Итоги деятельности Челябинского УФАС России в 1-м полугодии 2017 года

 

26 июля в пресс-центре "Интерфакс - Челябинск" с участием руководителя Анны Козловой и начальника отдела антимонопольного контроля Станислава Копылова состоялась пресс-конференция по итогам деятельности Челябинского УФАС России в 1-м полугодии 2017 года.

Челябинское УФАС России осуществляет государственный контроль на территории Челябинской области за соблюдением антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о контрактной системе и закупках отдельными видами юридических лиц, законодательства в сфере электроэнергетики  и соблюдения правил техприсоединения к электрическим сетям, правил недискриминационного доступа к сетям водо-, тепло-, газоснабжения, закона о торговой деятельности в части соблюдения торговыми сетями антимонопольных требований, контроль за раскрытием стандартов информации субъектами естественных монополий.

Всего работает 48 специалистов, подразделений в муниципальных образованиях нет.

В 1 полугодии 2017 года Челябинским УФАС России рассмотрено 1890 (1641 в 1 полугодии 2016 года) обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Количество обращений в целом стабилизировалось, а по злоупотреблениям доминирующим положением сократилось.  Причиной тому явились изменения антимонопольного законодательства, в том числе его либерализация. Из них:

  • 202 (326) заявления по признакам нарушения антимонопольного законодательства;
  • 117 (138) заявлений по признакам нарушения законодательства о рекламе;
  • 928 (718) заявлений и обращений по законодательству о контрактной системе;
  • 9 (2) заявлений по признакам нарушения Закона о торговой деятельности;
  • 3 (11) ходатайства о предоставлении государственной и муниципальной преференций;
  • 12 (0) обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков по различным торгам, кроме 44-ФЗ;
  • 55 (97) обращений на нарушение Правил техприсодинения;
  • 130 иных обращений, разъяснений;
  • 115 (149) обращений по закупкам естественных монополий, госкорпораций, МУПов, ГУПов (223-ФЗ), по различным торгам, проводимым органами власти (земля, имущество, управляющие компании, перевозки, концессия), по обжалованию процедур в строительстве;

-             319 обращений на действия ресурсоснабжающих организаций при осуществлении подключения к сетям инженерно-коммунальной инфраструктуры, при осуществлении энергоснабжения, при введении режима ограничения в поставке энергоресурсов, начисления платы за потребленный ресурс на общедомовые нужды, роста цен на бензин и направления смс-рекламы и рекламы посредством телефонных звонков без согласия абонента, которые направлены по подведомственности или по которым даны разъяснения.

Кроме того, поступило 217 (276) обращений граждан и хозсубъектов через раздел сайта «Обратная связь» и «Онлайн-приемную» на 74.ru по различным вопросам, в том числе по вопросам разъяснения законодательства о торговой деятельности, защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг и обоснованности роста цен на услуги естественных монополий, ЖКХ, транспорта, которые не только направлены по подведомственности, но и по ним даны разъяснения по поставленным вопросам.

В этом году имеет место сокращение количества обращений по нарушениям антимонопольного законодательства (за исключением в отношении органов власти), особенно по злоупотреблениям доминирующим положением. Это связано с проводимой либерализацией антимонопольного законодательства и распространением Закона о защите конкуренции на отношения, связанные с предпринимательской деятельностью и защитой неопределенного круга лиц потребителей, а также исключением из состава правонарушений в виде злоупотреблений доминирующим положением нарушений Правил техприсоединения (подключения) к электро-, водо-, тепло- и газовым сетям. Сейчас антимонопольный орган привлекает нарушителей исключительно за нарушения Правил теприсоединения, где санкция значительно меньше, чем за злоупотребление доминирующим положением.

Так, в 1 полугодии 2017 года всего поступило 202 (326 в 1 полугодии 2016 года) обращения на нарушения антимонопольного законодательства. Из них связано со злоупотреблениями доминирующим положением всего 66 (162 в 1 полугодии 2016 года). Соответственно сократилось количество возбужденных дел, признанных нарушений и выданных предписаний. Возбуждено 3 дела о злоупотреблении доминирующим положением (20 в 1 полугодии 2016 года, из них прекращено 18 в связи с либерализацией антимонопольного законодательства), признано 2 нарушения (как и в прошлом полугодии) и выдано 1 предписание (2 в 1 полугодии 2016 года). В 1 полугодии 2017 года вынесено 2 штрафа на сумму 2 млн 570 тыс. руб., уплачено 1 млн 700 тыс. руб. (7 - на сумму 2 млн 066 тыс. руб., уплачено 3 млн 140 тыс. руб. в 1 полугодии 2016 года).

Выдано и исполнено 5 предупреждений о прекращении злоупотребления доминирующим положением (1 в 1 полугодии 2016 года).

Напомним, что с прошлого года антимонопольный орган также выдает предупреждения по фактам недобросовестной конкуренции и антиконкурентным действиям и актам органов власти.

