Итоги государственного контроля соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в 1 полугодии 2014 года

Челябинское УФАС России осуществляет  государственный контроль  на территории Челябинской области за соблюдением антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд и закупках отдельными юридическими лицами, законодательства в сфере электроэнергетики в части соблюдения запрета на совмещение конкурентных видов деятельности и естественно-монопольных и соблюдения правил техприсоединения к электрическим сетям, Закона о торговой деятельности в части соблюдения торговыми сетями антимонопольных требований, контроль за раскрытием стандартов информации субъектами естественных монополий.

 

Всего в Управлении работает 50 специалистов, подразделений в муниципальных образованиях нет.

 

 

В 1 полугодии 2014 года Челябинским УФАС России рассмотрено 2390 (в 1 полугодии 2013 года - 1148) обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Количество обращений в целом стабилизировалось, однако изменилось по направлениям деятельности антимонопольных органов, в т.ч. и в связи с изменением действующего законодательства. Из них:

-             583 (296) заявления по признакам нарушения антимонопольного законодательства;

-             200 (103) заявлений по признакам нарушения законодательства о рекламе;

-             1485 (663) заявлений и обращений по законодательству о закупках для государственных и муниципальных нужд;

-             2 (5) ходатайства и уведомления о совершении сделок по экономической концентрации в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции»;

-             2 (2) заявления по признакам нарушения Закона о торговой деятельности;

-             19 (19) ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной преференций;

-             68 (24) обращений по закупкам естественных монополий, госкорпораций, МУПов, ГУПов (223-ФЗ);

-             23 (30) обращения по различным торгам, проводимым органами власти (земля, имущество, управляющие компании).

 

 

Кроме того, поступило 202 (91) обращения за разъяснениями по применению антимонопольного, рекламного законодательства и Закона о торговле, а также по вопросам защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг и обоснованности роста цен на услуги естественных монополий, ЖКХ, транспорта, которые не только направлены по подведомственности, но и даны разъяснения по поставленным вопросам; обращений граждан и хозсубъектов через раздел сайта «Обратная связь».

 

Ежегодно наблюдается рост обращений по закону о закупках для государственных и муниципальных нужд, законодательству рекламе и закону о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением.

 

Так, имеет место значительный рост (в 2 раза) обращений на нарушения антимонопольного законодательства, особенно в части злоупотребления доминирующим положением. Так, в 1 полугодии 2014 года поступило 583 обращения, из них 377 связано со злоупотреблением доминирующим положением (в 1 полугодии 2013 года - 296 обращений, из них 180 по злоупотреблению доминирующим положением). Рост вызван несокращающимися нарушениями со стороны сетевых компаний по нарушению правил техприсоединения к электрическим сетям, множеством нарушений со стороны тепло- и водоснабжающих организаций.

 

Но значительного увеличения признанных нарушений в результате рассмотрения дел (29 в 1 полугодии 2014 года, 27 в 1 полугодии 2013 года) и наложенных и уплаченных штрафов нет (4,1 в 1 полугодии 2014 года и 5,6 в 1 полугодии 2013 года) не наблюдается. Это объясняется активным применением новых мер антимонопольного реагирования - выдача предупреждений и предостережений. Так, в 1 полугодии 2014 года выдано 30 предупреждений и 1 предостережение, в 1 полугодии 2013 года - 38 предупреждений и 3 предостережения, большинство которых исполнено.

 

Следует отметить активность заявителей с жалобами на картели, что привело к росту более чем в 10 раз количества обращений на антиконкурентные соглашения, согласованные действия со стороны хозсубъектов. Так, в 1 полугодии 2014 года поступило 92 обращения, тогда как в 1 полугодии 2013 года всего 8.

 

Но практически по всем обращениям после проверки подготовлены отказы, которые связаны с незнанием действующего законодательства и полномочий антимонопольного органа.         

 

Растет количество обращений и возбужденных дел по признакам недобросовестной конкуренции. В 1 полугодии 2014 года поступило 38 обращений и возбуждено 12 дел (23 обращения и 6 возбужденных дел в 1 полугодии 2013 года).

 

Сократилось количество обращений на антиконкурентные действия органов власти. Так, в 1 полугодии 2014 года на действия органов власти поступило 99 обращений (в 1 полугодии 2013 года - 140 обращений), однако количество возбужденных дел почти не сократилось (в 1 полугодии 2014 года возбуждено 54 дела, в 1 полугодии 2013 года - 51 дело). Более половины обращений на действия органов власти завершены возбуждением дела и вынесением решения о признании в действиях органов власти нарушений действующего законодательства, которые негативно влияют на конкурентную среду на товарных рынках.

