Челябинское УФАС России провело рабочую группу по развитию конкуренции на рынке Челябинской области по оказанию услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств

21 мая в Челябинском УФАС России состоялось заседание рабочей группы по развитию конкуренции на рынке Челябинской области по оказанию услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств

 

Участники заседания:

1. Сапрыкина Н.В. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

2. Береговая А.Я. – прокурор отдела Прокуратуры Челябинской области;

3. Баймакова М.Л.  – представитель Законодательного собрания Челябинской области;

4. Бруй А.А.  – председатель Челябинского регионального отделения ВПП «Автомобильная России»;

5. Живец Н.И.- председатель Челябинского Областного Отделения Общественной Организации «Всероссийское общество автомобилистов»;

6. Иванова Р.С. - начальник отдела государственных программ и национальных программ Министерства экономического развития Челябинской области;

7. Изюмников К.В. - заместитель начальника отдела правовой экспертизы и договорной работы Администрации г. Челябинска;

8. Мацак Я.Ю. - представитель ООО «Автоград»;

9. Мецлер О.А.  – представитель Министерства экономического развития Челябинской области;

10. Соколова Н.А. - представитель ЧРО ООО «Деловая Россия»;

11. Черниченко Е.Г. - представитель Управления дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска;

12. Сташков К.В. - представитель ООО « Автоград».

13. Соболевская Т.М..-начальник отдела контроля торгов и органов власти  Челябинского УФАС России.

ГУ МВД России по Челябинской области и ГИБДД УМВД России по г. Челябинска сообщили о нецелесообразности участия их представителей в данном заседании.

 

 

Выступила Сапрыкина Н.В.:

 

Правительством Российской Федерации 2 апреля 2014 г.  одобрен Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.  Стандарт разработан в целях реализации пункта 2 дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2579-р.

Стандартом предусмотрены целевые показатели развития конкуренции в регионах: отраслевые (на социально значимых рынках) и системные.  Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым Федеральной антимонопольной службе поручено оказать содействие во внедрении Стандарта в 6 пилотных регионах: Республике Татарстан, Хабаровском крае, Волгоградской, Нижегородской и Ульяновской областях, г.Санкт-Петербург. 

С  января 2015 года во всех  субъектах РФ, в том числе в Челябинской области должен быть внедрен Стандарт развития конкуренции (далее – Стандарт) и разработана Дорожная карта развития конкуренции  Челябинской области.

 В целях подготовки к внедрению указанного Стандарта и разработки Дорожной карты развития конкуренции  Челябинской области Челябинским УФАС России организовано заседание указанной рабочей группы. Участникам рабочей группы предложено высказать предложения, как по перечню значимых для развития конкуренции рынков, так и по конкретным мероприятиям, которые могут быть включены в Дорожную карту развития конкуренции  Челябинской области.

 

Сапрыкина Н.В. сообщила, что в адрес Челябинского УФАС России неоднократно на протяжении длительного периода поступают обращения граждан с жалобами на действия компании, осуществляющей эвакуацию и хранение транспортных средств на специализированной стоянке задержанного транспорта.

Челябинским УФАС России в рамках работы по данным обращениям было установлено, что в городе Челябинске данную деятельность осуществляет только одна организация – ООО «Автоград», по результатам экономического анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по эвакуации и хранению задержанного транспорта положения данной компании признано доминирующим.

На территории города Челябинска действует решение Челябинской городской Думы, которое определяет возможность осуществления деятельности такого нестационарного объекта как «специализированная» автостоянка. Однако порядок отбора хозяйствующих субъектов, которые могли бы оказывать услуги по эвакуации и хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках не определен какими-либо нормативными актами.

Также при изучении вопроса, связанного с развитием конкуренции на названном товарном рынке, было проанализировано соглашение, заключенное   между  Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску и ООО «Автоград» 26.12.2012 о взаимодействии Управления и Общества по вопросу организации перемещения транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения и возврата транспортных средств, на территории города Челябинска (далее – Соглашение).

