Анна Козлова сообщила журналистам о нарушениях Закона о торговле

19 апреля в пресс-центре «Комсомольская правда-Челябинск» состоялась пресс-конференция по вопросам контроля антимонопольной службы за соблюдением требований Закона о торговле. В пресс-конференции приняли участие руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова, начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Юлия Пузанкова и руководитель проекта «Народный контроль» в Челябинской области Вадим Воробей.

 

 

Во время «Прямой линии» 14 апреля 2016 года Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости расширить полномочия ФАС России в сфере контроля за Законом о торговле и ускорить принятие поправок в данный Закон. 18 апреля правительственная комиссия по законопроектной деятельности согласовала поправки в Закон о торговле, доработанные Министерством промышленности и торговли. Изменения предполагают снижение предельной величины вознаграждения торговым сетям, а также сокращение сроков оплаты поставленных товаров до 5–35 дней вместо 10–45 дней в зависимости от длительности хранения продукта.

 

В ходе пресс-конференции Анна Алексеевна рассказала журналистам о рассмотренных Челябинским УФАС России делах о нарушении Закона о торговле и проблемах поставщиков при заключении договоров на поставку своей продукции в торговую сеть. Однако производители, сталкиваясь с нарушениями Закона о торговле торговыми сетями, редко обращаются в антимонопольный орган за защитой своих интересов. Обладая рыночной властью, торговые сети зачастую диктуют свои условия поставщикам, навязывают заключение договоров маркетинга при заключении договоров поставки, создают дискриминационные условия.

 

Однако рассмотренные Челябинским УФАС России дела свидетельствуют о возможности разрешения таких ситуаций. В частности, в этом году антимонопольным органом был признан факт нарушения ОАО «Ашан» Закона о торговле в отношении местного поставщика овощей. ООО Агрокомплекс «Чурилово» с 2013 года безуспешно пыталось заключить договор поставки овощей в торговую сеть на территории г. Челябинска.  Уже после возбуждения дела, в конце 2015 года, договор был заключен.

 

Стоит отметить, что ситуация с недостаточным наличием товаров местных производителей на полках торговых сетей является в настоящее время нерешенной. Причинами отсутствия местных товаров торговые сети называют небольшие объемы производства местных производителей, несоответствие фасовки, внешнего вида продукции требованиям продавца, затруднения в логистике. По мнению антимонопольного органа, для решения этой проблемы требуются законодательные изменения относительно обязательного присутствия определенного процента местных товаропроизводителей в торговых сетях региона, например, по социально значимым продуктам питания.

 

Челябинским УФАС России были разработаны предложения для производителей по увеличению объема реализации продукции местного производства в торговых сетях:

 

1. Направлять коммерческие предложениями напрямую в адрес торговых сетей, предварительно изучив условия отбора контрагентов и существенные условия заключения договора поставки;

 

2. Пересмотреть логистику по доставке продукции, расширить организационную структуру хранения своей продукции;

 

3. Поставлять оригинальную продукцию, которая не имеет аналогов.

 

Кроме того, Челябинское УФАС России еще раз сообщило о памятке для поставщиков при заключении договора поставки с торговой сетью:

 

1) Торговая сеть должна экономически и технологически обосновать свой выбор при отборе поставщиков;

 

2) Торговая сеть обязана обеспечить поставщиков информацией об условиях отбора контрагентов, в том числе путем размещения такой информации на своем сайте или направления в течение 14 дней ответа на поступивший запрос (в противном случае это расценивается как создание дискриминационных условий);

 

3) Условия, сформулированные в договоре поставки, не должны быть сформулированы в обобщенном виде (лучшие ценовые предложения, высокое качество товаров, соответствие действующему законодательству и т.п.), поскольку вводят поставщиков в заблуждение относительно реальных потребностей торговой сети и создают ситуацию, при которой любое предложение поставщика может быть признано несоответствующим таким условиям;

 

4) Затягивание торговой сетью рассмотрения заявки поставщика является созданием препятствий для доступа на рынок.

 

Также Челябинским УФАС России было принято решение о проведении проверок в отношении товаропроизводителей на предмет недобросовестной конкуренции после заявления представителя «Народного контроля» о случаях указания недостоверной информации о товаре на его упаковке. Соответствующую информацию о таких недобросовестных действиях Вадим Воробей представит в Челябинское УФАС России.