Челябинское УФАС России провело исследование взаимозаменяемости услуг ломбардов с услугами иных организаций в части выдачи потребительских займов

Антимонопольный орган изучил вопрос о взаимозаменяемости услуг ломбардов, кредитных организаций и иных финансовых организаций в связи с поступлением обращений хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг ломбардов.

 

Так, в соответствии с изменениями в Федеральном законе от 21.12.2013 №375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизма защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций и повышения эффективности государственного контроля в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности)» график работы ломбардов установлен с 8 до 20.00 по местному времени.

 

По мнению хозяйствующих субъектов, введение такого ограничения может ставить ломбарды в неравные условия осуществления хозяйственной деятельности по сравнению с кредитными и прочими финансовыми организациями, поскольку для них подобное ограничение не установлено.

 

В связи с этим, Челябинское УФАС России провело анализ сопоставимости обычаев делового оборота кредитных организаций, ломбардов и иных финансовых организаций, предоставляющих потребительские займы, а также изучило возможность признания оказываемых данными организациями услуг взаимозаменяемыми.

 

В соответствии с представленными данными ЦБ РФ на территории Челябинской области действуют 22 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива, 190 ломбардов, 107 микрофинансовых организаций и 112 кредитных потребительских кооперативов. Согласно мнению ЦБ РФ, услуги ломбардов и микрофинансовых организаций не являются взаимозаменяемыми, так как у каждого из указанных субъектов имеется особый порядок заключения договора займа. Микрофинансовые организации заключают договор займа без обеспечения, а ломбард заключает договор займа с обеспечением, сопровождающимся выдачей залогового билета.

 

Сравнение обычаев делового оборота, в части режима работы до и после вступления в силу Закона свидетельствует об отсутствии существенных изменений режима работы микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов и ломбардов.

 

Кроме того, сроки предоставления займов у ломбардов значительно ниже (в основном до 1 месяца), чем у потребительских кооперативов и микрофинансовых организации (от 0,5 года до 3 лет).

 

Таким образом, анализ обычаев делового оборота хозяйствующих субъектов, предоставляющих потребительские займы, в части их режима работы до и после вступления в силу Закона, анализ основных потребительских характеристик, предоставляемых кредитными организациями, ломбардами и иными финансовыми организациями кредитов (займов), в частности, процентных ставок, срока, наличия либо отсутствия обеспечения, схем погашения задолженности свидетельствует о невозможности признания оказываемых указанными организациями услуг взаимозаменяемыми.