Итоги круглого стола по реализации № 223-ФЗ при осуществлении сетевыми организациями процедуры подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

 

по рассмотрению вопросов реализации положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении сетевыми организациями процедуры подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения

30 марта 2015 года

Председательствовал:

Руководитель Челябинского УФАС России                                          Козлова А.А.

 

присутствовали:

Министр тарифного регулирования и энергетики

Челябинской области

Кучиц Т.В.

Председатель Комитета по управлению имуществом и

земельным отношениям города Челябинска

 Чигинцев С.А.

Заместитель руководителя Челябинского УФАС России

Рысева Е.Г.

Заместитель Министра тарифного регулирования и

энергетики Челябинской области

Дрыга А.А.

Начальник отдела ценообразования в электроэнергетике

Министерства тарифного регулирования и энергетики

Челябинской области

Симоненко А.В.

Главный специалист-эксперт отдела ценообразования

в электроэнергетике Министерства тарифного регулирования

и энергетики Челябинской области

Кудашева Е.Ю.

 

Представитель Комитета по управлению имуществом и

земельным отношениям города Челябинска

Карабинцева Е.В.

 

Представитель Главного управления архитектуры

и градостроительства администрации города Челябинска

Павлов К.А.

 

Начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта

Челябинского УФАС России

Дозморова Д.А.

Начальник отдела антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России

Копылов С.А.

 

Начальник отдела контроля торгов и органов власти

Соболевская Т.М.

Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России

Конькова О.В.

 

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля Челябинского УФАС России

Тараскина А.И.

 

Представитель Управления по имущественным и

земельным отношениям Администрации Копейского

городского округа

Вернина Л.В.

 

Представители ОАО «ТрансЭнерго»

Саранчук С.П.

Пульников А.С.

Представители Администрации г. Снежинск

Челябинской области

Бастрон Е.М.

Воронов А.А.

Представители Комитета по управлению имуществом

Администрации г. Снежинск Челябинской области

Коляда В.В.

 

Генеральный директор ООО «Классик»

Крылов А.В.

 

Представитель ООО «Классик»

Ященко Ю.М.

Представители ООО «Завод «КПД»

Мандрыгин В.В.

Чернова О.А.

Представитель МУП «ГУК»

Кургаев Д.В.

Директор МУП «КЭС»

Шаповалов С.Е.

Представители ОАО «ЧЭК»

Меньшаков А.В.

Багина Е.В.

Представитель ООО «Жилстрой № 9»

Тухватуллин М.М.

Представители ОАО «СК ЧГС»

Захарова С.Э.

Савченков Е.А.

Представитель ООО «АЭС Инвест»

Андрюхин И.В.

Представители ЗАО «Магниторскгазстрой»

Воронин А.М.

Буклеев В.М.

Представитель МУП «ЧКТС»

Заярный А.Ю.

Представители НП СРО «ССК УрСиб»

Десятков Ю.В.

Разумова Н.М.

Представитель ООО «Бетотек-Строй»

Сотников Д.Ю.

Представители МП «Горэлектросеть»

Горбунова И.Г.

Семакина Г.Д.

Кузьмина А.В.

Представитель ООО «Константа»

Лапина С.С.

Представитель ООО «Строительная компания «Легион»

Клушин И.Ф.

Представители СК «Магистр»

Евдасин Л.М.

Летягина В.И.

Хафизова Ю.А

Начальник юридического управления

ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»,ОАО «Челябинскгоргаз»

Сапожников М.Н.

 

Главный инженер ОАО «Челябинскгоргаз»

Фомин В.А.

 

Слушали: Козлову А.А., Рысеву Е.Г., Кучиц Т.В.

I. Повод к проведению Круглого стола

Правомерность использования механизма закупок у единственного поставщика при осуществлении сетевыми организациями процедуры подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Вопросы реализации положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при осуществлении сетевыми организациями процедуры подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В рамках подготовки к проведению Круглого стола Челябинским УФАС России всем заинтересованным лицам было предложено представить для обсуждения вопросы, подлежащие включению в предмет обсуждения на Круглом столе.

II. Мнение присутствующих

Рысева Е.Г. Открыла заседание Круглого стола, отметив, что рассматриваемый вопрос актуален.

Кучиц Т.В..: Мероприятия по усилению и развитию существующей сети, а также по ее созданию до объекта капитального строительства (земельного участка) выполняются непосредственно владельцем сети. Источником финансирования этих мероприятий является плата за подключение.

Поставленный вопрос в большей степени касается технологического присоединения к электрическим сетям, поскольку Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Постановление № 861, Правила присоединения) предусматривает возможность заявителю самостоятельно выбрать перечень мероприятий, которые он может выполнить лично, однако сетевые организации не идут на встречу потребителям.

При выполнении мероприятий по подключению силами заявителя, последний мог бы выступать в качестве единственного поставщика по выполнению подрядных работ.

