• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Апелляция: заключенный Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области и компанией контракт по купле-продаже здания нарушает антимонопольное законодательство

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

22 августа Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Челябинского УФАС России, признавшего заключенный между Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области и ООО «ФлагманСтрой» контракт по купле-продаже нежилого здания в Ленинском районе, противоречащим Закону о защите конкуренции.

 

Ранее такое же решение принял Арбитражный суд Челябинской области.

 

Антимонопольная служба в 2016 году установила, что Министерство без проведения торгов в 2015 году приобрело у ООО «ФлагманСтрой» нежилое здание для размещения специального учреждения. Цена контракта, в который также вошло проведение проектно-изыскательских работ и приобретение оборудования и мебели (тумбы, шкафы, кровати, холодильники, видеокамеры), составила 141 млн рублей.

 

При этом фактически ООО «ФлагманСтрой» в 2014 году начало строительство объекта, предназначенного для размещения именно специального учреждения.

 

Возведение нового здания началось на территории, на которой ранее министерством в соответствии с Государственной программой Челябинской области планировалось строительство объекта для размещения в нем спецучреждения. Для этого ведомством дважды объявлялись торги - причем именно на строительство, а не на приобретение нового здания. Однако указанные торги, объявленные еще в начале 2014 году, были отменены, а затем ООО «ФлагманСтрой» приступило к строительству нового здания.

 

В конце 2014 года постановлением Правительства мероприятие по строительству объекта, ранее включенное в Государственную программу Челябинской области, было изменено на приобретение здания.

 

Как указано в решении Арбитражного суда Челябинской области, непроведение министерством во второй половине 2014 года новых торгов может указывать на осведомленность ведомства о строительстве данного объекта.   

 

Проведение строительных работ в указанный период на участке, на котором впоследствии министерство приобретет здание, подтверждается представленными в Челябинское УФАС России Госкорпорацией «Роскосмос» фотоснимками, полученными при космическом дистанционном зондировании данного участка.

 

При этом строительство осуществлялось до получения разрешительной документации и заключения договоров аренды земельного участка.

 

Кроме того, ООО «ФлагманСтрой» была проведена именно государственная экспертиза проектной документации, тогда как была возможна негосударственная. Антимонопольная служба и суды посчитали, что данный факт свидетельствует о том, что финансирование данного объекта предполагалось осуществить за счет бюджета Челябинской области.

 

Стоит отметить, что Закон о контрактной системе допускает приобретение госзаказчиками нежилых зданий у единственного поставщика, то есть без проведения торгов. Однако в этом случае объект недвижимого имущества, являющийся предметом контракта, должен быть определен в предусмотренном высшим исполнительном органом государственной власти субъекта РФ порядке. Однако в постановлении Правительства Челябинской области конкретное здание, подлежащее приобретению, определено не было. Соответственно у министерства отсутствовали основания для заключения данного контракта без проведения конкурентных процедур.

 

В результате многочисленные компании, осуществляющие деятельность по строительству нежилых зданий и торговле оборудованием и мебелью, остались без возможности предложить свои услуги и товары в условиях конкуренции.

 

Согласно ч.4 ст.16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

 

В настоящее время Челябинским УФАС России в отношении нарушителей возбуждены административные дела.

 

Согласно ст.14.32 КоАП РФ за данное правонарушение предусмотрена административная ответственности для должностных лиц органов власти в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификация сроком до 3 лет, для юридических лиц – «оборотные» штрафы (от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение), а для должностных лиц хозяйствующих субъектов – от 15 до 30 тысяч рублей.