Управление по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского ГО и ООО «Жилищная управляющая компания» заключили антиконкурентное соглашение

К такому выводу, подтверждающему правомерность решения Челябинского УФАС России, пришёл Арбитражный суд Челябинской области после рассмотрения заявления ООО «Жилищная управляющая компания».

 

ООО «ЖУК» в поданном заявлении просило суд отменить решение и предписание антимонопольной службы по делу об антиконкурентных действиях Управления по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского ГО и управляющей компании.

 

Челябинское УФАС России в октябре 2016 году установило, что Управление по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского ГО заключило с УК договор на управление находящимися в муниципальной собственности многоквартирными домами.

 

Документов, подтверждающих выбор управляющей компании на основании решений общего собрания собственников помещений в МКД и реализацию способа управления, в Челябинское УФАС России не представлено.

 

Предусмотренные действующим законодательством конкурсы по отбору управляющей организации для управления МКД органом местного самоуправления также не проводились.

 

Согласно ч.4 ст.161 Жилищного Кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение годя со дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

 

В результате в 2007 году ООО «ЖУК» были переданы функции по управлению 951 многоквартирным домом, а затем путем заключения дополнительных соглашений - еще по почти 700 многоквартирным домам.

 

На момент рассмотрения дела под управлением ООО «ЖУК» находилось 1400 многоквартирных домов.

 

Управление пыталось обосновать передачу части многоквартирных домом, в которых доля муниципальной собственности составляет более 50 %, имеющимися протоколами заочного голосования собственников помещений в МКД. При этом  протоколы были подписаны уже после заключения договора и представителем только одного собственника – муниципального образования «Копейский городской округ». Решения иных собственников в протоколах отражены не были.

 

Челябинское УФАС России признало, что действия Управления по имуществу и земельным отношениям Администрации и УК противоречат требованиям Закона о защите конкуренции и могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами Челябинской области.

 

Согласно ч.4 ст.16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

 

Ведомство предписало расторгнуть заключенный договор и в соответствии с требованиями жилищного законодательства провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления МКД, в которых доля муниципальной собственности составляет более 50%.

 

За нарушение требований действующего законодательства ООО «ЖУК» оштрафовано на 599 тысяч рублей, должностное лицо компании – на 15 тысяч рублей. На момент совершения нарушения административной ответственности для органа местного самоуправления за заключение антиконкурентного соглашения в КоАП РФ установлено не было.

 

ООО «ЖУК» не согласилось с решением и предписанием Челябинского УФАС России и оспаривает их в суде. Арбитражный суд Челябинской области уже отказал компании в удовлетворении заявленных требований.

 

Заседание в следующей судебной инстанции – Восемнадцатом арбитражном апелляционном суде -  состоится 30 января 2018 года.