Протокол по рассмотрению вопросов о правоотношениях, возникающих между застройщиками и ресурсоснабжащими организациями при технологическом присоединении объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

по рассмотрению вопросов о правоотношениях, возникающих между застройщиками и ресурсоснабжащими организациями при технологическом присоединении объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения

30 марта 2015 года

Председательствовал:

 

Руководитель Челябинского УФАС России                                   А.А. Козлова

 

присутствовали:

 

Министр тарифного регулирования и энергетики

Челябинской области

Т.В. Кучиц

Председатель Комитета по управлению имуществом и

земельным отношениям города Челябинска

С.А. Чигинцев

 

Заместитель руководителя Челябинского УФАС России

Е.Г. Рысева

Заместитель Министра тарифного регулирования и

энергетики Челябинской области

 А.А. Дрыга

Начальник отдела ценообразования в электроэнергетике

Министерства тарифного регулирования и энергетики

Челябинской области

А.В. Симоненко

Представитель Комитета по управлению имуществом и

земельным отношениям города Челябинска

Е.В. Карабинцева

 

Представитель Главного управления архитектуры

и градостроительства Администрации города Челябинска

 К.А. Павлов

 

Главный специалист-эксперт отдела ценообразования

в электроэнергетике Министерства тарифного регулирования

и энергетики Челябинской области

Е.Ю. Кудашева

 

Начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта

Челябинского УФАС России

 Д.А. Дозморова

Начальник отдела антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России

 С.А. Копылов

 

Начальник отдела контроля торгов и органов власти

 Т.М. Соболевская

Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России

 О.В. Конькова

 

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля Челябинского УФАС России

 А.И. Тараскина

 

Представитель Управления по имущественным и

земельным отношениям Администрации Копейского

городского округа

 Л.В. Вернина

 

Представители ОАО «ТрансЭнерго»

С.П. Саранчук,

А.С. Пульников

 

Представители Администрации

г. Снежинска

Челябинской области

Е.М. Бастрон,

 А.А.Воронов

 

Представители Комитета по управлению имуществом

Администрации г. Снежинск Челябинской области

В.В. Коляда

Генеральный директор ООО «Классик»

А.В. Крылов

 

Представитель ООО «Классик»

 Ю.М. Ященко

 

Представители ООО «Завод «КПД»

 В.В. Мандрыгин,

 О.А. Чернова

 

Представитель МУП «ГУК»

Д.В. Кургаев

 

Директор МУП «КЭС»

 С.Е. Шаповалов

 

Представители ОАО «ЧЭК»

 А.В. Меньшаков,

 Е.В. Багина

Представитель ООО «Жилстрой № 9»

 М.М. Тухватуллин

 

Представители ОАО «СК ЧГС»

 С.Э. Захарова,

Е.А. Савченков

Представитель ООО «АЭС Инвест»

 И.В. Андрюхин

 

Представители ЗАО «Магниторскгазстрой»

А.М. Воронин,

 В.М. Буклеев

Представитель МУП «ЧКТС»

 А.Ю. Заярный,

Р.Ж. Колыбаева

 

Представители НП СРО «ССК УрСиб»

 Ю.В. Десятков

 

 Н.М. Разумова

 

Представитель ООО «Бетотек-Строй»

Д.Ю. Сотников

Представители МП «Горэлектросеть»

И.Г. Горбунова,

Г.Д. Семакина,

А.В.Кузьмина

 

Представитель ООО «Константа»

С.С. Лапина

 

Представитель ООО «Строительная компания «Легион»

И.Ф. Клушин

 

Представители СК «Магистр»

Л.М. Евдасин,

В.И. Летягина,

Ю.А  Хафизова

Начальник юридического управления

ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»,

ОАО «Челябинскгоргаз»

М.Н. Сапожников

 

Главный инженер ОАО «Челябинскгоргаз»

В.А. Фомин

 

Представитель МУП «ПОВВ»

Е.В. Амерханова

 

Слушали: Козлову А.А.,  Кучиц Т.В., Рысеву Е.Г.