Так в 1 полугодии 2017 года выдано 7 предупреждений о прекращении недобросовестной конкуренции, 5 из которых исполнены, 2 в стадии исполнения (в 1 полугодии 2016 года - 29 предупреждений, 13 из которых исполнены).

Значительно выросло количество выданных предупреждений по антиконкурентным актам и действиям органов власти - 42 предупреждения, 19 из которых исполнены, остальные в стадии (в 1 полугодии 2016 года выдано 27 предупреждений, 11 из которых исполнены). И только всего 4 дела возбуждено, поскольку предупреждения не были исполнены, по результатам рассмотрения выдано 3 предписания (в 1 полугодии 2016 года возбуждено 8 дел, выдано 1 предписание).  Привлечено к административной ответственности 7 должностных лиц на сумму 105 тыс. руб., уплачено 176 тыс. руб., в том числе с прошлого периода (в 1 полугодии 2016 года возбуждено 32 дела, выдано 17 постановлений о наложении штрафа на сумму 225 тыс. руб., уплачено 240 тыс. руб.).

Сократилось количество заявлений на антиконкурентные соглашения хозсубъектов с 24 в 1 полугодии 2016 года до 14 в 1 полугодии 2017 года, по результатам рассмотрения возбуждено 2 дела и выдано 5 предписаний участникам картеля (в 1 полугодии 2016 года возбуждено также 2 дела и выдано 6 предписаний).

Немного снизилось после резкого роста в 2016 году количество обращений и возбужденных дел по признакам недобросовестной конкуренции. Так, в 1 полугодии 2017 года поступило 43 обращения, выдано 7 предупреждений и возбуждено 15 дел. В 1 полугодии 2016 года поступило 59 обращений, выдано 29 предупреждений, 13 из которых исполнены, возбуждено 27 дел). По фактам недобросовестной конкуренции возбуждено 22 дела об административном правонарушении, вынесено 22 постановления о наложении штрафа на сумму 1 млн 326 тыс. руб., уплачено 236 тыс. руб. (11 дел, 9 постановлений о наложении штрафа на сумму 376 тыс. руб, взыскано 151 тыс. руб. в 1 полугодии 2016 года).

Не сокращается количество обращений на антиконкурентные действия органов власти и антиконкурентные соглашений органов власти и хозсубъектов. Так, в 1 полугодии 2017 года на действия органов власти поступило 100 обращений (99 в 1 полугодии 2016 года), не увеличилось соответственно количество возбужденных дел-  10 дел (в 1 полугодии 2016 года возбуждено 12 дел).

Это связано с применением предупредительных мер антимонопольного реагирования, которые вступили в силу с начала прошлого года. Так, в 1 полугодии 2017 выдано 42 предупреждения, 19 из которых исполнены (в 1 полугодии 2016 года выдано 27 предупреждений, 11 из которых исполнены). Следует ответить, что эффективность предупредительных мер в отношении органов власти значительно ниже (менее 50%), чем по злоупотреблениям доминирующим положением (90%).

Заявлений на антиконкурентные соглашения органов власти традиционно немного, их было  всего 4 (2 в 1 полугодии 2016 года). Все завершились признанием нарушения, вынесением предписания и привлечением к административной ответственности виновных юридических и должностных лиц.

Всего возбуждено 31 дело об административном правонарушении (52 в 1 полугодии 2016 года) в отношении виновных лиц, связанное с нарушениями  органами власти антимонопольного законодательства, из них 29 лиц (27 в 1 полугодии 2016 года) привлечено к административной ответственности, сумма наложенных штрафов 467 тыс. руб., взысканных штрафов на сумму 558 тыс. руб. (2 млн 569 тыс. руб. и 887 тыс. руб. соответственно в 1 полугодии 2016 года).

Активно используют предприниматели новые возможности ст.18.1 Закона о защите конкуренции, дающие им право обжаловать в антимонопольный орган закупки отдельных юридических лиц (естественные монополии, госкорпорации, ГУПы, МУПы и т.д.), а также торги, проводимые органами власти в отношении земли, имущества, водных объектов, недр, концессии. перевозки и т.д., а с прошлого года еще и нарушения со стороны органов власти и сетевых компаний в сфере строительства.

В связи с этим ежегодно (с 2012 года) наблюдался рост обращений с соответствующими жалобами, однако в 1 полугодии 2017 года наблюдается снижение обращений. Это связано с Определением Верховного Суда РФ, которым существенно ограничены полномочия антимонопольных органов по ФЗ № 223.

Так в 1 полугодии 2017 года всего поступило 98 жалоб, тогда как в 1 полугодии 2016 года 149 жалоб. В общем, менее 50% рассмотренных жалоб являются обоснованными, рассмотрение которых завершается аннулированием закупки или проводимых торгов, а также привлечением к административной ответственности виновных должностных и юридических лиц. Однако 60% жалоб на действия органов власти при проведении торгов являются обоснованным (33 жалобы, 20 обоснованных).

По результатам жалоб всего возбуждено 73 дела об административном правонарушении, привлечено к ответственности 61 юридическое и должностное лицо за нарушение порядка организации торгов и закупок.

