Челябинское УФАС России выдало три предупреждения по организации городских парковок

Признаки нарушения антимонопольного законодательства при организации парковок в г. Челябинске установлены в действиях Челябинской Городской Думы, Управления дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска и МБУ «Городские парковки».

 

Утвержденный Челябинской Городской Думой Порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в г. Челябинске, отдельные моменты которого идут вразрез с федеральным законодательством, может ограничивать конкуренцию на данном рынке.

 

Порядок, утвержденный Решением Челябинской Городской Думы от 19 ноября 2013 года, привел к цепочке различных нарушений при организации городских парковок.

 

Кульминация произошла в 2016 году, когда в Челябинское УФАС России поступили обращения из Прокуратуры г. Челябинска и от возмущенных граждан.

 

Антимонопольная службы установила, что данный Порядок определяет уполномоченной организацией по эксплуатации, благоустройству, техническому оснащению и расчетам с автолюбителями муниципальное учреждение.

 

Именно на этом основании осуществлять непосредственную деятельность по организации и функционированию всех городских парковок, расположенных на муниципальной земле, и соответственно получать прибыль, стал выбранный Управлением хозяйствующий субъект – МБУ «Городские парковки».

 

Помимо такой привилегии учреждение получило возможность использовать в коммерческих целях городскую инфраструктуру. При этом содержание парковок должно осуществляться в соответствии с законодательством о контрактной системе.

 

Ситуацию усугубило отсутствие в Порядке Челябинской Городской Думы требований к организации данных парковок органом местного самоуправления.

 

Утвержденный Администрацией Перечень месторасположения парковок для платных и бесплатных стоянок не содержит данных о размерах парковки, количестве парковочных мест, порядке подачи хозсубъектами предложений о создании новых парковок.

 

В результате Управление дорожного хозяйства передало МБУ «Городские парковки» функции по созданию парковок. При этом данные полномочия согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления в РФ отнесены к вопросам органов местного самоуправления.

 

Более того, утвержденный Порядок распространяет свое действие не только на парковки, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, но и в нарушение федерального законодательства на парковки, не находящиеся на таких дорогах и расположенные, например, возле зданий и многоквартирных домов.

 

В результате МБУ «Городские парковки» заключало с хозяйствующими субъектами агентские договоры и передавало им таким образом право пользования землей для организации парковок и получения прибыли от этой деятельности.

 

При этом орган местного МБУ «Городские парковки» земельные участки в пользование не передавал, разрешение на использование земли, предусмотренное Земельным кодексом РФ, не выдавал.

 

Однако парковки на определенных Администрацией согласно утвержденному Перечню месторасположения парковок участках функционировали, а компании, не имея законных прав на пользование землей, оказывали услуги.

 

По мнению Челябинского УФАС России, в действиях органов власти и муниципального учреждения содержатся признаки нарушения Закона о защите конкуренции, которые могут привести к ограничению или устранению конкуренции на рынке оказания услуг парковок.

 

Челябинской Городской Думе направлено предупреждение о внесении изменений в Порядок создания и пользования парковками, Управлению дорожного хозяйства – об исключении из Устава МБУ «Городские парковки» функций по созданию парковочных мест, МБУ «Городские парковки» - расторжении заключенных агентских договоров.

 

Предупреждения должны быть исполнены до 20 марта 2017 года. В случае неисполнения предупреждений в отношении указанных органов власти и учреждения будут возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.