ООО «Компания «Интехпрод» должно заплатить более 7 млн рублей за антиконкурентное соглашение с Министерством социальных отношений Челябинской области

Постановление антимонопольного органа о наложении штрафа в размере 7,3 млн рублей на ООО «Компания «Интехпрод» подтверждено Арбитражным судом Челябинской области.

 

В 2014 году в действиях компании и Министерства социальных отношений Челябинской области было установлено нарушение антимонопольного законодательства при заключении государственных контрактов на сумму более 108 млн рублей. Запрос о проведении проверки по данным контрактам поступил в Челябинское УФАС России от ГУ МВД России по Челябинской области.

 

Контракты на поставку средств реабилитации для инвалидов (абсорбирующего белья) были заключены между компанией и Министерством в 2013 году без проведения торгов. При этом, как установило Челябинское УФАС России, у органа власти отсутствовали законные основания для заключения контрактов без конкурентных процедур.

 

В результате данных нарушений ООО «Компания «Интехпрод» получило право на заключение контрактов без конкурентной борьбы на крупную сумму, а компании-конкуренты вообще были лишены возможности предложить к поставке свой товар.

 

Министерство объяснило заключение контрактов с единственным поставщиком длительными сроками размещения заказов, в том числе поступлением запросов от участников размещения заказа, жалоб в антимонопольный орган, необходимостью освоения бюджетных средств и большой потребностью в средствах технической реабилитации.

 

Однако согласно действующему законодательству под размещением заказа у единственного поставщика понимается способ, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику. При этом размещение заказа у единственного поставщика возможно только вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, к которым относятся стихийные бедствия, гражданские войны и прочее.

 

Заключение указанных контрактов не было обусловлено подобными происшествиями. Министерство должно было определить поставщика средств реабилитации только путем проведения торгов. Однако в результате непроведения торгов одна из главных целей законодательства о закупках, направленная на экономию бюджетных средств, фактически не была выполнена.

 

Антимонопольный орган указал, что Министерство могло проводить закупки указанных средств путем торгов на протяжении всего 2013 года и при этом не нарушать требования законодательства о размещении заказов, ссылаясь на несуществующие обстоятельства непреодолимой силы. Однако значительный объем закупок был произведен только под конец года.

 

Челябинское УФАС России признало Министерство и ООО «Компания «Интехпрод» нарушившими ч.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно ч. 4 ст.16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

 

Нарушители привлечены к административной ответственности за антиконкурентное соглашение.