С 1 января 2017 года ГУПы и МУПы руководствуются Законом о контрактной системе, что ужесточает порядок проведения закупок в целом. Однако жалоб рассмотрено немного - всего 20, из них 12 обоснованных, выдано 10 предписаний.

Следует отметить, что количество обращений по закупкам для государственных и муниципальных нужд выросло почти на 20%. Так, в 1 полугодии 2017 года поступило 928 обращений на нарушения законодательства о контрактной системе (718 в 1 полугодии 2016 года). Однако количество жалоб на конкретную закупку сократилось почти на 20%. Так, в 1 полугодии 2016 года поступило 393 жалобы (470 жалоб в 1 полугодии 2016 года), значительно сократилось количество возвращенных жалоб, поданных с нарушением требований закона о контрактной системе - со 133 в 1 полугодии 2016 года до 81 в 1 полугодии 2017 года, что говорит о росте профессионализма у подателей жалобы. Рассмотрено на 10 % меньше жалоб, чем в 1 полугодии 2016 года (300 и 337 жалоб соответственно), 131 (139) из которых обоснована (почти 45%).

Следует отметить, что доля обоснованных жалоб колеблется из года в год и составляет от 40 до 50 %.

За нарушения законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок в 1 полугодии 2017 года выдано 234 предписания, (419 предписаний в 1 полугодии 2016 года), возбуждено 174 (265 в 1 полугодии 2016 года) административных дела в отношении должностных лиц заказчиков, членов комиссий, в результате рассмотрения которых привлечено к ответственности 123 (188 в 1 полугодии 2016 года) должностных лица, наложено штрафов на сумму 1 млн 415 тыс. руб. (2 млн 087 тыс. руб. в 1 полугодии 2016 года), уплачено штрафов на сумму 1 млн 517 тыс. руб. (1 млн 030 тыс. рублей в 1 полугодии 2016 года).  Таким образом, произошло значительное сокращение нарушений Закона о контрактной системе, особенно по результатам внеплановых проверок по различным обращениям.

Следует отметить, что почти на 25% выросло количество обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков, что является негативным фактом. Так, поступило 105 обращений (в 1 полугодии 2016 года 76 обращений), вынесено 82 решения о включении в РНП. При этом по отдельным компаниям поступало по несколько обращений, поэтому фактически в Реестр внесено 23 хозсубъекта. 

Количество обращений, возбужденных дел и наложенных штрафов за нарушения рекламного законодательства на протяжении уже более десяти лет не подвержено существенным изменениям. Так, в 1 полугодии 2017 года поступило 117 обращений (138 в 1 полугодии 2016 года), возбуждено 37 дел по признакам нарушения рекламного законодательства, из них в 33 случаях признаны нарушения, выдано 26 предписаний (в 1 полугодии 2016 года - 38 дел, 34 решения и 21 предписание). За нарушения возбуждено 45 дел об административных правонарушениях в отношении должностных и юридических лиц, по итогам рассмотрения которых вынесено 14 постановлений о наложении штрафа на сумму 370 тыс. руб., уплачено 114 тыс. руб., выдано 25 предупреждений без финансовых санкций (в 1 полугодии 2016 года возбуждено 69 дел, вынесено 57 постановлений на сумму 1 млн 655 тыс. руб., уплачено 824 тыс. руб., возбуждено 824 тыс. руб.).

Снижение количества административных штрафов связано с «антикризисным пакетом поправок», который вступил в действие во второй половине прошлого года, заменяющим штраф на предупреждение для субъектов малого и среднего бизнеса, впервые привлекаемых к административной ответственности.

Всего Челябинским УФАС России, в том числе в результате рассмотрения заявлений, проведения проверок, в 1 полугодии 2017 года возбуждено производство по 646 делам (681 делу в 1 полугодии 2016 года), в результате рассмотрения которых выдано 339 предписаний (548 предписаний в 1 полугодии 2016 года) и 54 предупреждения (42 в 1 полугодии 2016 года).

За нарушение рекламного, антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе, закона о закупках и Правил подключения возбуждено и рассмотрено в 1 полугодии 2017 года 371 дело об административном правонарушении (464 в 1 полугодии 2016 года), по итогам рассмотрения которых выдано 25 предупреждений для субъектов малого бизнеса по нарушениям рекламного законодательства, 270 постановлений о наложении штрафа (342 в 1 полугодии 2016 года)  на сумму около более 10 млн руб. (11,5 млн в 1 полугодии 2016 года), взыскано штрафов на сумму более 6 млн руб. (11,5 млн руб. в 1 полугодии 2016 года).

Снижение количества возбужденных дел и вынесенных постановлений о наложении штрафа произошло в основном за счет снижения количества штрафов за нарушения законодательства о контрактной в связи с сокращением количества нарушений и малозначительностью правонарушений.

Сократилось количество должностных лиц органов власти, привлеченных к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства в связи с переходом на предупредительный контроль.

Кроме того, снижение количества административных дел и штрафов произошло вследствие изменения законодательства в части замены штрафа на предупреждение за нарушение рекламного законодательства.