «Тотачи Сервис», заведомо зная о том, что у ООО СК «МАГМА» и ООО «ЭРА» отсутствуют необходимые для заключения с ними контрактов документы, и их заявки будут отклонены, устанавливало свое ценовое предложение сразу после ценовых предложений добросовестных участников аукциона (ООО «УТЦ», ООО «Сейхо Моторс Сервис Ист»). В свою очередь, ООО «ЭРА» и ООО СК «МАГМА», зная о том, что на момент проведения аукциона у них отсутствует полный перечень документов (сведений), необходимых для предоставления во вторых частях заявок, действуя в интересах ООО «Тотачи Сервис», после ценового предложения последнего снижали НМЦК до тех пор, пока не убедились, что добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, не проявляют интерес к данному аукциону и откажутся от конкурентной борьбы в ходе аукциона, создав мнимую конкурентную борьбу между собой, сделав экономически нецелесообразным участие в аукционе добросовестных участников.

По итогам реализации указанной модели поведения участниками картеля победителем аукциона признано ООО «Тотачи-Сервис».

Комиссия Челябинского УФАС России признала ООО «ЭРА», ООО СК «МАГМА» и ООО «Тотачи-Сервис» нарушившими п. 2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В апреле 2018 года Восемнадцатый арбитражный суд подтвердил законность вынесенного Челябинским УФАС России решения в отношении ООО «ЭРА», ООО СК «МАГМА» и ООО «Тотачи-Сервис».

Привлечены к административной ответственности участники картеля ООО «АВАНГАРД ПРОЕКТ УФА» и ООО «Атлас» на аукционе на выполнение проектно-изыскательских работ «Реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области» в виде штрафа на общую сумму более 300 тыс. рублей. В отношении еще одного участника картеля ООО «СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР» административное дело еще рассматривается.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что ООО «АВАНГАРД ПРОЕКТ УФА», ООО «Атлас» и ООО «СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР» в ходе участия в аукционе применили следующую стратегию (модель) поведения. ООО «АВАНГАРД ПРОЕКТ УФА» и ООО «Атлас», зная о том, что на момент проведения аукциона у них отсутствует полный перечень документов, необходимых для предоставления во вторых частях заявок, в течение короткого промежутка времени (одной минуты) значительно (на 88,8%) снизили цену контракта для того, чтобы добросовестные участники, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона. В свою очередь, третий участник соглашения ООО «СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР» на последних минутах аукциона предложил цену, незначительно ниже начальной максимальной цены - на 0,00016 %. Одновременные действия по совместному участию в спорных аукционах, использование ими одного IP-адреса нельзя признать случайным совпадением событий, и объясняется заранее спланированной моделью группового поведения для участия в торгах.

Комиссия Челябинского УФАС России признала ООО «АВАНГАРД ПРОЕКТ УФА», ООО «Атлас» и ООО «СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР» нарушившими п. 2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.