Сетевым организациям необходимо в Положении о закупке предусмотреть порядок закупки у единственного поставщика, в том числе закупку у заявителя мероприятий по технологическому присоединению, которые сетевой организацией решено передать для исполнения заявителю, что позволит сократить сроки подключения, установление платы за присоединение на экономически обоснованном уровне, а также обеспечить баланс интересов сетевых организаций и заявителя в части контроля качества и сроков подключения.

Рысева Е.Г.: Антимонопольный орган поддерживает позицию Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

Правила присоединения разделяют границы выполнения мероприятий силами заявителя-границами земельного участка. Однако, на практике заявитель готов выполнить мероприятия и за пределами границ земельного участка для ускорения подключения, либо привлечь своего подрядчика.

Для выполнения мероприятий по технологическому присоединению силами потребителя либо привлекаемой подрядной организацией за пределами границ земельного участка, сетевым организациям рекомендуется предусмотреть в Положении о закупке возможность заключения договора с единственным поставщиком, которым будет выступать заявитель (либо привлекаемая подрядная организация).

Кучиц Т.В.: Заявитель/привлекаемая подрядная организация будут выступать подрядчиком для территориальной сетевой организации.

Козлова А.А.: В случае, если сетевые организации будут настаивать на самостоятельном выполнении мероприятий на территории земельного участка заявителя, данные заявители имеют право обратиться в антимонопольный орган с соответствующей жалобой. Пунктом 25 (1) Постановления № 861 предусмотрено распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Рысева Е.Г.: Постановление № 861 прямо регламентирует распределение мероприятий границами земельного участка. Только по соглашению сторон ряд мероприятий может быть возложен на заявителя.

Исполнение указанных в индивидуальных технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем (по выбору заявителя).

В случае если мероприятия по технологическому присоединению по индивидуальному проекту либо их часть осуществляются заявителем, в договоре указываются конкретные мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Рысева Е.Г.: Для  баланса интересов, в том числе относительно установления платы за технологическое присоединение сторонам необходимо на стадии заключения договора достигнуть соглашения о распределении мероприятий в технических условиях.

III. Итоги Круглого стола.

Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым  Положением о закупке.

 Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках определяет основные способы закупок, которыми являются аукцион и конкурс. При этом, часть 3 статьи 3 Закона о закупках содержит возможность заказчику определить иной способ закупки, в том числе закупку у единственного поставщика.

Заказчики должны устанавливать порядок осуществления закупки у единственного поставщика и основания для использования этого способа в собственном Положении о закупке. При этом действующее законодательство не предусматривает критериев для определения случаев закупок у единственного поставщика, однако при проведении такой процедуры заказчиком должны быть соблюдены принципы, установленные частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

В действующем законодательстве отсутствует запрет на выполнение заявителем (либо привлекаемой им подрядной организацией) мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ земельного участка.

В случае если мероприятия по технологическому присоединению либо их часть осуществляются заявителем, в договоре подряда указываются конкретные мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий при расчете платы за технологическое присоединение по договору на технологическое присоединение.

Таким образом, Правила присоединения позволяют заявителю быть исполнителем мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ своего земельного участка, став для сетевой организации единственным поставщиком данных услуг в рамках исполнения заключенного договора на технологическое присоединение.

В целях снижения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям заявитель имеет исключительное право выступить в роли единственного поставщика (подрядчика) по строительству электросетевых объектов в рамках договора об осуществлении технологического присоединения с сетевой организацией.

Челябинское УФАС России и Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области полагают возможным передачу сетевой организацией выполнение части мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ земельного участка заявителю путем заключения отдельного договора как с единственным поставщиком данных услуг в рамках заключаемого договора на технологическое присоединение.

При реализации сетевыми организациями механизма закупки у единственного поставщика исполнения мероприятий по технологическому присоединения силами заявителя  (либо привлекаемой подрядной организацией) в рамках исполнения заключенного договора на технологическое присоединение не будут нарушаться принципы, указанные в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Предлагаемый механизм выполнения мероприятий по технологическому присоединению силами заявителя позволит сократить сроки подключения, установление платы за присоединение на экономически обоснованном уровне, а также обеспечить баланс интересов сетевых организаций и заявителя в части контроля качества и сроков подключения. При этом возводимые заявителем объекты электросетевого хозяйства будут передаваться на баланс сетевой организации как заказчику услуг при осуществлении закупки у единственного поставщика.

Для реализации данного механизма выполнения мероприятий по технологическому присоединению силами заявителя (либо привлекаемой им подрядной организацией) за пределами границ земельного участка, сетевым организациям необходимо предусмотреть в Положении о закупке возможность заключения договора с единственным поставщиком, которым будет выступать заявитель по заключенному договору на технологическое присоединение (либо привлекаемая им подрядная организация).

Данную закупку у единственного поставщика - заявителя (либо привлекаемой им подрядной организации) необходимо провести на стадии согласования условий договора на технологическое присоединение, чтобы максимально точно определить стоимость услуг по технологическому присоединению, исключив из нее расходы сетевой организации на выполнение работ в рамках договора подряда.

Челябинское УФАС России и Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области предлагает сетевыми организациями в Челябинской области реализовать данный «пилотный проект».

 

Председательствующий:

Руководитель Челябинского УФАС России                                          Козлова А.А.