В Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, регулирующие заключение прямых договоров ресурсоснабжения

Сфера деятельности: ЖКХ

В Челябинское УФАС России неоднократно поступали обращения граждан-собственников жилых помещений в многоквартирных домах об отказе теплоснабжающей организации в заключении договоров теплоснабжения.

Указанные действия не могли рассматриваться как нарушение действующего законодательства, в том числе антимонопольного, ввиду следующего.

Жилищный кодекс в ранее действующей редакции предусматривал  заключение собственниками жилых помещений в многоквартирных домах прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией лишь при непосредственной форме управления.

В силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ в многоквартирных домах, в которых количество квартир составляет более 30, выбор непосредственной формы управления в силу закона невозможен, следовательно, невозможно было и заключение прямых договоров между собственниками жилых квартир в таких домах и ресурсоснабжающей организацией.

При этом, в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в данном доме могли вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменениями, в соответствии с которыми заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями возможно при условии принятия общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирных домах соответствующего решения о заключении таких договоров (пункт 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса).

Указанный Федеральный закон вступил в силу со дня опубликования - 03.04.2018.

Таким образом, после вступления в силу указанных изменений собственники жилых помещений в многоквартирных домах вправе заключать прямые договоры ресурсоснабжения при условии принятия соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в данных домах.

Обращаем внимание, что уклонение ресурсоснабжающей организации от заключения соответствующих договоров с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства только в случае ущемления такими действиями интересов неопределенного круга лиц.

Дополнительно сообщаем, что контроль за соблюдением жилищного законодательства осуществляет Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (454080, г. Челябинск, ул. Энгельса, 43).