Челябинское УФАС России напоминает о недопустимости искусственного «дробления» стоимости закупки на несколько договоров.

 

Законодательство о контрактной системе устанавливает правило, согласно которому заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом, перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), является исчерпывающим.

Принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должно восприниматься им как произвольные действия, а, напротив, отвечать целям Закона о контрактной системе, направленным на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции  и других злоупотреблений в сфере закупок.

В практике территориальных органов ФАС России встречаются случаи искусственного «дробления» заказчиками суммы закупок и заключения контрактов по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с целью намеренного ухода от необходимости проведения закупок конкурентными способами.

При этом, под искусственным «дроблением» закупок следует понимать преднамеренную и (или) умышленную разбивку стоимости товаров, работ, услуг на несколько контрактов (договоров) при условии, что заказчику заранее известна потребность в таком объекте закупки и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну конкурентную процедуру для приобретения товара, работы, услуги.

Среди признаков искусственного «дробления» закупок можно выделить следующие:

1) контракты  образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными договорами (контрактами);

2) контракты заключены в один период времени;

3) условия контрактов идентичны, имеют фактическую направленность на достижение единой хозяйственной цели;

4) как правило, сторонами по контрактам являются одни и те же лица;

5) единая форма контрактов (договоров).

            Действия заказчиков по нарушению требований законодательства о контрактной системе в части выбора способа осуществления закупок  в рассматриваемом случае подлежат квалификации по частям 1 или 2 статьи 7.29 КоАП РФ в зависимости от цены и предметов сделок.

            Так, например, Решением Челябинского областного суда от 09.03.2017 по делу № 7-258/2017 подтверждена законность вынесенного антимонопольным органом постановления о привлечении главы сельского поселения к административной ответственности по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ за заключение с индивидуальным предпринимателем трёх самостоятельных контрактов на ремонт автомобильной дороги на общую сумму более 243 000 рублей.

            Более того, в настоящее время возбуждаются уголовные дела в отношении должностных лиц за превышение должностных полномочий (часть 1 статьи 286 УК РФ), в связи с тем, что должностное лицо заключило с юридическим лицом 11 договоров, предметом которых являлась поставка одного комплекта услуг.

Указанные действия заказчиков приводят к необоснованному предоставлению хозяйствующим субъектам доступа к бюджетным средствам без необходимости участия в конкурентных процедурах, ограничению конкуренции на товарных рынках, связанных с предметом контрактов (договоров), создают неблагоприятные предпосылки для отсутствия экономии бюджетных средств, не результативности и не эффективности закупок, что противоречит целям законодательства о контрактной системе.