Челябинское УФАС России будет проводить мониторинг наличия бланков в страховых компаниях

Публикации в СМИ и поступление обращений автолюбителей в антимонопольную службу свидетельствуют о проблемах при заключении договоров ОСАГО. В частности, автолюбители сообщают об отказах страховых компаний в заключении договоров либо навязывании дополнительных услуг страхования.

В 2014 году российскими антимонопольными органами уже была рассмотрена «волна» дел по сговорам в отношении страховых компаний. В частности, Челябинское УФАС России признало согласованные действия 18 страховых компаний, вынесло постановления о наложении штрафов на общую сумму более 30 млн рублей. Правомерность решения подтверждена судами первой и апелляционной инстанций.

Сейчас ситуация, к сожалению, вновь повторяется. Так, Ростовское УФАС России в апреле 2016 года в связи с многочисленными обращениями граждан возбудило дело в отношении 6 страховых компаний по признакам заключения антиконкурентного соглашения. В мае 2016 года Башкортостанское УФАС России выдало предупреждение ООО «Росгосстрах» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Так, страховая организация отказывала в оформлении полиса ОСАГО по различным причинам, в том числе, без одновременного заключения договора добровольного страхования от несчастных случаев (или жизни). По результатам изучения рынка было установлено, что ПАО СК «Росгосстрах» занимает доминирующее положение в территориальных границах Республики Башкортостан.

Стоит отметить, что указанные меры по выдаче предупреждений могут быть применены только в отношении той компании, которая занимает доминирующее положение на рынке. Такие доминанты есть не во всех субъектах РФ.

В Челябинское УФАС России также поступают обращения граждан, но в настоящее время говорить о массовости и масштабности этих обращений не приходится. Однако Челябинское УФАС России во избежание повторения ситуации 2014 года по нарушению антимонопольного законодательства страховщиками решила предпринять меры по предотвращению подобных нарушений.

Так, в этом году на сайте служба проводила анкетирование автолюбителей и предлагали им сообщить информацию, подтверждающую отказы или навязывание заключения договоров ОСАГО «с нагрузкой». Однако на протяжении всего 2016 года в Челябинское УФАС России с учетом данных анкет поступило всего 20 обращений граждан.

Еще раз обращаем внимание, что действия страховых компаний могут быть рассмотрены на предмет соблюдения антимонопольного законодательства в случае, если они носят массовый и системный характер.

При отказе от заключения договора, навязывании дополнительных услуг или неверном расчете коэффициентов необходимо обращаться в Управление Службы по защите прав потребителей и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе по адресу (620114, г. Екатеринбург, Циолковского, д. 18).

В связи с этим Челябинским УФАС России была разработана и распространяется памятка «4 «шага» для заключения договора ОСАГО без проблем». Антимонопольная служба напоминает автолюбителям об установленном в законодательстве порядке обращения за заключением договора ОСАГО в письменном виде за 30 дней.

Челябинское УФАС России призывает граждан не создавать компаниям «благодатную почву» для нарушений, обращаясь за заключением договоров в последний день своей страховки и тем самым предоставляя страховщикам возможность навязать «допы», а заблаговременно позаботиться о получении полиса ОСАГО.  

Сообщаем, что Челябинским УФАС России принято решение о проведении мониторинга на предмет наличия у страховых компаний бланков ОСАГО.

Также автолюбители указывают на трудности при заключении договоров ввиду очередей, введения талонной системы. По информации Челябинского УФАС России, полученной в результате выезда сотрудников службы в различные страховые компании г. Челябинска, не во всех страховых компаниях отмечается подобная ситуация. Кроме того, на сайтах некоторых страховщиков доступен сервис по онлайн-подаче заявления.

Кроме того, в 2016 году Банк России опубликовал указание от 20.11.2015 N 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» о введении страховыми компаниями так называемого «периода охлаждения». Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России». Страховщики должны привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам добровольного страхования в соответствии с требованиями указания в течение 90 дней со дня вступления его в силу.

«Период охлаждения» применяется в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая. Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о возврате страхователю страховой премии по выбору страхователя наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования.

Файлы для скачивания

Указание
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.04 МБ