Анализ Соглашения показал, что оно содержит признаки антиконкурентного акта, поскольку заключено в отсутствие конкурентных процедур и информированности неопределенного круга лиц о возможности его заключения.

При заключении указанного Соглашения иные хозяйствующие субъекты не были информированы о такой возможности, в связи с чем Челябинским УФАС России по результатам рассмотрения дела о нарушении Управлением и Обществом антимонопольного законодательства Соглашение было признано нарушающим статью 16 Закона о защите конкуренции.

На сегодняшний день  решением  Арбитражного суда Челябинской области от 14.01.2014 по делу № А76-23240/2013 и Постановлением  Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по тому же делу решение Челябинского УФАС России было признано недействительным, поскольку, по мнению судебных инстанций, существуют муниципальные правовые акты, регулирующие порядок присвоения автостоянке статуса «специализированная», что обеспечивает возможность выхода на рынок иным организациям.

 В настоящее время Челябинским УФАС России готовится кассационная жалоба  на эти судебные акты.  Кроме того, поступают обращения граждан на действия  ООО «Автоград», связанные с оплатой услуг по хранению и перемещению задержанных транспортных средств,  в связи с чем  указанный рынок заслуживает особого внимания. 

 

Выступили: Живец Н.И.,  предложил инициировать внесение изменений в Закон Челябинской области  №288-ЗО от 29.03.2012 года, и конкретизировать порядок отбора хозяйствующих субъектов, например, путем введения процедуры проведения торгов.    

 Выступили: Живец Н.И.,  Баймакова М.Л., Береговая А.Я.

Сообщили об отсутствии интереса иных хозяйствующих субъектов осуществлять данный вид деятельности ввиду необходимости значительных финансовых вложений (получение земельного участка, покупка дорогостоящих автоэвакуаторов).  Также указали, что законодательные органы власти субъекта Челябинской области не наделены, по их мнению, полномочиями по разработке порядка отбора указанных хозяйствующих субъектов, ввиду того, что указанные функции отнесены к  полномочиям федеральных органов власти.

Выступила Сапрыкина.Н.В.: предложила  поддержать предложения  о внесении  изменений в Закон Челябинской области  №288-ЗО от 29.03.2012 года, определив в нем прозрачный порядок отбора хозяйствующих субъектов, поскольку доступ на этот рынок должен быть открыт всем заинтересованным хозяйствующим субъектам,  в свою очередь, определение нескольких стоянок на территории города приведет к снижению временных затрат граждан, связанных с возвратом задержанных транспортных  средств, а также снижению стоимости услуг ввиду сокращения километража доставки транспортного средства на специализированную стоянку, который рассчитывается по  соответствующему тарифу.

 

Решили:

1. Челябинскому УФАС России изучить вопрос о развитии конкуренции на  рынке эвакуации и хранения задержанных транспортных средств, в том числе о количестве компаний, готовых к выходу на данный рынок и способных оказывать соответствующие услуги, для чего разместить на сайте территориального антимонопольного органа анкету-опрос для хозяйствующих субъектов о наличии (отсутствии) экономической заинтересованности в оказании данных услуг, а также о проблемах, административных барьерах, препятствующих выходу на данный рынок новым организациям.

2.Челябинскому УФАС России инициировать сбор предложений  о необходимости определения порядка отбора хозяйствующих субъектов  в целях  осуществления ими как хранения, так и эвакуации задержанных транспортных средств, а также о форме такой процедуры (конкурсный отбор, заявительный порядок на основании соответствующего соглашения с органами ГИБДД, определение на законодательном уровне регулируемого (фиксированного) тарифа на транспортировку транспортного средства вне зависимости от километража и количества специализированных стоянок и так далее). В рамках инициативы провести соответствующий интерактивный опрос, обобщить предложения, выработать соответствующую позицию по данному вопросу для включения ее в Дорожную карту.