Суд: Администрация Ашинского городского поселения и ООО «Коммунальщик-Аша» заключили антиконкурентное соглашение

 

Арбитражный суд Челябинской области подтвердил правомерность выводов Челябинского УФАС России о нарушении Администрацией Ашинского городского поселения и ООО «Коммунальщик-Аша» антимонопольного законодательства при заключении концессионного соглашения в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений, транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов остановочных площадок на территории Ашинского городского поселения.

Ранее антимонопольным органом установлено, что между ООО «Коммунальщик-Аша» и Администрацией 10.07.2012 заключено Концессионное соглашение в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений, транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов остановочных площадок на территории Ашинского городского поселения сроком на 5 лет по результатам проведения конкурса.

Объектами концессионного соглашения стали более 350 объектов, в их числе автодороги, автодорожные мосты, пешеходные мосты, ливневая канализация, контейнерные площадки и основание под бункер для сбора ТБО, лестницы и металлическое ограждение, остановочные площадки, нежилые здания и помещения, земельные участки, автомобильная техника, оборудование и иное имущество.

Антимонопольным органом установлено, что конкурс проведен с нарушением положений законодательства о концессионных соглашениях, что противоречит части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Более того концессионное соглашение противоречило требованиям действующего законодательства и не могло быть заключено в порядке, предусмотренном законодательством о концессионных соглашениях.

Так, конкурсной документацией, и впоследствии соглашением было предусмотрено выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, а реконструкция и модернизация объектов при реализации соглашения не предполагалась, и орган местного самоуправления не имел оснований для проведения конкурса в порядке, предусмотренным законодательством о концессионных соглашениях. Работы, которые предусмотрены конкурсной документацией и соглашением, по организации в границах городского поселения дорожной деятельности в целях обеспечения муниципальных нужд должны были осуществляться в порядке, предусмотренном  законодательством о размещении заказов.

При этом объекты концессионного соглашения (исключение 2 земельных участка) не находились в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения, что исключает возможность его заключения.

Кроме того, распоряжение муниципальным имуществом, которое передано обществу по концессионному соглашению и не связано с его объектом, в том числе автомобильная техника и оборудование, техника для оказания услуг по вывозу ТБО и ЖБО, помещения, здания и т.д., должно осуществляться в соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67. Указанные требования Администрацией не были соблюдены.

Антимонопольный орган пришел к выводу, что муниципальное имущество передано обществу с нарушением нормативно-правовых актов РФ, автомобильные дороги, дорожные сооружения и ливневая канализация формально включены в объект концессионного соглашения, без фактического намерения их использовать и реконструировать, содержание соглашения не соответствует действующему законодательству.

Арбитражный суд Челябинской области посчитал верными выводы антимонопольной службы о том, что действия сторон, как  ООО «Коммунальщик-Аша», так и Администрации по заключению Соглашения обеспечили обществу получение доступа  к муниципальному имуществу (здания, земельные участки, техника, контейнерные площадки) за незначительную плату (около 5700 рублей в виде концессионной платы), на длительное время и в отсутствие конкуренции,  что  предоставило обществу возможность выхода на рынок по оказанию услуг  по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, а также по ремонту, содержанию и обслуживанию автомобильных дорог и объектов дорожной инфраструктуры, создали преимущественные условия участия в торгах для муниципальных нужд, проводимых в целях содержания  и ремонта автомобильных дорог, ливневой канализации, вывоза ТБО, что могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на указанных товарных рынках, в том числе к ограничению доступа на указанные товарные рынки иным хозяйствующим субъектам, намеренным выполнять работы по ремонту и содержанию дорог в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, а также использовать движимое и недвижимое муниципальное имущество в целях осуществления предпринимательской деятельности, в том числе по сбору и вывозу ТБО.

Концессионное соглашение, подписанное между Администрацией Ашинского городского поселения и ООО «Коммунальщик-Аша» признано Челябинским УФАС России противоречащим пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, в связи с чем по результатам рассмотрения дела выдано предписание о прекращении соглашения и возврате имущества в муниципальную собственность.

Акты антимонопольной службы оставлены судом без изменения.