Интервью с заместителем руководителя Н.В. Сапрыкиной

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

Многим Федеральная антимонопольная служба известна как основной контролер в области государственных закупок. С 1 января 2014 года вступил в силу новый закон о госзакупках. Сохраняет ли служба свои полномочия в этой сфере?

 

10 марта 2004 года Федеральной антимонопольной службе исполнилось 10 лет. При этом за всю историю своего существования антимонопольный орган неоднократно менял свое названием (Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации; Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства). Но все это время мы занимались контролем в сфере госзакупок и продолжаем контролировать данную сферу по сей день, даже после вступления в силу нового закона .

Так, до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" антимонопольные органы обеспечивали контроль за соблюдением антимонопольных требований к торгам. Ведь до 1 января 2006 года действовал Закон РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

При этом статьей 9 указанного закона были установлены антимонопольные требования к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления. Правда, в ту пору эффективным этот контроль назвать было сложно.

 

 

Назовите причины неэффективности этого контроля?

 

Причин несколько. Во-первых, в 2004 году действовал Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", который очень многие вопросы, регулирующие порядок проведения закупок, оставлял на откуп заказчикам, устанавливал достаточность публикации извещения о торгах только в печатных СМИ, которые  выбирались заказчиком самостоятельно, четких правил конкурсного отбора фактически не предусматривал.

Во- вторых, у антимонопольных органов не было возможности приостановить закупку, оперативно рассмотреть жалобу и выдать предписание. Фактически мы только констатировали многочисленные нарушения, когда контракты были уже исполнены. При этом административной ответственности за данные нарушения законодательство также не предусматривало.

 

 

Что же изменилось за это время?

 

Практически сразу после создания Федеральной антимонопольной службы Центральный аппарат ФАС России приступил к разработке нового закона, предусматривающего прозрачные процедуры размещения заказа и эффективную процедуру обжалования допущенных нарушений. И такой закон был принят уже в июле 2005 года - Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу с 1 января 2006 года.

Всем известны его основные достижения. Появление официального сайта, на котором размещается информация о всех государственных и муниципальных закупках страны, четкость процедур размещения заказов, единство законодательства в этой сфере, переход всей страны к электронному документообороту посредством введения электронных аукционов.

 

 

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу с 1 января 2014 году, существенно изменил полномочия ФАС в сфере контроля госзакупок?

 

Нет, служба по-прежнему проводит плановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок, а также проводит внеплановые проверки в отношении  любых заказчиков и рассматривает жалобы участников закупки, ведет реестр недобросовестных поставщиков.

Вместе с тем, в настоящее время в такой реестр включаются не только непосредственно участники закупки, но и информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Основаниями включения этих сведений в Реестр являются: уклонение участника закупки от заключения контрактов, расторжение с ним контракта по решению суда или односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контрактов.

Вместе с тем, появились и новые органы контроля в данной сфере. К их числу следует отнести органы Казначейства и Росфиннадзора. В полной мере они начнут осуществлять контроль с 2016 года.

Например, органы Росфиннадзора, иные органы внутреннего государственного или муниципального финансового контроля должны будут осуществлять контроль в отношении:

соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;

обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Поэтому нам нужно совместными усилиями выстроить эффективную систему контроля. Таковы наши планы на будущее.