 

I. Повод к проведению Круглого стола

В рамках подготовки к проведению Круглого стола Челябинским УФАС России всем заинтересованным лицам было предложено представить для обсуждения вопросы, подлежащие включению в предмет обсуждения на Круглом столе.

II. Проблемные вопросы

Козлова А.А.: Открыла заседание Круглого стола.

Кучиц Т.В.: По вопросу о взаимоотношении застройщиков с ресурсоснабжащими организациями при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения необходимо отметить следующее.

При заключении договора о подключении (технологическом присоединении) между сторонами могут возникнуть разногласия по следующим моментам:

- технические условия, в том числе, состав мероприятий, которым определяется стоимость работ;

- сроки подключения;

- исполнение договора подключения.  

Относительно технической составляющей технических условий отмечаем, что оценка правомерности включения в их состав тех или иных мероприятий по подключению входит в полномочия Ростехнадзора или специализированной (экспертной) организации.

Застройщикам необходимо обращать внимание, что отказ ресурсоснабжающей организации в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) ввиду отсутствия технической возможности может быть оспорен. В случае несогласия с включенными в технические условия мероприятиями рекомендуем привлекать экспертные организации для дачи соответствующего заключения.

У Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области отсутствуют полномочия по осуществлению технической экспертизы. При этом, при принятии решения по установлению стоимости подключения (технологического присоединения) Министерство может руководствоваться заключениями Ростехнадзора или экспертных организаций. 

В основном разногласия между сторонами возникают по определению сроков исполнения договорных обязательств по подключению.

Для подключения к сетям тепло-, водо-, газо- снабжения срок подключения установлен не более 18 месяцев. Поскольку указанный срок является предельным при исполнения договорных обязательств по подключению сторонами должен соблюдаться баланс интересов.

Рысева Е.Г.: Взаимоотношения застройщиков с ресурсоснабжащими организациями при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения лучше всего детализированы в законодательстве об электроэнергетике.

В сфере теплоснабжения иная ситуация. В г. Челябинске отсутствует утвержденная в установленном порядке схема теплоснабжения и инвестиционная программа. По мнению ряда ресурсоснабжающих организаций, отсутствие в г. Челябинске утвержденной в установленном порядке схемы теплоснабжения и инвестиционной программы  свидетельствует об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения в отношении всех потребителей, подавших соответствующие заявки. Кроме того, поскольку сроки обращения к регулятору за утверждением платы в индивидуальном порядке законодательно не регламентированы, в большинстве случаев ресурсоснабжающие организации ведут длительную переписку с Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска, с КУиЗО г. Челябинска, тем самым, затягивая сроки для обращения в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области за установлением платы в индивидуальном порядке.

По мнению Челябинского УФАС России, при обращении в орган регулирования за утверждением платы за подключение в индивидуальном порядке теплоснабжающие организации должны руководствоваться 30-дневным сроком. Согласно судебной практики информация о плате не является существенным условием договора подключения в силу ГК РФ, поскольку подлежит регулированию в установленном порядке.

По факту уклонения от заключения договора подключения жилых домов к системе теплоснабжения ОАО «УТСК» антимонопольным органом выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем обращения в случае отсутствия технической возможности подключения в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области для установления платы за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке.

Следует отметить, что антимонопольный орган не вправе вмешиваться в договорные отношения, в том числе контролировать исполнение уже заключенного договора. В связи с чем, застройщикам при согласовании с ресуроснабжающими организациями сроков подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения необходимо исходить из конкретных обстоятельств, в том числе объема выполняемых мероприятий, и в случае несогласия с указанными сроками на стадии заключения договора направлять соответствующие протоколы разногласий.

