О новых требованиях к проведению государственных и муниципальных закупок

Вступление с 01.01.2014 в законную силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) повлекло ряд новаций в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе в части порядка согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Так, новый порядок заключения контракта, в случае признания закупки несостоявшейся, определен в пункте 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а также в Приказе Минэкономразвития России от 13.09.2013 №  537,  «О порядке согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Правоприменительная практика по вопросу согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком выявила следующие типовые нарушения, допускаемые заказчиками при формировании документации о закупке (далее читать по тексту также извещение о проведении запроса котировок):

- содержание в документации о закупке неоднозначной информации в части:

- отсутствия исчерпывающего перечня документов и сведений, которые должны содержаться в составе заявки участника закупки (при проведении аукциона - в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, при проведении открытого конкурса – пункта 4 статьи 50 Закона о контрактной системе, при проведении запроса котировок – пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, при проведении запроса предложений - пункта 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе.

- отсутствия конкретных требований, предусмотренных действующим законодательством в отношении участника закупки, без учета специфики предмета закупки в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

- отсутствие обязательного требования к участникам закупки в части отсутствия между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, а также необходимости декларирования соответствия участника закупки данному требованию в составе второй части заявки в нарушение пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

- отсутствие в документации о закупке порядка предоставления обеспечения исполнения контракта заказчиком в части требования о выдаче банковской гарантии банками, отвечающими требованиям налогового законодательства и указанными в части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе.

- отсутствие в документации о закупке определенного срока действия контракта, что не позволяет определить срок предоставления обеспечения исполнения контракта в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

- отсутствие в проекте контракта срока возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.

- отсутствие в проекте контракта фиксированных мер ответственности в виде штрафов как для заказчика, так и для поставщика в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

- наличие в проекте контракта фиксированного размера пени в отношении поставщика, который фактически должен быть определен по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, в виду возможности расчёта пени  только в ходе исполнения обязательств сторонами, в нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

- расчет начальной (максимальной) цены контракта не содержит сведения об источниках информации (реквизитах прайс-листов, коммерческих предложений, дате и номере заключенного контракта и т.д.), а лишь указание на ценовые предложения без учета положений Методических рекомендаций, предусмотренных частью 20 статьи 22 Закона о контрактной системе.

- отсутствие в проекте контракта (спецификации, техническом задании) информации о количестве и наименовании приобретаемого товара (работ, услуг), о характеристиках (товаров, работ, услуг), в отношении которых должны быть указаны конкретные показатели, что может привести к включению в него условий, не предусмотренных частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе (частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе – при проведении открытого конкурса, частью 8 статьи 78 Закона о контрактной системе – при проведении запроса котировок, частью 17 статьи 83 Закона о контрактной системе – при проведении запроса предложений).

            NB! Обращаем внимание заказчиков, что при предоставлении в антимонопольный орган документов и сведений для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) необходимо направлять помимо согласия участника закупки на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) на условиях документации о закупке, также  заявку единственного участника закупки, а также иные документы по требованию контрольного органа.

Также антимонопольный орган обращает внимание, что при направлении заказчиками документов в антимонопольный орган на согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик не вправе заключать (подписывать) контракт с участником закупки до принятия (изготовления в полном объеме) контролирующим органом процессуального решения.

При этом, за нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2.1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.