 

Активно стали использовать предприниматели новые возможности ст.18.1 Закона о защите конкуренции, дающие им право обжаловать в антимонопольный орган закупки отдельных юридических лиц (естественные монополии, госкорпорации, ГУПы, МУПы и т.д), а также торги, проводимые органами власти в отношении земли, имущества, водных объектов, недр и т.д. В 1 полугодии 2014 года всего поступило 68 жалоб по закупкам (в 1 полугодии 2013 года - 24), рассмотрено 62 (6 жалоб отозвано), почти половина (37 жалоб) признаны обоснованными.

 

На действия органов власти по организации и проведении торгов поступило 23 жалобы (в 1 полугодии 2013 года - 30), рассмотрено 21 (2 отозваны), более половины (11) признаны обоснованными.

 

Особо следует отметить более чем 2-кратное увеличение обращений по нарушениям законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд. Так, в 1 полугодии 2014 году количество обращений на нарушения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд заказов составило 1485 (в 1 полугодии 2013 года - 663), в том числе 366 жалобы на конкретную закупку в 1 полугодии 2014 года, 753 согласования о заключении договора с единственным поставщиком (в 1 полугодии 2013 года - 275 жалоб, 138 согласований). Рост количества жалоб и особенно согласований более чем в 5 раз по сравнению с 1 полугодием 2013 года) у ЕП вызвано изменениями в действующем законодательстве о закупках. Доля обоснованных жалоб давно стабилизировалось и составляет около половины.

 

По итогам рассмотрения согласований в 169 случаях отказано в согласовании (в 1 полугодии 2013 года отказано всего в 10 случаях), выдано более 500 предписаний по устранению нарушений, которые не повлияли на результаты определения поставщика и которые возможно устранить при заключении контракта.

 

По нарушениям законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в 1 полугодии 2014 года выдано 168 предписаний по результатам рассмотрения жалоб (в 1 полугодии 2023 года -120), выдано около 500 предписаний при согласовании закупок у единственного поставщика; возбуждено 205 (200) административных дел в отношении должностных лиц заказчиков, членов комиссий, в результате рассмотрения которых привлечено к ответственности 87 (159) должностных лиц, уплачено штрафов на сумму 1,427 млн. руб (1,515млн.руб в 1 полугодии 2013 года).

 

По нарушениям антимонопольного законодательства в отношении органов власти возбуждено 54 дела (43), в результате рассмотрения которых выдано 41 (24) предписание, возбуждено 51 (49) дело в отношении   виновных должностных лиц, из них 29 (35) привлечено к административной ответственности, сумма взысканных штрафов 590 тыс. руб. (271 тыс. руб. в 1 полугодии 2013 года).

 

Рост количества обращений в антимонопольный орган на ненадлежащую рекламу со 103 в прошлом году до 200 в этом году привело к незначительному росту возбужденных дел (67 в 1 полугодии 2014 года и 53 в 1 полугодии 2013 года) и соответственно росту числа привлеченных юридических и должностных лиц к административной ответственности (45 лиц привлечено к ответственности на сумму 1 719 тыс. руб. в 1 полугодии 2014 года, 34 лица на сумму 1 218тыс.руб. в 1 полугодии 2013  года).                    

Нарабатывается в Челябинском УФАС России практика по применению ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Антимонопольный орган осуществлял контроль за соблюдением антимонопольных требований при осуществлении торговли посредством организации торговой сети путем проведения внеплановых и плановых проверок, нарушений выявлено немного – всего 4, но они представляют интерес.

 

Всего в 1 полугодии 2014 года в результате рассмотрения заявлений и проведения проверок возбуждено производство по 554 делам (в 1 полугодии 2013 года – 407), в результате рассмотрения которых выдано 294 предписания (в 1 полугодии 2013 года - 245) и 30 предупреждений и 31 предостережение (38 и 3 соответственно).

 

За нарушение рекламного, антимонопольного законодательства и законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд возбуждено и рассмотрено 456 дел об административном правонарушении (383), по итогам рассмотрения которых, выдано 274 постановления о наложении штрафа (293)  на сумму более 15,5 млн. руб. (31,6 млн. руб в 1 полугодии 2013 года), взыскано штрафов на сумму более 7 млн. руб (8,8 млн.руб. в 1 полугодии 2013 года).