Кучиц Т.В.: В последнее время со стороны ресурсоснабжающих организаций наблюдается злоупотребление правом, когда по окончании срока действия технических условий ресуроснабжающие организации навязывают застройщикам заключение нового договора. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению.

Рысева Е.Г.: В такой ситуации, если антимонопольным органом не будет доказан факт злоупотребления доминирующим положениям, такие действия ресурсоснабжающих организаций могут быть квалифицированы как нарушение статьи  9.21 КоАП РФ. 

Рысева Е.Г.: По вопросу распределения обязанностей по подключению между правообладателями земельных участков и ресурсоснабжающими организациями позиция антимонопольного органа будет опубликована на официальном сайте Челябинского УФАС России to74@fas.gov.ru.

  

III. Итоги Круглого стола.

 

Довести до сведения заинтересованных лиц позицию компетентных органов по следующим вопросам:

1.                О сроках технологического присоединения (подключения), в том числе в случае выдачи новых технических условий или изменения ранее выданных.

Правилами технологического присоединения (подключения), утвержденными актами Правительства РФ в соответствующей сфере регулирования, установлены предельные (нормативные) сроки технологического присоединения (подключения) для ресурсоснабжающих организаций и ответственность за несоблюдение установленных сроков.

Для подключения к сетям тепло-, водо-, газо- снабжения не более 18 месяцев. Для крупных потребителей - от 2-х до 4 лет, но не более.

Для электрических сетей установлены еще более короткие сроки от 6 месяцев до 1 года. Для крупных потребителей - 2 года, если иные сроки не предусмотрены инвестиционной программой, но не более 4-х лет. При этом, сроки для таких потребителей должны коррелироваться со сроками реализации инвестиционной программы.

В соответствии с пунктом 27 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий.

При изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые технические условия, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно пункту 30 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, в случае если фактический срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) превышает срок, указанный в договоре о подключении, по вине исполнителя, срок действия технических условий продлевается не менее чем до окончания осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению).

Пункт 39 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения» предусматривает, что в случае если в процессе строительства (реконструкции) подключаемого объекта превышен срок действия условий подключения, указанный срок продлевается по согласованию с исполнителем на основании письменного обращения заявителя. Согласование отступления от условий подключения, а также продление срока действия условий подключения осуществляется исполнителем в течение 15 дней с даты получения обращения заявителя путем внесения изменений в договор о подключении.

При этом для ресурсоснабжающих организаций обязательны для соблюдения установленные Правилами сроки подключения для конкретных категорий заявителей.

Таким образом, срок подключения исчисляется с даты заключения первоначального договора и по соглашению сторон может быть скорректирован при изменении технических условий, при этом не требуется подача новой заявки от заявителя.

2.                О возможности сокращения предельных сроков подключения объектов к сетям теплоснабжения.

Порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения определен в статье 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №  307).

Подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения (далее - договор о подключении), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.

В соответствии с пунктом 31 Правил № 307 нормативный срок подключения объекта не может превышать для теплопотребляющих установок 18 месяцев с даты заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в инвестиционной программе исполнителя, а также в инвестиционных программах организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании смежными тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, с которыми заключены договоры о подключении, в связи с обеспечением технической возможности подключения, но при этом срок подключения не должен превышать 3 лет.

Вместе с тем, закрепление в Правилах предельного срока не свидетельствует о невозможности осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов капитального строительства к централизованным системам теплоснабжения в более ранние сроки. Ресурсоснабжающие организации, пользуясь указанной нормой Правил, включают в договоры максимально возможные сроки, при этом не рассматривают протоколы разногласий в части изменения сроков подключения.

Такие действия теплоснабжающих организаций, в случае установления технической возможности для осуществления мероприятий по подключению, наличия переписки между сторонами относительно изменения условий договора в части сокращения сроков подключения, могут быть квалифицированы антимонопольным органом  как нарушение  пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3.                Об определении технической возможности подключения  объектов к сетям теплоснабжения, а также о сроках обращения в уполномоченный орган регулирования за утверждением платы за подключением в индивидуальном порядке.

Подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения (далее - договор о подключении), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.

Согласно пункту 11 Правил № 307 для заключения договора о подключении заявитель направляет в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения.

Пунктом 14 Правил № 307 определено, что в случае представления сведений и документов, указанных в пунктах 11, 12 и 48 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней с даты их получения направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах.

При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.

Техническая возможность подключения существует:

при наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя;

при наличии резерва тепловой мощности источников тепловой энергии.

Таким образом, при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта к системе теплоснабжения ресурсоснабжающая организация должна направить проект договора о подключении в течение 30 дней.

В случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения объекта капитального строительства, отказ в заключении договора на его подключение (технологическое присоединение) не допускается.

В случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, и при отсутствии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в сроки и в порядке, которые установлены правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства.

В настоящее время в г. Челябинске отсутствует утвержденная в установленном порядке схема теплоснабжения и инвестиционная программа.

Вместе с тем, отсутствие в г. Челябинске утвержденной в установленном порядке схемы теплоснабжения и инвестиционной программы не свидетельствует об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения в отношении всех потребителей, подавших соответствующие заявки.

В случае обращения застройщиков в антимонопольный орган на действия РСО, выразившиеся в необоснованном отказе от заключения договора подключения, теплоснабжающие организации должны подтвердить отсутствие технической возможности подключения объектов к тепловым сетям.

Согласно пункту 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.

В случае необходимости установления платы за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке подписанный договор направляется заявителю в 2 экземплярах в течение 30 дней с даты установления уполномоченными органами регулирования платы за подключение.

Действующим законодательством в сфере теплоснабжения прямо не закреплены сроки обращения ресурсоснабжающей организации в уполномоченный орган регулировия за утверждением платы за подключение в индивидуальном порядке.

В соответствии с общими принципами осуществления гражданских прав и обязанностей субъекты гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.

Принимая во внимание принципы разумности и добросовестности, общие положения гражданского законодательства о заключении договоров, а также сроки, предусмотренные для обращения ресурсоснабжающих организаций в уполномоченный орган регулирования за утверждением платы за подключение в индивидуальном порядке в сферах водоснабжения, электроэнергетике (30 дней), считаем, что теплоснабжающие организации также должны руководствоваться указанным сроком.  

Нерассмотрение теплоснабжающими организациями соответствующих заявок на подключение, необращение в течение длительного времени в уполномоченный орган за утверждением платы подключения в случае отсутствия технической возможности подключения может рассматриваться антимонопольным органом как необоснованный отказ от заключения договора подключения.

 

4.                О распределении обязанностей по подключению между правообладателями земельных участков и ресурсоснабжающими организациями в сфере теплоснабжения и водоснабжения.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона  от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя (пункт 13 статьи 18 Закона о водоснабжении).

Таким образом, законодатель представляет возможность собственнику  объекта капитального строительства самостоятельно производить создание сетей и объектов, необходимых для подключения к системе водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства в точке подключения, указанной ресурсоснабжающей организацией.

Следовательно, застройщик, которому выделен земельный участок для комплексного освоения, имеет право самостоятельно производить создание сетей и объектов, необходимых для подключения к системе водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, в границах земельного участка, и соответственно плата за подключение также утверждается за создание инженерных сетей до границы земельного участка.

Аналогичный порядок взаимоотношений должен складываться между теплоснабжающей организацией и владельцем земельного участка при  подключении к системе теплоснабжения объектов, расположенных на земельном участке, выделенном для целей комплексного освоения.

Так, согласно пункту 10 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории.

Договором комплексного освоения территории предусматривается выполнение одной из сторон в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязательств по строительству объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с проектом планировки территории (часть 3 и пункт 6 части 5 статьи 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

 

Председательствующий:

Руководитель Челябинского УФАС России                                          А.А. Козлова